Пакистан и вопросы нелегальной иммиграции

Пакистан — густонаселенную страну с высоким уровнем рождаемости и обремененную проблемами безработицы, с весьма непростой внутриполитической обстановкой, — пожалуй, можно отнести к разряду развивающихся государств, которые традиционно имеют крайне нелестные характеристики по таким показателям, как уровень преступности, связанной с незаконным выездом граждан страны за границу. Согласно цифрам официальной статистики (явно заниженным), число пакистанских «нелегалов», которых ежегодно депортируют и выдворяют из стран их временного пребывания за нахождение там на незаконных основаниях или за другие правонарушения, составляет не менее 20-22 тысяч человек. Что касается пакистанцев, покидающих страну с мыслями о более «зеленых пастбищах» за границей и нелегально проникающих преимущественно в западные страны, то их число значительно больше.

Руководство и миграционные службы Пакистана вынуждены учитывать настроения, царящие на Западе, который проявляет заметную нервозность в связи с ростом непрекращающегося потока незаконных переселенцев из развивающихся стран. При этом особую обеспокоенность у властей большинства западных государств вызывают мигранты-мусульмане, зачастую рассматриваемые в качестве потенциальных сторонников организаций террористической направленности. На словах пакистанская администрация поддерживает кампанию по активизации борьбы с нелегальной миграцией, укреплению сотрудничества и взаимодействия правоохранительных органов различных государств в данной сфере. Однако на деле для этого мало что предпринимается, и это позволяет сделать малоутешительное предположение о сохранении в Пакистане нынешней весьма неоднозначной ситуации в этой области, по крайней мере, в ближайшем будущем.

Главными причинами, способствующими процветанию и расширению в стране данного криминального «бизнеса» и создающими препоны для его ликвидации, являются, по существу, проблемы социально-экономического плана. В условиях частичной или полной безработицы, нищеты и сложности получения образования многие пакистанцы вынуждены покидать родину (прибегая в том числе к использованию незаконных методов) с намерением найти возможность сносного заработка за границей, позволяющего кормить оставшиеся на родине семьи. За переправку берутся немалые суммы, поэтому для оплаты этих услуг зачастую приходится продавать последнее имущество или занимать деньги у друзей и родственников, которым в будущем будут направляться денежные переводы.

Некоторые сотрудники пакистанских силовых и миграционных структур напрямую или косвенно вовлечены в данный вид преступной деятельности, что делает практически невозможным мало-мальски действенный контроль и проведение соответствующих профилактических работ. Практически каждый год, согласно только официальным данным, арестовывают до сорока сотрудников правоохранительных органов, в вину которым вменяется получение взяток от лиц, задействованных в операциях по незаконной переправке людей из страны. Однако число не пойманных за руку чиновников, совершающих должностные преступления, естественно, на пару порядков выше. Определяющее влияние на ситуацию (в условиях многочисленных случаев коррупции со стороны представителей бюрократического аппарата) оказывает и устоявшийся подход к проблеме незаконной миграции со стороны провинциальных властей, как, впрочем, и федерального центра, которые до последнего времени оценивали данное явление как в целом оздоравливающее экономику и снимающее излишнее социальное напряжение.

Специалисты, комментируя положение дел в области миграции населения, отмечают явное несовершенство законодательных актов Пакистана. По их мнению, например, Закон об иммиграции (Immigration Act) от 1979 года уже сильно устарел и не соответствует современным жизненным реалиям. Он отличается излишней мягкостью, что в нынешних условиях ведет лишь к увеличению такого вида преступлений. В частности, сроки тюремного заключения, которым могут быть подвергнуты изготовители и пользователи фальшивых документов, не превышают шести месяцев. Никак не оговаривается в этом законе и ужесточение мер наказания за повторное совершение подобного рода правонарушений. Крайне слабо разработана процессуальная сторона борьбы с данными преступлениями, которой занимается общепакистанская структура в лице Федерального агентства расследований (ФАР), широко известного высокой долей коррумпированности своих кадров. Одной из мер по оздоровлению ситуации, как считают некоторые юристы, может стать делегирование имеющихся у данного агентства соответствующих полномочий местным исполнительным органам на уровне провинций, но с учетом позиций последних по миграционной теме вряд ли данная мера (даже если будет осуществлена) приведет к каким-либо действенным прорывам на этом направлении.

Сочетание и переплетение вышеприведенных факторов провоцирует и поощряет рост в Пакистане специализированных преступных группировок, имеющих выходы на международные структуры, занимающиеся организацией незаконного треффикинга. Способы переправки людей, методы изготовления или получения необходимых документов для клиентов могут варьировать в зависимости от имеющихся у боссов организованной преступности связей с пакистанскими властями и зарубежными партнерами, но неизменной константой остаются маршруты. Так, одним из наиболее популярных направлений «исхода» является иранское. Многие «нелегалы» использует пакистано-иранскую сухопутную границу в районе г. Турбат для переправки людей через Иран в Турцию и далее в Европу или страны Ближнего Востока. Размер совокупной взятки, которую необходимо отдать дилеру за изготовление фальшивых бумаг и сотруднику иммиграционной службы за «рассеянность» при проверке этих документов на границе, составляет до 100 тыс. пак. рупий. Обусловленная историческими и этническими факторами относительная прозрачность границ на стыке границ трех государств — Пакистана, Афганистана и Ирана — создает чрезвычайно удобные условия для использования данного маршрута. «Партнеры по бизнесу» с иранской стороны практически свободно организуют дальнейшую доставку в морских и железнодорожных контейнерах или грузовых автофургонах партий иммигрантов в Турцию и/или далее в Европу и страны Персидского залива. Интенсивно используется и обычный авиапассажирский канал (однако он более дорогой).

В Пакистане существуют и успешно функционируют нелегальные центры, занимающиеся изготовлением подложных паспортов и фиктивных виз и других документов. При этом все время повышающийся спрос стимулирует предложение и стоимость услуг постоянно растет. Например, стоимость фальшивой китайской визы может составлять 500-600 долларов США, а малазийской — около 3 тыс. долларов. «Джентльменский» же набор документов для безбедного и практически гарантированного пути следования на «туманный Альбион» будет стоить уже не менее 15-20 тыс. долларов.

Различные национальные криминальные структуры прибегают к услугам множества оплачиваемых агентов, предметно занимающихся подбором «надежных» клиентов в регионах. Участники разветвленной дилерской сети, успешно замаскированные под руководителей туристических и консалтинговых организаций (правда, побочным направлением их деятельности все же остаются легальный туризм и оказание консультационного содействия, преимущественно по вопросам бизнеса), в основном занимаются нелегальным оформлением визовых документов через своих партнеров за рубежом. Широко используются туристический, коммерческий и образовательный каналы.

Как и ранее, наиболее «лакомыми» государствами для дальнейшего оседания для «нелегалов» из Пакистана остаются англоязычные страны, в первую очередь США, Канада, Австралия, Великобритания, а также страны Евросоюза. Вместе с тем стоит отметить, что ужесточение американского регистрационного законодательства в отношении проживающих в США мусульман и усиление иммиграционного контроля в европейских странах значительно усложнили работу по переправке людей на этом направлении. В перспективе это может привести к переориентации потока иммигрантов с западного на «северное» направление. В частности, можно говорить о возможности приезда гораздо большего числа «нелегалов» на территорию России, которую они используют в качестве своего рода трамплина для дальнейшего следования в Европу. Причем следует ожидать не прямого проникновения из Пакистана на российскую территорию многочисленных мигрантов (российские консульские и иные структуры, к их чести, действуют весьма эффективно), а «просачивания» через границу подобной категории иностранных граждан из стран СНГ, куда получить въездную визу пакистанцам намного проще.

62.86MB | MySQL:102 | 0,475sec