Фактор международного давления на противостояние военных и оппозиции в Судане

Основная сила суданской оппозиции — альянс «За свободу и перемены» (ЗСП) — призвала граждан страны провести грандиозную акцию протеста против военных властей в середине нынешнего месяца. Об этом в понедельник 1 июля сообщил телеканал «Аль-Арабия». По имеющейся информации, оппозиционный альянс намерен провести 13 и 14 июля «многомиллионные протестные демонстрации и акции гражданского неповиновения по всей стране». Минувшим днем в столице страны, Хартуме, прошел «марш миллионов», в котором приняли участие десятки тысяч человек. Он проводился по призыву альянса «За свободу и перемены». Основным требованием оппозиции является немедленная передача Военным советом власти в стране гражданским силам. В Хартуме и Порт-Судане силы безопасности активно применяли против демонстрантов слезоточивый газ, в ряде мест произошли столкновения с полицией. В ходе массовых акций протеста, по последним данным, не менее семи человек погибли, еще 181 получил ранения. В этой связи отметим, что в протестах приняло участие тысячи человек, однако заявленных оппозиционным альянсом «За свободу и перемены» миллионов собрать не удалось. Накануне армия и оппозиция обменялись взаимными обвинениями, заведомо возложив друг на друга ответственность за возможные жертвы. В субботу 29 июня было объявлено, что силы безопасности приказали торговцам закрыть свои магазины в центре столицы в воскресенье и не выходить в этот день на работу. Между тем, как сообщил в воскресенье телеканал «Скай ньюс Арабия»,  30 июня представители Военного совета провели встречу с представителями альянса «За свободу и перемены» — первую с момента силового разгона лагеря протестующих в начале июня, после чего их диалог о будущем переходного периода страны и формировании исполнительных органов власти был прерван. О результатах переговоров не сообщается. Судя по всему, договориться о главном условии — принципов формирования Суверенного переходного совета — сторонам не удалось. Иначе бы не было прошедших манифестаций, и, что главное, призывов повторить их через две недели. Суть противоречий в этом вопросе — количество представителей от ВС и ЗСП и главы этого органа. Армия считает, что это должен быть их представитель, оппозиция требует фактически полной передачи ей власти путем количественного преимущества в этом совете.

В этой связи  отметим, что суданские военные сейчас пытаются маневрировать, сочетая демонстрацию к компромиссу и переговорам и жесткие репрессивные меры по разгону протестующих. В рамках первой стратегии Военный совет Судана заявил в воскресенье 30 июня о готовности начать немедленные переговоры с оппозицией на основе посреднической инициативы Африканского союза (АС). Об этом сообщил телеканал «Аль-Хадас». В обнародованном заявлении армии отмечается, что Военный совет принимает инициативу АС и готов на ее основе начать переговоры. «Предложение Африканского союза, выработанное совместно с Эфиопией, является отличной переговорной базой, — говорится в коммюнике. — Мы надеемся на всеобъемлющее политическое решение с участием всех сторон». Любые усилия по урегулированию политического кризиса в стране будут осуществляться отныне под эгидой АС, заверили военные. За неделю до этого с аналогичным заявлением выступила оппозиция. Лидеры суданской оппозиции приняли предложение Эфиопии, выполняющей посреднические усилия в урегулировании политического кризиса в Судане, о формировании в стране переходного руководящего органа. Об этом сообщило в субботу 23 июня агентство Рейтер. По его данным, оппозиция одобрила план эфиопской стороны, включающий в себя в том числе формирование временной руководящей структуры, в которую должны войти семь гражданских и семь военных представителей, а также еще одно независимое лицо. Предполагается, что данный орган будет действовать до проведения в Судане всеобщих выборов. Как отмечает агентство, оппозиционеры согласились со всеми пунктами предложенного Эфиопией плана. «Мы считаем, что принятие нами предложения выступающей в качестве посредника Эфиопии является стимулом для всех сторон к выполнению обязательств по продолжению поиска политического решения [конфликта]», — приводит Рейтер заявление оппозиции. Ее представители также потребовали, чтобы данный план одобрил сформированный суданской армией Военный совет, сообщает агентство, журналистам которого удалось ознакомиться с документом. Армия это условие оппозиции формально выполнила, что совершенное не означает того, что эти переговоры приведут к какому-то осязаемому результату. Такую готовность ВС в принципе надо рассматривать как свидетельство того, что американское и эфиопское давление частично приносит свои плоды.

14 июня помощник государственного секретаря США по делам Африки Тибор Надь поздравил министра иностранных дел Эфиопии Геду Андаргачева с успехами в усилиях  премьер-министра Абия Ахмеда Али по посредничеству между Переходным военным Советом (ПВС) и ЗСП. Вице-президент ПВС Хемидти отдал приказ своим Силам быстрой поддержки (RSF) воздерживаться от любых силовых действий, наподобие тех, в результате которых  3 июня погибли более 100 человек. Поздравлял американец своих эфиопских коллег рано. По нашим данным, ПВС провел рокировку: силы RSF заменили в роли главного усмирителя протестов насильственными способами отрядами вооруженных до зубов ополченцев, включая силы, лояльные Национальной службе разведки и безопасности (НССБ) и партии Национальный Конгресс. Прибыв в Хартум 12 июня, посланник Дональда Трампа провел переговоры с главой ПВС генералом Абдель Фаттахом аль-Бурханом. Он заявил о своей поддержке эфиопского решения, заключающегося в создании переходного совета из 15 членов в составе 8 гражданских лиц и 7 военнослужащих. Он также пообещал, что Вашингтон вскоре направит в Хартум бывшего специального посланника США по Судану Дональда Бута. Как и Африканский союз (АС) и Эфиопия, американцы хотели бы, чтобы военный аппарат и аппарат безопасности Судана были кардинально зачищены как можно скорее о исламистов. Серьезное наличие в армии и силовых структурах страны исламистов вызывает солидарные опасения о реванше «Братьев-мусульман» как у США, так и у КСА и ОАЭ.  И на этом их единство точек зрения относительно  путей решения суданского кризиса заканчивается.

США совместно с АС сделали упор в своей тактике на постоянный дипломатический и политический прессинг на ПВС. 25 июня Госдепартамент США заявил, что он оказывает давление на правящий Переходный военный совет (ПВС), чтобы передать власть гражданской администрации во главе с оппозиционными силами «За свободу и перемены» (ЗСП), особенно акцентируя внимание на том, что «любое одностороннее правительство не будет заслуживать доверия». Одновременно подкомитет по Африке комитета Палаты представителей США по иностранным делам  26 июня организовал слушания на тему «Ответ США на политический кризис в Судане» с участием Макилы Джеймса, заместителя помощника секретаря по Восточной Африке и Судану и  Рамси Дэя, который является старшим заместителем помощника администратора USAID для Африканского бюро. В рамках слушаний Джеймс заявил депутатам, что усилия Госдепа в поддержку формирования гражданской временной администрации в осуществлении необходимых реформ и подготовки к выборам. «Мы стремимся помочь суданскому народу избежать многих рисков, таких как военное правление, возвращение к конфликту между ополченцами и силами безопасности и возрождение партии Национального конгресса и других политических партий, которые стремятся противостоять их стремлению»,- сказала она. Для достижения этой цели Госдеп в настоящее время  работает над мобилизацией совместной международной и региональной поддержки предпринимаемых под эгидой АС  усилий по содействию достижению соглашения о правительстве, которое должны возглавлять гражданские лица. «Мы очень решительно заявили, что одностороннее правительство, сформированное ПВС, не будет заслуживать доверия и не будет приемлемым», — сказал он, предупредив, что такое правительство столкнется с очень большими трудностями в рамках своего взаимодействия  с международным сообществом. То есть, если называть вещи своими именами, США пригрозили Хартуму возвращением всего комплекса санкционного давления и международной экономической изоляции времен президента Омара аль-Башира. Отвечая на вопрос о любых карательных мерах, которые администрация может принять для прекращения насилия в отношении гражданских лиц, Джеймс сказал, что они рассматривают все варианты, включая возможные санкции. «Мы рассматриваем все варианты, включая санкции в будущем, если повторится какое-либо насилие», — сказала она. И этот тезис уже постарались развить в Конгресса США. Демократический председатель Комитета по иностранным делам Палаты представителей Элиот Энгель призвал администрацию США санкционировать лидера RFS Хемидти. Возглавляемые им силы обвиняются в жестоком нападении 3 июня и убийстве более сотни протестующих. Однако лидер ополчения, который также является заместителем главы Переходного военного совета, отрицает это обвинение. 28 июня Энгель направил соответствующее письмо государственному секретарю Майку Помпео и министру финансов Стивену  Мнучину. «Поскольку массовые протесты против Переходного военного совета Судана, как ожидается, возобновятся 30 июня, я обеспокоен тем, что новые насильственные репрессии неизбежны. Это требует немедленных действий США», — подчеркнул он. Конгрессмен напомнил Помпео и Мнучину, что согласно ранее принятым в США «всеобъемлющего закона о мире в Судане,  «закон о мире и подотчетности в Дарфуре»,  положения «Глобального закона Магнитского о подотчетности в области прав человека» уполномочивают их санкционировать лидера «восстановленной версии джанджавидов». «Введение санкций в отношении Хемидти и сил оперативной поддержки подтвердило бы нашу непоколебимую поддержку демократических принципов в Судане и направило бы мощный сигнал суданскому народу о том, что Соединенные Штаты солидарны с ним в его борьбе за прекращение нарушений прав человека в рамках переходного Военного Совета Судана», — сказал он.

Эта же тема активно используется и Брюсселем. Представитель Европейского союза по иностранным делам и политике безопасности опубликовал в пятницу 28 июня заявление, в котором призвал правящий ПВС воздержаться от применения насилия в отношении гражданских лиц.

Отметим, что это заявление было сделано накануне «марша миллионов». Заявление было выпущено, поскольку оппозиционные силы «За свободу и перемены» готовились к огромной демонстрации в воскресенье, чтобы заставить ПВС  «обеспечить безопасность всех в Судане и воздерживаться от любого применения насилия в отношении протестующих». Европейский союз далее призвал к взаимодействию с оппозицией, подчеркнув, что «любые односторонние действия, которые могут еще больше дестабилизировать ситуацию, идут вразрез с законными чаяниями суданского народа на мир и примирение». Это второе такое заявление. 17 июня ЕС выступил с решительным заявлением, в котором осудил жестокое нападение 3 июня, в результате которого более сотни протестующих были убиты силами безопасности.

В заявлении подчеркиваются, что  «вся ответственность за произошедшее лежит на ППВС, как органе, отвечающем за защиту населения». Другими словами, коллективный Запад в рамках своего дипломатического прессинга старается минимизировать любую возможность для ПВС силовыми методами ликвидировать организационную группу, которые организовывают эти массовые протесты. И нынешний марш 30 июня стал возможным только благодаря такой политической поддержке.

Эти заявления США и ЕС были сделаны после того, как ПВС безоговорочно отклонил проект соглашения, подготовленный посредником АС и ИГАД Махмудом Дириром. Кроме того, в сообщениях из Аддис-Абебы говорится, что ПВС не проявил необходимого энтузиазма «к совместному проекту соглашения Африканского союза», поскольку он не ответил на их требование о возможности назначения в состав нового правительства технократов и довести число оппозиционеров в новом парламенте  страны   до  67% от общего числа. Среди других пунктов плана АС надо выделить  предложение отложить формирование переходного Законодательного собрания и двух других учреждений  до конца июня. После доработок, на которых настаивала хунта первоначально,  этот план АС больших изменений не претерпел. В нем снова сделан упор на формирование правительства технократов, переходного парламента и органа коллегиального президентства. Отметим также требования в плане о необходимости расследования  событий разгона демонстраций 3 июня и гибели более сотни протестующих. А это уже ясный намек на судебный процесс над силами RFS, которые на сегодня являются основным силовым костяком хунты. Это четко осознает  заместитель главы ПВС и командующий силами RFS Хемидти, который прямо  высказал опасения по поводу будущего своих ополченцев, заявив, что оппозиция хочет расформировать его ополчение. При этом есть противоречивые сообщения о позиции военной хунты по инициативам АС, поскольку некоторые источники говорят, что глава ПВС А.Ф.аль-Бурхан согласился на эту сделку, но он требует больше времени, чтобы убедить этом  своего заместителя Хемидти.

Несколько международных посланников в этой связи сейчас находятся в Хартуме, включая посланника США по Судану Дональда Бута, который работает над обеспечением передачи власти гражданскому правительству. Джеймс, которая приняла участие в недавней встрече в Берлине с западными и региональными партнерами по Судану, сказала, что «они решили направить через него в Хартум еще одно сообщение  и дать понять ПВС, что он будет нести ответственность за любое насилие в отношении гражданских лиц со стороны ополченцев(RSF и призвали вывести эти подразделения  из столицы». Как мы видим, их заменили другие ополченцы, которые официально в кадровый состав силового блока не входят. Но в общем надо констатировать, что требования АС и коллективного Запада о принципах формирования новых органов власти в стране для армии неприемлемы.

Интересно как оценивают в Госдепартаменте контакты на эту тему с ОАЭ и КСА, от которых в принципе зависит по большому счету политическая выживаемость нынешнего суданского режима.  В этой связи Джеймс заявила, что «после неоднократных вопросов о поддержке Саудовской Аравией и Объединенными Арабскими Эмиратами военной хунты эти две страны Персидского залива также заявили Государственному департаменту, что они хотят видеть во главе страны правительство во главе с гражданским лицом». «Это в их интересах, потому что они в основном обеспокоены стабильностью (в Судане), потому что все остальное приведет к более широкой региональной нестабильности. Они посылают нам подобные сообщения. Мы настоятельно призвали их продолжать делать это публично в частном порядке и использовать свои рычаги, когда речь идет о выделении оставшихся 2,5 млрд. экономической поддержки»,  — сказала она далее. В данном случае отметим очень уклончивый комментарии американского представителя. Обратим внимание также на «неоднократные сигналы, апелляции к интересам аравийских монархий, и явное давление на них с точки зрения оказания ими финансовой помощи Хартуму». Из этого следует вывод о том, что единства позиций по архитектуре власти в Судане между американцами и аравийцами пока нет.  Этот момент подтвердили итоги переговоров 29 июня между  специальным посланником США по Судану Д.Бутом и государственным министром Саудовской Аравии по делам Африки Ахмедом бен Абдель Азизом Кахтаном, которые были посвящены текущим усилиям по урегулированию суданского кризиса и обеспечению мирной передачи власти в восточноафриканской стране. Официальное саудовское агентство печати (SPA) в субботу 29 июня заявило, что на встрече обсуждались средства укрепления «безопасности и стабильности в (Судане)». Выступая перед СМИ после встречи, аль-Кахтан предупредил об опасности «экспансии террористических группировок в Судане». Он отметил, что суданский народ при поддержке Саудовской Аравии не допустит гражданской войны и хаоса в Судане, подчеркнув, что такая ситуация «пойдет только на пользу силам терроризма, экстремизма и разрушения». Саудовский дипломат также подчеркнул «необходимость совместных действий и координации позиций между нашими странами и постоянных консультаций, чтобы избежать провала в Судане. Необходимо согласовать комплексный план спасения Судана». Нет ни слова, ни намека на план АС по передаче власти гражданским. Зато есть прямой намек Вашингтону на то, что в случае дистанцирование военных от власти в стране реален всплеск экстремизма и терроризма. Помимо аравийцев за пределами  региона ПВС также может  рассчитывать на поддержку России и Китая, по крайней мере, в Совете Безопасности ООН. К концу правления О.аль-Башира у России сложились тесные отношения с Суданом в области ВТС и безопасности, и Москва уже сигнализировала о своем желании продолжать идти тем же курсом. Как и аравийцы, Россия может опасаться, что демократические реформы приведут к формированию в Хартуме правительства, более ориентированного на Запад, а это означает, что Москва закроет глаза  на репрессивные меры ПВС для сохранения нынешнего статус-кво. Для суданских военных   такая поддержка, по крайней мере, смягчает возможность любых санкций Совета Безопасности ООН против Переходного военного совета, но не избавляет от угрозы американских санкций.

48.72MB | MySQL:111 | 0,776sec