Есть ли будущее у САМ?

Представление об общности исторических судеб зародилось в Магрибе в начале ХХ столетия, когда Комитетом за независимость Алжира и Туниса была выдвинута идея создания Североафриканской республики [1]. В 1964 г. АНДР, Марокко и Тунисом был создан Политический консультативный комитет стран Магриба, в состав которого позже вошли также Ливия и Мавритания. Задачами ПККМ были провозглашены развитие внутрирегиональной торговли, налаживание сотрудничества в области энергетики, промышленности, транспорта и связи, проведение скоординированной политики в отношениях с Европейским экономическим сообществом. Ни одна из этих целей достигнута не была: уровень внутризонального товарооборота не превысил планку 2% общего объема внешней торговли магрибских государств, экономические отношения поддерживались на двустороннем, а не на многостороннем уровне, а с 1973 г. Алжир, Марокко и Тунис сепаратно приступили к переговорам с ЕЭС [2]. Вспыхнувший же в 1975 г. конфликт вокруг Западной Сахары повлек за собой замораживание деятельности комитета. В результате доля внутрирегиональной торговли снизилась к концу 70-х гг. до 1% [3].

Интерес к интеграции возродился в 80-е годы, что было обусловлено начавшейся в странах Магриба экономической либерализацией и вытекающей из нее необходимостью обеспечить свободу обмена товарами и услугами между соседними государствами. Возобновлению многостороннего экономического сотрудничества благоприятствовала и политическая обстановка – с принятием Советом Безопасности 27 апреля 1991 г. резолюции № 690 стали вырисовываться контуры урегулирования западносахарского конфликта, а в сентябре 1991 г. были прекращены боевые действия между марокканскими Королевскими вооруженными силами и Народным фронтом освобождения Сегиет эль-Хамры и Рио-де-Оро (ПОЛИСАРИО).

В феврале 1989 г. на II совещании глав магрибских государств в Марракеше был создан Союз арабского Магриба и учреждены его руководящие органы – Президентский совет, Совет министров иностранных дел, Консультативный совет, Верховный суд, Исполнительный комитет и Генеральный секретариат. В 1991 г. была принята Рас-лануфская программа, в соответствии с которой предполагалось осуществить трехэтапную интеграцию, создав зону свободной торговли, оформив затем таможенный союз и после этого образовав общий рынок [4].

В течение первых пяти лет органы САМ действовали довольно активно. Состоялось шесть заседаний Президентского совета, шла подготовка к учреждению совместного внешнеторгового банка, рассматривались возможности стимулирования инвестиций и т.д. В 1994 г. заявку на вступление в Союз подал Египет. Практическая отдача от всей этой деятельности оказалась, однако, невелика, и в 1993 г. было принято решение о «паузе» в организационной работе в связи с тем, что ни одно из заключенных в рамках САМ 15 соглашений выполнено не было [5].

Существующие сложности усугубил кризис в отношениях между Марокко и АНДР, разразившийся в 1994 г. после того, как Рабат обвинил Алжир в организации террористического акта в Марракеше, затем последовало взаимное введение визового режима и резкое сокращение объемов двусторонней торговли. На это наложился конфликт между Ливией и Мавританией, порожденный, с одной стороны, установлением Нуакшотом дипломатических отношений с Израилем, а с другой – утверждениями мавританцев, что ливийцы финансировали попытки государственных переворотов в ИРМ.

Политические проблемы заблокировали работу Президентского совета, ни одно заседание которого с 1994 г проведено не было. Тем не менее другие органы Союза продолжали функционировать. С 1989 по 2006 гг. 24 раза собирался Экономический и финансовый комитет, 41 раз — Комитет по наблюдению за выполнением принятых решений, состоялось шесть сессий Консультативного совета и 16 заседаний Верховного суда.

Наибольшую настойчивость в попытках реанимировать САМ проявляет Тунис, для которого, как подчеркивал президент З.А. бен Али, «одной из констант является верность построению Союза арабского Магриба как стратегическому выбору, отвечающему стремлению наших народов к комплементарности и единству» [6].. Наиболее сдержанную позицию занимает Рабат, продолжающий обусловливать полномасштабное возобновление участия Марокко в деятельности Союза изменением позиции Алжира по Западной Сахаре. «Для Марокко, — указывал министр иностранных дел и сотрудничества М. Бенаиса, — не может быть и речи об отказе от своих национальных интересов ради целей строительства Великого Магриба» [7].

Не удивительно, что итоги деятельности САМ оказались более чем скромными. Внешнеторговый оборот между государствами Магриба, достигший к началу 90-х гг. 5% общего объема их экспортно-импортных операций [8], сократился к настоящему времени до 3%. Реализовано лишь несколько многосторонних проектов, таких, например, как строительство национальных участков североафриканской автомагистрали или создание системы оптико-волоконной связи, а также налажено взаимодействие в борьбе с опустыниванием и в сфере здравоохранения.

Определенные надежды в магрибских странах, и прежде всего в Тунисе, возлагают на наращивание двустороннего сотрудничества, полагая, что это создаст благоприятные условия для расширения многосторонней кооперации [9]. Однако и в этом отношении пока мало, что сделано. Создано несколько совместных алжирско-тунисских компаний, в том числе по производству двигателей и цемента, и тунисско-мавританская компания мобильной связи, учрежден алжирско-тунисский Банк сотрудничества арабского Магриба, реализуются планы объединения электроэнергетических систем Алжира и Туниса и Ливии и Туниса, построены газопроводы из АНДР в Италию через тунисскую и в Испанию через марокканскую территории.

По оценке директора-распорядителя МВФ Р. де Рато, одной из основных причин низких темпов развития стран региона, высокой безработицы, повсеместной бедности населения является отсутствие экономической интеграции [10]. Совокупный валовой внутренний продукт всех государств Магриба едва достигает 25% ВВП одной лишь Испании [11].. Уровень безработицы составляет 20% [12]. При этом 68% общего числа безработных в Тунисе, 66% — в Алжире и 37% — в Марокко приходится на молодежь, которая образует социальный слой, восприимчивый к идеям религиозного возрожденчества.

Чтобы добиться увеличения доходов и решить проблему безработицы, магрибским странам необходимо довести темпы роста ВВП до 7-8% и создать в течение двух десятилетий 22 млн рабочих мест [13]. Сформирование общего рынка, насчитывающего 75 млн потребителей, отмечает Р. де Рато, само по себе дало бы существенный импульс наращиванию производства и сделало бы регион более привлекательным для зарубежных инвесторов [14]. Возникли бы предпосылки для расширения взаимных поставок нефти, газа, фосфатов, продукции нефтехимической и фармацевтической промышленности, полуфабрикатов, отдельных видов сельскохозяйственного сырья и продовольствия. Более того, открылись бы возможности налаживания производственной кооперации на основе разделения труда между государствами региона, как это практикуется в рамках, например, Ассоциации государств Юго-Восточной Азии.

Необходимость интеграции диктуется и тем, что странам Магриба будет в таком случае легче самортизировать негативные последствия предстоящего полномасштабного вступления в силу соглашений об ассоциации с Европейским союзом, которое может быть чревато банкротством только в одном Тунисе трети ориентированных на внутренний рынок и трети работающих на экспорт предприятий [15]..

Опасность подобного положения понимают и в ЕС, который оказывает странам САМ призванное облегчить их адаптацию содействие в создании интеграционных структур, модернизации инфраструктуры, подготовке кадров и проведении научных исследований. Предоставление помощи тормозится, однако, неспособностью государств Магриба в полном объеме абсорбировать финансовые средства. Вследствие этого из выделенных Евросоюзом магрибским странам по программе МЕДА-I 1,3 млрд евро было освоено лишь 20% [16].

Для того чтобы интеграция в рамках Союза могла набрать необходимый темп, следует устранить препятствующие этому политические и экономические причины. Возрождение САМ невозможно без нормализации марокканско-алжирских отношений, чему препятствует в первую очередь неурегулированность западносахарской проблемы. Выйти на ее решение удастся, видимо, лишь тогда, когда и в Алжире, и в Марокко возобладает понимание, что главным приоритетом должно быть достижение экономической интеграции и что в рамках объединенного Магриба вопрос о статусе Западной Сахары потеряет свою актуальность точно так же, как в рамках объединенной Европы потерял актуальность вопрос о принадлежности Эльзаса–Лотарингии.

Вместе с тем сама по себе маргинализация западносахарской проблемы не сможет ускорить интеграционные процессы. Для этого потребуется завершить рыночные реформы, провести модернизацию экономики, содействовать наращиванию внутризональной торговли, переориентировать экономическую политику на внутрирегиональное разделение труда.

Решение всех этих проблем потребует и политической воли, и значительных усилий. Однако без полномасштабной интеграции странам Магриба вряд ли удастся обеспечить более высокие темпы экономического роста, успешно адаптироваться к процессам ассоциации с ЕС, избежать маргинализации в современном, все более глобализирующемся мире.

1. И.М.Мохова. Западное Средиземноморье: Проблемы интеграции. М., 2005, с.57.

2. Там же, с. 59.

3. Там же, с.77.

4. Подробнее см.: P.Botha, F.Aggad. The Arab Maghreb Union as a Regional Economic and Political Grouping: a Case Study. – Politics, #42, 2004, p.33-47.

5. The Europa World Year Book. 1995. L., 1995, p.241.

6. Discours de S.E.Zine El Abidine Ben Ali, President de la Republique Tunisienne, a l’occasion du 16eme anniversaire du Changement du 7 novembre 1987. – Etudes Internationales, №89, 2003, р.104.

7. И.М.Мохова. Западное Средиземноморье.., с.65.

8. Там же, с.78.

9. См.: Discours de S.E.Zine El Abidine Ben Ali… — Etudes Internationales, № 89, 2003, р. 104.

10. R.de Rato. Integration economique au Maghreb: Sur le chemin de la prosperite. – L’Economiste, 15.06.2005.

11. И.М. Мохова. Западное Средиземноморье.., с.78.

12. P. Dyer. Disponibilite de main-d’oevre, chomage et creation d’emplois dans le Maghreb – World Bank Maghreb Roundtable on Gender and Development, 22-24 May 2005, Tunis – http://doc.abhatoo.net.ma/doc/IMG/pdf/Rapport_WB_Maghreb_Emplois.pdf

13. И.М. Мохова. Западное Средиземноморье.., с.100; P. Dyer. Disponibilite de main-d’oevre … — World Bank Maghreb Roundtable… — http://doc.abhatoo.net.ma/doc/IMG/pdf/Rapport_WB_Maghreb_Emplois.pdf

14. R. de Rato. Integration economique au Maghreb… — L’Economiste, 15.06.2005.

15. И.М. Мохова. Западное Средиземноморье.., с.78.

16. Там же, с.89, 101.

52.3MB | MySQL:103 | 0,547sec