Перспективы американо-израильских отношений на фоне подготовки к президентским выборам в США. Часть 2

Если в рядах демократов список номинантов партии на ключевой пост перевалил за 20, что дает им большое пространство для маневра при выдвижении единого кандидата, то среди республиканцев их пока 2 – Д.Трамп и У.Уэлд. Последнего воспринимать всерьез довольно сложно ввиду его низкой популярности в обществе и удаленности от республиканской партии как таковой (в 2016 г. он претендовал на должность вице-президента от Либертарианской партии). Вместе с тем на израильском треке его идеи звучат весьма комплиментарно для Израиля.

Прежде всего, У.Уэлд считает Израиль важнейшим компонентом в ближневосточной политике США и единственным демократическим союзником в регионе. При этом доказал свою приверженность этим принципам политик не словом, а делом: будучи губернатором Массачусетса, он отправлял торговые миссии в Иерусалим, не скрывая, что считает это свидетельством признания столичного статуса города. Кроме того, по иранской проблематике он также близок Израилю, хотя это не совсем очевидно. Несмотря на то, что У.Уэлд саму ядерную сделку поддержал, его формула в отношении СВПД сводилась к тому, чтобы обеспечивать реализацию соглашения или положить ей конец, если Иран будет заподозрен в нарушениях. Это, разумеется, не повторенная Д.Трампом идея Б.Нетаньяху «реформируйте или откажитесь», но и не защита СВПД или Ирана любой ценой. Более того, это во многом созвучно мыслям, высказанным экс-министром обороны, а ныне депутатом Кнессета от «Кахоль-Лаван» М.Яалоном, который также полагал, что целесообразнее дождаться невыполнения Ираном соглашения для того, чтобы перейти к его развалу.

Как бы там ни было, У.Уэлд серьезным соперником Д.Трампа не является, а значит наиболее вероятным сценарием для действующего президента становится попытка избраться на второй срок, для чего уже сейчас необходимы некоторые корректировки курса, основанные на потенциальных запросах электората. По данным опросов  Jewish Electoral Institute, Израиль находится в числе тем, наименее популярных у еврейских избирателей США. Приоритетными для них становятся, как и всегда, внутренние проблемы социально-экономического характера. Однако стоит заметить, что, по мнению респондентов, Демократическая партия недостаточно занимается борьбой с антисемитизмом, на чем Д.Трамп может сыграть, правильно выстроив предвыборную программу.

Впрочем, пока эта задача решается весьма своеобразно. С одной стороны, республиканцы на примере демократов, наиболее непримиримо настроенных к Израилю, таких как Р.Тлалиб или И.Омар, пытаются показать антиизраильский дух всей партии. С другой стороны, команда самого Д.Трампа в лице госсекретаря М.Помпео обещает бороться с антисемитизмом в Великобритании. Так, по данным СМИ, в распоряжении которых оказались аудиозаписи закрытой встречи М.Помпео и лидеров крупнейших американских еврейских организаций, он пообещал противостоять любой враждебной активности лейбористов во главе с Дж.Корбиным, угрожающей британским евреям. Впрочем, это высказывание было расценено, скорее, как попытка повлиять на внутриполитические процессы в Великобритании, нежели как свидетельство приверженности защите еврейских общин по всему миру. Да и прямого отношения к безопасности евреев США это не имело.

Другая проблема Д.Трампа перед выборами – мирный процесс. «Сделка века»  была частью обещаний, данных во время прошлой избирательной кампании, но обнародована так и не была. На следующей неделе в Бахрейне будет обсуждаться экономическая проблематика мирного урегулирования, однако, из-за позиции палестинцев от нее много не ждут. Частично торпедирует процесс и Иордания, король которой согласился послать делегацию на бахрейнскую встречу, но сделал это не без давления США. Параллельно с этим в воскресенье специальный представитель президента США на международных переговорах Дж.Гринблатт сообщил, что проект полностью мог бы быть завершен уже нынешним летом, но не исключено, что его анонсирование будет перенесено на ноябрь из-за необходимости дождаться формирования нового израильского правительства.

Однако истинные задачи американской администрации, способные обеспечить политическое выживание Д.Трампа, видятся несколько иначе. Во-первых, частично сделка, а точнее ее идея, выполнила свою задачу, показав яркий контраст подходов Б.Обамы и Д.Трампа. Однако в том, что касается привлечения электората, такая тактика выгоды не принесла, соответственно, целесообразнее ее свернуть. Особенно это касается разговоров о перспективах признания израильского суверенитета над территориями на Западном берегу р. Иордан. Мысль эту озвучил посол США в Израиле Д.Фридман и его  поддержал Дж.Гринблатт, создав этим сложности как Б.Нетаньяху, так и Д.Трампу. Наконец, сложно сказать сейчас, будет ли проект урегулирования целесообразен в случае неудачи Б.Нетаньяху на новых выборах. Возможно, руководствуясь всеми этими соображениями в совокупности, во вторник, официально объявляя о начале кампании по переизбранию, президент предпочел ближневосточную повестку дня не афишировать.

Таким образом, пока в рядах республиканцев у Д.Трампа конкуренция, скорее, номинальная, а основной риск соперничества связан с тем, кого в итоге изберут своим кандидатом демократы. Помимо социально-экономической проблематики, традиционно приобретающей больший вес по мере приближения даты голосования, Д.Трампу для привлечения избирателей, особенно из числа представителей еврейских общин, следовало бы сосредоточиться на противодействии антисемитизму, причем не в Европе, а в США. Однако работа на этом направлении потребует неизбежного обращения к крайне отстрой проблеме отношений между течениями иудаизма в США и Израиле, поскольку, как показала атака на синагогу в Питтсбурге, в Израиле далеко не все были готовы признать место происшествия именно синагогой. Вместе с тем внешний, особенно американский упрек в засилье ортодоксов во власти карьера премьер-министра Б.Нетаньяху может не перенести.

«Сделка века» также находится в режиме ожидания, и то, в каком виде будет продвигаться данный пункт, зависит не только от исхода голосования 17 сентября в Израиле. Пока, судя по всему, наиболее вероятным противником в главной борьбе считается Дж.Байден, поэтому после официального старта избирательной кампании от Д.Трампа ожидают похожих действий, что и в период борьбы за первый президентский срок. Однако ближе к ноябрю, т.е. за год до выборов, станет более очевидным, кому отдают предпочтение демократы – представителю бывшей команды Б.Обамы, с которым снова нужно будет играть на контрастах, или лидеру из числа представителей т.н. «новой волны», недостаточно хорошо знакомых с ближневосточными реалиями, поэтому в данный период курс снова может быть скорректирован.

62.86MB | MySQL:102 | 0,498sec