Некоторые тенденции в современном радикальном исламизме

Теоретики радикального исламизма в последнее время все чаще обращают внимание на проблемы, связанные с обеспечением мер безопасности, использованием новых образцов вооружений, методов информационной борьбы, а также вопросами подготовки кадров в условиях всемирной борьбы с терроризмом.

Известный ветеран «всемирного джихада» Абу Мусаб ас-Сури исследует пять основных методов подготовки муджахедов, основанных на богатом практическом опыте ведения боевых действий: подготовка на конспиративных квартирах, подготовка в мелких военно-тренировочных лагерях, в районах предполагаемых операций; открытая подготовка под покровительством государств, в которых муджахедам не угрожает опасность; открытая подготовка в лагерях в зоне боевых действий; полуоткрытая подготовка в районах нестабильности и слабого государственного контроля.

По мнению ас-Сури, чрезвычайно важно обратить внимание именно на подготовку муджахедов на конспиративных квартирах. Он пишет, что со временем этот метод станет основным, хотя у него есть недостатки, так как при такой форме обучения бойцы джихада получают только навыки обращения с легким стрелковым оружием и взрывчатыми веществами. Ас-Сури сам имел опыт обучения в таких условиях в Иордании в начале 80-х. Он также считает, что этот метод эффективен для идеологической закалки воинов джихада.

Затем он анализирует метод обучения в мобильных секретных лагерях в районах предполагаемых операций на отдаленных, труднодоступных территориях. Численность группы, как он пишет, может быть от 5 до 12 человек. Эти лагеря необходимы прежде всего для получения навыков организации засад, похищений и убийств определенных деятелей. Ас-Сури наставляет, что лагеря такого рода следует создавать там, где шум от взрывов не будет привлекать внимания: карьерах, в непосредственной близости от мест рыбного промысла.

Ас-Сури скептически относится к открытой подготовке муджахедов в странах, предоставляющих им убежище. «Опыт подтверждает, что это смертельная ловушка, так как такие государства ради своих интересов будут использовать и организации муджахедов в своих интересах. Более того, после 11 сентября организовать такой способ обучения чрезвычайно сложно для воинов джихада».

Более позитивно ас-Сури относится к открытой подготовке в лагерях, расположенных в районах крупных конфликтов, таких как Афганистан и Ирак. Именно здесь муджахеды могут получить всестороннюю подготовку, здесь также отсутствует какое-либо «политическое и идеологическое принуждение». Вместе с тем он предупреждает, что у такой формы обучения есть некоторые недостатки. Во-первых, в таких районах, например в Ираке, ведут борьбу группировки, имеющие различные идеологические ориентиры. При этом существует опасность того, что у новобранцев не будет выработана четкая идеологическая линия (в отличие от первого метода на конспиративных квартирах). Во-вторых, переброска добровольцев в районы прямого противостояния с противником требует значительных затрат; пересечение границ нескольких государств сопряжено с серьезным риском.

Что касается полуоткрытого способа подготовки в районах нестабильности и государствах со слабой центральной властью, то ас-Сури пишет, что муджахеды получают в этих районах эффективную подготовку. Ас-Сури выделяет некоторые районы Йемена, Сомали, Западной Африки, Пакистана. Он также отмечает, что здесь низкая стоимость оружия, боеприпасов. Однако ас-Сури предостерегает, что таких «белых пятен» становится все меньше в результате тотальной борьбы с терроризмом и новой геополитической ситуацией.

«Районы хаоса попадают под контроль США и закрываются. Только два метода обучения остаются возможными для нас в настоящее время, в мире американской агрессии и международного сотрудничества в борьбе с терроризмом: на конспиративных квартирах и в мобильных военно-тренировочных лагерях». Ас-Сури приспособил пособия различных повстанческих движений к условиям, в которых приходится действовать движению джихада, и объединил их в книги под названием «Основы партизанской войны в свете современной американской военной кампании» и «Энциклопедия подготовки к джихаду» (последняя объемом 700 Мб).

Исламисты прекрасно осознают, что им приходится действовать в технологическом мире, где оружие становится все сложнее, а на первый план выходят информационные методы борьбы, апеллирующие к общественному сознанию. Появляются новые теоретики, размещающие профессионально созданные материалы и методики борьбы в современных условиях. Так, весной 2007 г. был опубликован труд на эту тему. В нем несколько разделов. Например, в разделе «Умное оружие, ракеты малого радиуса действия» приводятся сравнительные характеристики американских и российских ПЗРК «Стингер» и «Стрела». Автор этого раздела Абу Харрис ад-Дилайни разместил здесь детальное руководство с иллюстрациями. Рассматриваются операции против американских вертолетов «Апач», «Блэк Хок» и самолетов F-16 (всего 10 воздушных целей, которые были сбиты муджахедами Исламского государства Ирак совместно с «Джайш аль Муджахидин» в Ираке). Автор подробно рассказывает о специфике современных типов военных самолетов, вертолетов, беспилотных летательных разведывательных аппаратов, а также маневрах, предпринимаемых ими против атак ПЗРК. Например, он пишет, что «изготовленная в России «Стрела» не реагирует на отстреливаемые тепловые ракеты, а ищет настоящую цель среди мишеней-приманок». Приводится перечень английских технических терминов с арабскими эквивалентами. В конце ад-Дилайни отмечает: «Мы утверждаем, что муджахеды доказали умение использовать эти вооружения, нанося тяжелые потери американским силам в Ираке и Афганистане».

В разделе «Скрытые связи и как спрятать секреты внутри изображений» Абу Мусаб аль-Джазайри пишет о 2048-битном шифровании; о том, каким способом организация «Исламская армия в Ираке» разместила 20 скрытых изображений в картинке 100 Ч 50 пикселей и в течение длительного периода времени передавала секретную информацию. В методическом пособии имеется раздел о том, как следует создавать Web-сайты джихада, с какими host компаниями работать. Причем этому разделу придается важное значение, так как, по мнению радикальных исламистов, джихад-сайты – это пропагандистский рычаг, призванный пополнять ряды группировок новыми кадрами.

Следует отметить, что в последнее время стало появляться все больше материалов о том, как следует вести именно медиаджихад, использовать новые технологии. На одном известном сайте указывается, как необходимо использовать общественное мнение и усиливать антивоенные настроения среди американцев. Радикальная исламистская организация «Аль-Мухаджирун» разместила материалы, в которых говорится, что «использование американских форумов является одним из наиболее важных средств достижения победы в жесткой медиавойне и влияния на слабоумных американцев, которые платят свои налоги, чтобы затем на эти деньги вступать в американскую армию, при этом они даже не знают, где находится Ирак».

Рекомендуется вести работу через неполитические форумы, которые пользуются популярностью среди американцев. «Очевидно, что вы должны зарегистрироваться, использовав простое американское имя. Автор обращения рекомендует форумы: «Случайные мысли», «Что происходит в вашем уме», которые очень популярны среди американцев. «Вы должны внести свой вклад здесь, это подразумевает фильмы о муджахедах в Ираке, публикации о муджахедах на английском языке, фильмы о преступлениях американцев, убивающих безоружных мирных жителей, и т.д.», — пишут авторы организации «Аль-Мухаджирун». «Обратите внимание участников форума на удручающую ситуацию их войск в Ираке. Вы должны сочинять истории об американских солдатах, которых вы якобы знали лично, когда учились в школе, играли с ними в бейсбольных клубах, которых затем отправили в Ирак и они там покончили жизнь самоубийством». «Также пишите, используя печальный тон, о том, что чувствуете сожаление, так как ваша соседка попала в алкогольную или наркотическую зависимость, потому что ее жених, в прошлом воевавший в Ираке, стал калекой, его ноги были ампутированы и т.д. Сочините любую историю, которая сломит дух американцев».

«Участвуйте в дебатах, чтобы заставить их испытывать ненависть к Бушу, его республиканской партии, заставьте их голосовать и оказывать давление на скорейший вывод войск из Ирака».

«Не участвуйте в обсуждениях, относящихся к арабам или мусульманам вообще, как негативных, так и позитивных. Это может быть ловушкой. Не просите никого распространять материалы на других форумах, так как это может разоблачить вас».

В начале мая Аз-Завахири, также апеллируя к широким массам американцев, сосредоточил внимание на противоречиях между администрацией Дж. Буша и контролируемом демократами конгрессом по вопросу войны в Ираке. Он говорит, что вывод американских войск из Ирака – это вопрос времени, муджахедам следует переходить от оборонительного этапа к фазе объединения исламского эмирата муджахедов в Ираке для освобождения исламских святынь, введения шариата. Аз-Завахири с иронией отозвался об увеличении американского воинского контингента в «зеленой зоне» Багдада, называя эти меры бесполезными, и даже предложил Дж. Бушу «присоединиться к нему за стаканом сока в кафе иракского парламента», ссылаясь на успешные атаки исламистов в хорошо охраняемой «зеленой зоне» в апреле 2007 г. Далее аз-Завахири заявляет, что исламское движение является частью всемирной кампании по уничтожению американского империализма – «самой мощной тиранической силы в истории человечества», а также оказывает поддержку всем «слабым и угнетенным в Северной и Южной Америке, Африке, Азии и во всем мире». «Аль-Каида» стремится, заявляет Аз-Завахири, к тому, чтобы все люди знали, что когда муджахеды ведут джихад, они делают это не только ради мусульман, но и ради всего человечества, чтобы освободить его от угнетателей.

В своем выступлении аз-Завахири коснулся темы афроамериканцев в вооруженных силах США. В частности, он говорит, что ему обидно, когда он видит, как «черные» американцы воюют с мусульманами под американским флагом. «Почему он воюет с нами, когда американский режим крестоносцев преследует его так же, как он преследует нас, и угнетает его так же, как угнетает нас? Возможно, его предки — рабы из Африки были мусульманами, как и мы. Расистский американский режим крестоносцев использует его и других слабых и угнетенных, чтобы они умирали для преумножения миллионов Белого дома, в то же время он получает лишь объедки за пролитую кровь или за то, что он вернется с войны калекой… Когда вы получите для американцев, чего они хотят, вас выбросят на улицу, как старую обувь». В своем обращении аз-Завахири использовал истории о ветеранах иракской войны, о которых сообщала ВВС в марте этого года.

Абу аль-Ансари на одном из новых радикальных порталов обобщил опыт различных деятелей радикального исламизма о том, как проводят наружное наблюдение спецслужбы Турции и Израиля. Он пишет о том, как ускользнуть от наблюдения в общественных местах, рынках, университетах, театрах, гостиницах, улицах. Его статьи называются: «Главное обезопасить уход от преследования лидеров с использованием их подчиненными приманок для спецслужб»; «Уход от наружного наблюдения проще, чем слежка».

Вот лишь немногие способы, названные в статьях: уроните кусочек бумажки на землю и смотрите, кто его поднимет; прикиньтесь, что вы завязываете шнурки; измените скорость движения и сделайте резкие повороты; используйте группы контрнаблюдения; воспользуйтесь стеклянными дверьми и фасадами магазинов, чтобы обнаружить наблюдение; ходите в открытых безлюдных местах; используйте эту же технику, когда вы двигаетесь в автомобиле. На своем портале автор приглашает всех желающих отправлять ему полезные материалы подобной тематики. При этом он предупреждает участников форума, чтобы они не использовали прежний е-mail адрес, избегали телефонных звонков, использовали proxy серверы так, чтобы невозможно было установить владельца. Автор также предупреждает: «Многие наши братья попались, так как слишком долго изучали материалы сайта. Помни, если пострадаешь ты, то пострадают и другие».

Рекомендуются маршруты переправки боевиков в регионы противостояния с вооруженными силами стран Запада и в военно-тренировочные лагеря. Радикальные исламисты из Великобритании, прежде чем попасть в один из тренировочных лагерей «Аль-Каиды», направлялись, например, в Кению, Танзанию, на Мадагаскар, где упрощен визовый режим с Великобританией; что касается Южной Африки, то для пребывания до 90 дней виза не требуется. Радикальные исламисты различных стран используют лазейки в иммигрантском законодательстве, визовых режимах, чтобы запутать спецслужбы западных стран. Например, Африка стала тем транзитным континентом, через который «британские пакистанцы» попадают в военно-тренировочные лагеря Пакистана без опасений быть обнаруженными спецслужбами. Многие страны африканского континента стали для радикальных исламистов идеальным перевалочным пунктом по пути в зоны вооруженных конфликтов или военно-тренировочные лагеря. Более того, около 30 тысяч «британских пакистанцев» летают на историческую родину каждый год официально, и перед спецслужбами Великобритании и Пакистана стоит сложная задача обнаружить, кто из них возвращается в Великобританию с боевым опытом либо «психологической обработкой». По сообщению спецслужб ЮАР, радикальные исламисты из «Аль-Каиды» активно действуют в этой стране, она становится перевалочным пунктом для террористов, а также местом, где они скрываются от преследований властей, ведут активную пропагандистскую работу, осуществляют финансовые операции. Ислам в Африке довольно умеренный, однако континент становится благоприятной почвой для распространения экстремизма, в основном по причине высокого уровня бедности. Бизнесмены ряда арабских государств строят здесь мечети и учебные заведения, затем сюда приезжают имамы, проповедующие радикальные идеи.

Отдельные примеры свидетельствуют о все большей укорененности милитаризованной культуры среди молодых людей. В отличие от воинов джихада прошлого, они делают ставку на технологические достижения в борьбе с Западом. Теоретики радикального исламизма отвечают на все более тесное сотрудничество различных государств в борьбе с терроризмом ужесточением мер предосторожности. Сокращение так называемых белых пятен на географических картах, где можно создавать лагеря по подготовке новых кадров, в свою очередь не остается без внимания идеологов, подталкивая их к поиску ответных шагов. Формируется некий образ «муджахеда будущего».

Часто на радикальных сайтах можно встретить работы или выдержки из работ бывшего лидера «Аль-Каиды в Саудовской Аравии» Ю. Аири. В частности, недавно на одном сайте была размещена его работа, где он приводит портрет «воина ислама будущего». Он рассматривает его как «многофункционального боевого бизнесмена», который должен быть не похож на солдата регулярной армии, ассоциирующегося с экипировкой и боем… «Муджахед будущего» — это руководитель, аналитик, снайпер, который должен уметь управлять водными транспортными средствами, владеть различными средствами связи и т.д., а также обязан самостоятельно комплектовать себя различными приборами, проходить военную подготовку, где только возможно». Затем он рекомендует методы постепенного перенесения навыков на практику, в частности, ведение боевых действий в городских условиях, применимую как для западных, так и для городов мусульманских стран. Все примеры основаны на иракском опыте. Эти работы находят отклик у нового поколения радикальных исламистов. Недавно на некоторых форумах был проведен интернет-опрос под названием: «Что должен муджахед взять с собой в Ирак?» Отвечая на вопрос, участники, ссылаясь на работы Ю. Аири, предлагали взять Коран, прибор ночного видения, GPS-систему, видеокамеру для изучения объекта, выбранного для нападения.

52.36MB | MySQL:103 | 0,553sec