О визите министра иностранных дел Израиля Исраэля Каца в ОАЭ

Министр иностранных дел (на этот пост он был официально назначен только 29 мая, а с 17 февраля текущего года был исполняющим обязанности министра иностранных дел) и по делам разведслужб Израиля, член узкого кабинета министров (именуется также межминистерской комиссией) по иностранным делам и безопасности Исраэль Кац (Ликуд) посетил Абу-Даби в рамках заседания комитета ООН по вопросам охраны окружающей среды, состоявшегося на прошлой неделе в столице Объединенных Арабских Эмиратов (ОАЭ). Обращает на себя внимание то обстоятельство, что первоначально обнародование данного факта было запрещено израильской военной цензурой, и лишь в воскресенье запрет был снят. Израильские СМИ сочли необходимым особо подчеркнуть, что речь идет о первой поездке высокопоставленного израильского министра в арабское государство после Бахрейнской экономической конференции, проведенной в Манаме, столице этого островного арабского государства по инициативе США и связанной с подготовленной администрацией президента Д.Трампа так называемой «сделкой века» – новым планом регионального мирного урегулирования арабо-израильского конфликта. Представляется уместным напомнить о том, что на Бахрейской конференции, в которой участвовали чиновник среднего, а не высшего ранга, еврейское государство представлял не министр, а бывший координатор действий израильского правительства на территориях генерал-майор Иоав (Поли) Мордехай.

Согласно появившейся в израильских СМИ информации, ходе своего визита в ОАЭ израильский министр иностранных встретился с находившимся там генеральным секретарем ООН Антониу Мануэлом де Оливейрой Гуттеришем. В беседе с ним Исраэль Кац поднял вопрос о пленных и пропавших без вести израильтянах, удерживаемых в контролируемом ХАМАСом секторе Газа (речь идет о 3 психически неуравновешенных израильских гражданах – двух арабах и одном еврее, которые добровольно пересекли границу между Государством Израиль и сектором Газа, и телах двух израильских военнослужащих — лейтенанта Гадара Гольдина и старшего сержанта Орона Шауля, которые погибли летом 2014 года, в ходе операции «Несокрушимая скала», которую ЦАХАЛ проводил в секторе Газа).

Помимо этого, министр Исраэль Кац встретился с «одним из высокопоставленных государственных лидеров Объединенных Арабских Эмиратов», имя которого в открытой печати названо не было. Как было сообщено, в ходе этой встречи обсуждались различные «аспекты проблем регионального значения и двухсторонние отношения между государствами». Следует упомянуть о том, что между Израилем и ОАЭ нет официальных дипломатических отношений на уровне послов, однако на протяжении уже многих лет существуют интенсивные, хотя и негласные дипломатические контакты, а также экономическое сотрудничество в различных сфера. В ноябре 2015 года израильское Министерство иностранных дел сообщило об открытии своего официального представительства (не на уровне посольства) в Абу-Даби, однако власти ОАЭ со своей стороны постарались обойти этот факт молчанием из опасения перед давлением со стороны арабских и мусульманских государств, активно выступающих против нормализации отношений с еврейским государством.

Отдельно было упомянуто о том, что в ходе встречи израильского министра иностранных дел с анонимным «высокопоставленным государственным лидером ОАЭ» обсуждался также вопрос о путях противостояния иранской ядерной угрозе, иранским ракетным разработкам и «использованию Ираном террора и насилия против региональных интересов». Учитывая достигшую в последние дни очередного пика военную напряженность в Персидском заливе и возможность прямого военного противостояния с Ираном, которое рассматривается в Израиле как реальная в свете угроз иранского руководства «уничтожить Израиль за полчас» и недавнего массированного удара ВВС и ВМС Израиля по военным базам иранского Корпуса стражей исламской революции и «Хизбаллы» на территории Сирии, военные консультации между Израилем и ОАЭ представляются абсолютно закономерными.

Помимо этого, как и следовало ожидать, обсуждалась совместная деятельность по развитию экономических связей между Израилем и ОАЭ в различных сферах, в частности – в высоких технологиях, энергетики, сельском хозяйстве и водном хозяйстве. К сфере развития экономического сотрудничества относится и тот факт, что министр иностранных дел Исраэль Кац представил в Абу-Даби израильскую инициативу «Железной дороги к региональному миру», которая подразумевает «экономическое и стратегическое соединение Саудовской Аравии и арабских государств Персидского залива через территорию Иордании с израильской железнодорожной системой и в частности с портом Хайфа» на Средиземном море, к которому названные государства, как известно, не имеют выхода.

Перед возвращением на родину министр Исраэль Кац заявил сопровождавшим его в поездке израильским журналистам: «Я взволнован от того, что я стою здесь, Абу-Даби и представляю интересы Государства Израиль перед арабскими государствами Персидского залива. Это качественно новый уровень связей между Израилем и государствами региона. Я продолжу действовать совместно с премьер-министром Биньямином Нетаньяху с тем, чтобы продолжать реализацию политику нормализации с позиции экономической и военной мощи, опирающейся на потенциал Израиля как в сферах безопасности и разведки, так и в различных сферах экономики регионального значения. Я вижу в этом один из центральных вызовов в своей должности министра иностранных дел, и я намерен продолжать проведение этой политики и в будущем».

В заключение представляется уместным упомянуть о том, что в понедельник на прошлой неделе директор Моссада Йоси Коэн заявил, выступая на Герцлийской конференции по национальной безопасности (эти ежегодные конференции проводятся с 2000 года Институтом внешней политики и стратегии, работающим при Междисциплинарном центром в Герцлии), что «с двумя из арабских государств у Израиля есть официальные отношения. Однако к этому важному кругу присоединились и дополнительные государства,  с ними есть разносторонние сотрудничество. Они ищут реального решения региональных конфликтов. Моссад способен помочь в достижении мира. Я могу открыть, что для того, чтобы укрепить наш потенциал в сфере достижения мира, мы создали управление по укреплению политического статуса Израиль. Задача состоит в том, чтобы достичь заключения глобального мирного договора».

62.84MB | MySQL:102 | 0,647sec