Об изменениях в военно-политической обстановке на Ближнем Востоке и в Северной Африке (14-20 мая 2007 года)

На прошедшей неделе наиболее важные события в регионе происходили в зоне палестино-израильского конфликта и вокруг иранской ядерной программы. В зоне палестино-израильского конфликта и на палестинских территориях, главным образом в секторе Газа, сохранялась очень сложная и напряженная обстановка. По оценке экспертов МАГАТЭ, Иран вывел свою ядерную отрасль на новый уровень и обогащает уран в значительно больших количествах, чем это считалось ранее.

На всем протяжении минувшей недели происходило палестино-израильское вооруженное противостояние: боевики палестинских экстремистских группировок из сектора Газа постоянно подвергали ракетным обстрелам пограничные районы Израиля, в первую очередь, г. Сдерот, а Армия обороны Израиля (АОИ) наносила интенсивные удары по различным объектам экстремистов на территории палестинского анклава. Израильские военные также продолжали активные мероприятия против палестинских боевиков на территории Западного берега реки Иордан (ЗБРИ). Одновременно в секторе Газа происходили вооруженные столкновения между боевиками ведущих палестинских организаций ХАМАС и ФАТХ.

Интенсивность палестинских ракетных обстрелов и ответных действий АОИ, понесенные сторонами людские и материальные потери свидетельствуют о серьезности и масштабности нынешнего раунда палестино-израильского вооруженного противостояния. Число ракет, выпущенных по Израилю, составило ок. 130. Кроме того, боевое крыло ХАМАСа заявило о решении возобновить на израильской территории теракты с участием боевиков-смертников. Авиация Израиля ежедневно наносила несколько ракетных ударов по целям в секторе Газа. Разрушен ряд офисов и других объектов ХАМАСа, более 20 чел. убито, имеется много раненых, в т. ч. мирных жителей. Площадки для пуска ракет «Кассам» обстреливались танками АОИ, которые вошли на территорию сектора. В приграничную полосу переброшены израильские артиллерийские подразделения. Число раненых в Сдероте составило св. 20 чел., имеются разрушения. Более трети жителей покинули город. Из-за не прекращающихся ракетных обстрелов 20 мая израильские власти заявили о введении «особого» положения в Сдероте, что означает переход части властных полномочий от гражданской администрации к военному командованию. Глава правительства Э. Ольмерт подчеркнул, что в случае продолжения ракетных обстрелов пограничных районов Израиль ужесточит свои действия против боевиков и объектов ХАМАСа и «Исламского джихада».

Ход вооруженного противоборства между ХАМАСом и ФАТХом продемонстрировал слабость боевых формирований ФАТХа, несмотря на их значительное численное и техническое преимущество над хамасовцами. Боевики ФАТХа часто бросали оружие, покидали поле боя или сдавались в плен противнику. Эксперты также указывают на то, что глава ПНА и лидер ФАТХа М. Аббас фактически утратил контроль над палестинскими территориями, резко снизился его авторитет среди населения сектора Газа и ЗБРИ.

19 мая представители ФАТХа и ХАМАСа достигли очередной договоренности о прекращении огня. По состоянию на вечер 20 мая она в основном соблюдалась обеими группировками.

В целом ситуация в зоне палестино-израильского конфликта и на палестинских территориях имеет тенденцию к дальнейшему осложнению. И только решительное воздействие влиятельных внешних сил может приостановить нынешний раунд кровопролития и вынудить противоборствующие стороны вернуться к политическому диалогу.

На минувшей неделе в Израиле прошло крупнейшее за последние два года штабное учение. Наряду с военными в нем участвовали представители политического руководства страны во главе с премьер-министром Э. Ольмертом. В ходе учения отрабатывались «различные сценарии комбинированного нападения» на еврейское государство. На учениях также отрабатывались задачи по эвакуации населения из районов, подвергающихся ракетным обстрелам. В целом после ливанской войны 2006 г. число различных учений, проводимых АОИ, значительно увеличилось. В настоящее время армейское командование разрабатывает план мероприятий по развитию израильских вооруженных сил на 2008-2013 гг., в котором должны быть учтены ошибки и недочеты, допущенные в ходе войны 2006 г. В частности, предполагается увеличить ассигнования на развитие сухопутных войск, которые в последние годы были сокращены на 30 проц. При этом расходы на программы модернизации ВВС и ВМС сокращены не будут.

Руководитель МАГАТЭ М. аль-Барадеи заявил, что Иран научился обогащать уран и обладает для этого необходимым оборудованием. Аль-Барадеи подчеркнул, что отныне перед иранцами «стоит лишь задача по улучшению качества обогащения», а поэтому он считает лишенными смысла требования к Тегерану о приостановке работ по обогащению урана. Главной же задачей аль-Барадей назвал недопущение развития ядерной отрасли ИРИ до масштабов, когда производство ядерного топлива будет поставлено на поток, что не позволит контролировать соблюдение иранцами режима нераспространения ядерного оружия. Последняя инспекция МАГАТЭ в ядерном центре в Натанзе показала, что Иран уже использует ок. 1,3 тыс. центрифуг и производит топливо, пригодное для ядерного реактора. По оценке экспертов, к июню с. г. ИРИ будет иметь уже ок. 3 тыс. центрифуг. Считается, что Ирану все еще необходимо преодолеть ряд сложных препятствий для выхода на технический уровень, необходимый для обогащения урана до степени, требуемой при создании ядерного оружия.

Иранские официальные представители признали наличие в стране 1,6 тыс. центрифуг. При этом подчеркивается, что их установка продолжится до тех пор, пока число центрифуг не достигнет 50 тыс. А это, как считают в Тегеране, позволит ИРИ стать независимой от поставок ядерного топлива из-за рубежа. Также на минувшей неделе иранцы сообщили о начале строительства новой атомной электростанции, однако место ее возведения не называется.

В Вашингтоне заявляют, что если Тегеран не изменит своей позиции в ядерном вопросе, то США и их союзники будут работать над новыми санкциями в отношении ИРИ, но американцы готовы предоставить иранцам торговые льготы в случае прекращения работ по обогащению урана.

Палата представителей американского Конгресса отклонила законодательную поправку, запрещающую президенту США применять силу в отношении Ирана без санкции Капитолия. Как считается, на позицию конгрессменов повлияла последняя информация о ядерной программе ИРИ.

Не снижается напряженность обстановки в Ираке. В различных районах страны не прекращаются многочисленные теракты, вооруженные нападения, убийства на почве религиозной и этнической розни. Не считается безопасной даже «зеленая зона» в Багдаде, где расположены основные иракские госструктуры, командование ВС США в Ираке, многие диппредставительства – боевики все чаще стали подвергать этот район обстрелам из различных видов оружия.

В документе, подготовленном британским аналитиком Г. Станфилдом из Королевского института международных отношений специально для правительства Великобритании, говорится, что Ирак стоит перед реальной угрозой сразу нескольких гражданских войн и мятежей, а за власть здесь борются «множество конкурирующих сообществ». При этом «управление страной на региональном уровне подорвано». Регионы находятся во власти религиозных, этнических и племенных группировок, которые противостоят друг другу. В этих условиях нынешнее правительство практически беспомощно и не влияет на ход событий во многих районах Ирака. Автор доклада призывает правительства США и Великобритании пересмотреть свою иракскую стратегию, в частности, теснее координировать действия с соседями Ирака, поскольку они в большей степени могут повлиять на местную ситуацию, чем Вашингтон и Лондон. Кроме того, подчеркивается необходимость признать легитимным политическим партнером М. ас-Садра – руководителя «Армии Махди», которая является одной из наиболее крупных и влиятельных шиитских группировок радикального толка. Также рекомендуется активнее привлекать к работе в иракском правительстве арабов-суннитов и как можно скорее принять законы о нефти и определении границ курдской автономии.

На 28 мая в Багдаде намечено провести встречу представителей США и Ирана для обсуждения иракских проблем.

Президент США Дж. Буш назначил генерал-лейтенанта Д. Льюита на специально созданный пост советника главы государства по вопросам национальной безопасности по реализации военной политики в Ираке и Афганистане. Генерал, напрямую подчиняясь президенту, станет координировать американские военные усилия в этих странах, будет нести полную ответственность за военные операции в Ираке и Афганистане. Ранее Д. Льюит занимал должность начальника оперативного управления Объединенного центрального командования ВС США.

Напряженная ситуация сохраняется на границе между Афганистаном и Пакистаном. Здесь регулярно происходят вооруженные столкновения между военнослужащими двух государств. Стороны обвиняют друг друга в их инициировании. Более того, президент Афганистана Х. Карзай обвинил Пакистан в «агрессии». Афганское командование перебросило в пограничные районы дополнительные силы войск. Вместе с тем, отметим, что нынешние события в условиях пребывания на афганской территории контингента международной коалиции вряд ли перерастут в масштабный пограничный вооруженный конфликт. К тому же Кабул не располагает крупной, хорошо обученной и оснащенной современной боевой техникой армией.

По информации СМИ, в результате переговоров между президентом Карзаем и депутатами парламента достигнута договоренность о том, что глава афганского МИДа Д. Р. Спанта останется на своем посту, а правительство в два раза повысит оклады депутатов. Как известно, 12 мая парламент проголосовал за недоверие Спанте.

В Алжире 17 мая прошли выборы в Национальное народное собрание (нижнюю плату парламента). На 389 депутатских кресел претендовали свыше 12 тыс. чел. Прогнозируемую победу одержал пропрезидентский альянс (получил 249 мест) во главе с Фронтом национального освобождения (136 мест). Его союзники Национально-демократическое собрание и исламистски ориентированное Общественное движение за мир завоевали соответственно 61 и 52 места. Заметного успеха добилась левая Партия трудящихся, получившая 26 мандатов. В то же время проберберское Объединение за культуру и демократию смогло получить лишь 19 мест. Выборы прошли при низкой явке избирателей — 35,51 проц. Столь невысокая активность алжирцев в значительной степени объясняется повышенной напряженностью в стране, вызванной недавними террористическими акциями исламистских экстремистов.

По итогам визита в Марокко короля Саудовской Аравии Абдаллы два государства договорились о стратегическом партнерстве в политической и военной областях, в борьбе против экстремизма и терроризма, включая радикальную исламскую идеологию. Стороны также намерены действовать в направлении улучшения имиджа ислама в мире.

В Турции две крупнейшие силы оппозиции – Народно-республиканская партия и Демократическая левая партия объявили о формировании единого списка кандидатов на предстоящих 22 июля с. г. парламентских выборах. Это решение направлено на то, чтобы составить более сильную конкуренцию ныне правящей происламистской Партии справедливости и развития (ПСР). Со своей стороны, лидер ПСР и премьер-министр страны Р. Т Эрдоган заявил, что Турция была и останется светским государством, а «религия не является основой ПСР».

На севере Ливана в районе Триполи части национальной армии после тяжелого и кровопролитного боя с боевиками экстремистской палестинской группировки «Исламский ФАТХ», продолжавшегося в течение дня 20 мая, установили контроль над лагерем палестинских беженцев «Нахр-аль-Барид». Это уже не первое столкновение армии с боевиками-исламистами.

Приложение

Судан: проблемы обеспечения национальной безопасности

Сохранение единства и территориальной целостности страны является основной проблемой национальной безопасности Судана на всем протяжении его истории после обретения независимости. Деятельность всех правительств и режимов, находившихся у власти с 1956 г. по настоящее время, по сохранению единства суданского государства не привела к позитивным результатам. В итоге целостность страны продолжает оставаться под вопросом. Серьезную угрозу для безопасности Судана представляют также неурегулированные политические и территориально-пограничные споры с большинством соседних государств.

Противостояние арабо-исламского Севера и немусульманского негроидного Юга, которое приняло форму прямого перманентного вооруженного противоборства, являлось главной причиной сохранения внутриполитической напряженности в республике и основным тормозом, препятствующим нормальному развитию суданского общества и государства. 9 января 2005 г. в столице Кении Найроби правительство Судана и действующее на юге страны Суданское народно-освободительное движение /Суданская народно-освободительная армия (СНОД/СНОА) подписали Всеобщее мирное соглашение. Этот документ положил формальный конец гражданской войне в Судане, которая продолжалась с 1983 г. В соответствии с достигнутыми договоренностями, с июля 2005 г. установлен шестилетний переходный период, по прошествии которого в южных провинциях страны проведут референдум. В ходе голосования южане должны будут определиться оставаться ли им в составе Судана или провозгласить собственное независимое государство. На время переходного периода южные провинции получили особый автономный статус, а руководитель СНОД/СНОА занял пост первого вице-президента республики. В центральном правительстве выходцы из южных провинций получили 30 проц мест. Доходы нефтедобывающей отрасли стороны договорились распределять в пропорции 50:50. Принятая на переходный период новая конституция страны провозглашает равенство граждан вне зависимости от их «расовой, культурной и религиозной принадлежности». Действие исламских законов не распространяется на населенные христианами и анимистами южные провинции. Мирное соглашение предусматривает интеграцию СНОА (до 30 тыс. чел.) в состав правительственных ВС. Однако на практике военные формирования СНОА остаются под контролем южносуданских властей. В целом реализация мирного соглашения 2005 г. идет достаточно сложно, между южанами и северянами часто возникают спорные ситуации.

И все же достижение мирного соглашения стало важным шагом на пути урегулирования южносуданского конфликта. Вместе с тем анализ подписанных документов показывает, что они в значительной, но все же, как думается, пока еще не в окончательной степени предопределяют будущее разъединение Судана на два самостоятельных государства — северное арабо-мусульманское и южное негроидное. При этом одним из наиболее сложных вопросов станет определение границ двух территорий, что во многом связано с находящимися в приграничных районах крупными нефтяными месторождениями, на которые претендуют как северяне, так и южане. Причем южане отказываются выводить из спорных пограничных территорий части СНОА, хотя это и предусмотрено мирным соглашением.

Наиболее острая ситуация в стране в настоящее время сохраняется в западном регионе Дарфур. Здесь с 2003 г. вооруженную борьбу с правительством начало Движение за освобождение суданского Дарфура, затем переименованное в Суданскую освободительную армию (СОА). Вскоре к вооруженной борьбе за права местного населения присоединилось Движение справедливости и равноправия (ДСР), а затем еще целый ряд вооруженных группировок. Конфликт постепенно стал приобретать форму гуманитарной катастрофы. Число убитых, по разным оценкам, составляет от 200 до 300 тыс. чел., а более двух млн жителей Дарфура стали беженцами. Регион испытывает острый недостаток продовольствия, медикаментов, медицинской помощи.

С 2004 г. в Дарфуре находятся миротворческие силы Африканского союза (АС) численностью 7 тыс. чел., однако они не в состоянии взять ситуацию в регионе под контроль. В тоже время суданское руководство всячески препятствует размещению в Дарфуре миротворцев ООН. Вместе с тем, под усиливающимся международным давление позиция Хартума по этому вопросу постепенно «смягчается». Так, суданские власти уже в принципе не возражают против включения в состав миротворцев, действующих в Дарфуре, вспомогательного контингента под флагом ООН численностью до 3 тыс. чел. В частности, речь идет о египетских военнослужащих (1,7-2,0 тыс. чел.).

События в Дарфуре привлекают большое внимание международного сообщества. Страны Евросоюза и США обвиняют Хартум в покровительстве арабским вооруженным формированиям «Джанджавид», действия которых представляют, по сути, настоящие этнические чистки в отношении негроидного населения Дарфура. Официальный Хартум категорически отрицает эти обвинения. В марте 2005 г. Совет Безопасности ООН принял резолюцию, предусматривающую введение эмбарго на военные поставки правительственным силам, действующим в Дарфуре.

5 мая 2005 г. в столице Нигерии Абудже представители правительства Судана и крупнейшей фракции основной повстанческой группировки СОА, подписали соглашение о мирном урегулировании конфликта в Дарфуре. Соглашение предполагало прекращение огня, разоружение ополчения «Джанджавид», интеграцию 5 тыс. повстанцев в правительственную армию, предоставление региону широкой внутренней автономии. Жертвам насилия должна быть выплачена компенсация. Представители повстанцев получили три министерских поста в правительстве и должность помощника президента – четвертую по значимости в суданской вертикали власти. Предусматривалась возможность объединения трех провинций, составляющих Дарфур, в единый субъект суданского государства. Хартум также обещал выделить региону 300 млн долл., а в последующем ежегодно направлять в Дарфур 200 млн долл. В то же время ДСР и одна из фракций СОА (лидер А. В. Мухаммед ан-Нур) отказались подписать соглашение, создав новое объединение – Фронт национального спасения. В итоге практическая реализация документа столкнулась со значительными трудностями. Этому мешают и накопившиеся за долгие годы враждебность и взаимное недоверие, усиленные событиями последних лет. Тем временем обстановка в Дарфуре остается очень сложной, а в ряде случаев просто никем не контролируемой. Продолжаются вооруженные столкновения между различными группировками, между повстанцами и правительственными войсками и т. п. Усиливается бандитизм. Неоднократно предпринимавшиеся попытки международного посредничества по урегулированию дарфурской проблемы успеха не имели.

Еще одной сложной проблемой Судана, которая представляет угрозу безопасности страны, являются противоречия арабов с нубийцами и беджа — народами, проживающими на севере, в центре и на западе республики. Эти народы, в первую очередь нубийцы, выступают против насильственной арабизации и введения ортодоксального ислама. Повстанцы, объединившиеся в т. н. «Восточный фронт», развернули партизанскую войну против правительства, правда, вялотекущую. В октябре 2006 г. в столице Эритреи Асмэре представители хартумского правительства и повстанцев «Восточного фронта», подписали соглашение о прекращении вооруженного конфликта. Оно предусматривает выделение представителям повстанцев одного места в центральном правительстве, восьми мест в национальном парламенте и по десять мест в региональных собраниях восточных провинций, а также ряда административных постов. Правительство обязуется принять меры по развитию восточных районов и выделить для этого дополнительные финансовые ресурсы. По оценке экспертов, подписание соглашения о прекращении конфликта на суданском востоке в случае его полной реализации будет способствовать налаживанию добрососедских отношений между Суданом и Эритреей.

На ближайшую перспективу сохранятся элементы напряженности в отношениях Судана со многими соседними государствами, что вызвано как неурегулированностью политических и территориальных проблем, так и активными действиями оппозиционных сил в Судане и сопредельных с ним государствах. Особенно острые противоречия имелись в последние годы в отношениях с Чадом. Однако перерастание этих конфликтов в крупные войны вряд ли произойдет: ни Судан, ни его соседи, отягощенные сложными внутренними проблемами и обладающие ограниченными экономическими и военными возможностям, не в состоянии вести длительные боевые действия.

Таким образом, на обозримую перспективу основной проблемой национальной безопасности Судана по-прежнему будет оставаться сохранение единства и территориальной целостности государства, а доминирующими здесь будут вопрос о будущем юга страны и поиск путей урегулирования конфликта в Дарфуре.

52.31MB | MySQL:103 | 0,477sec