Блокчейн в странах Ближнего Востока и Северной Африки. Часть 2

 Страны Северной Африки

  АЛЖИР

                В ноябре 2017 года стало известно о том, что правительство Алжира движется к тому, чтобы объявить биткоин и криптовалюты вне закона. Согласно сообщению местного информационного агентства Maghreb Emergent, национальный парламент на данный момент принимает законопроект на 2018 год, где по всей вероятности криптовалюта станет незаконным средством денежного обращения. Из формулировок законопроекта понятно, что будет установлен жесткий контроль безналичного расчета и цифровых транзакций. Также в документе упоминается темная сторона криптовалют, когда она используется в обороте наркотиков, оружия, может использоваться для отмывания денег и уклонения от налогов[i]. В законопроекте биткоину дают понятие «так называемая виртуальная валюта», которая не имеет под собой никакой физической поддержки, и может исчезнуть в любой момент.

ЕГИПЕТ

                  В августе 2017 года Египет также решил присоединиться к тем странам, которые запретили криптовалюты: представитель руководящего состава Центрального банка АРЕ опубликовал заявление о том, что в стране не разрешается торговать биткоином[ii]. Напомним, этот ответ ЦБ последовал спустя всего несколько часов после выхода новостей о запланированном на конец августа запуске криптовалютной биржи Bitcoin Egypt, которая, в случае получения разрешения на осуществление деятельности, стала бы первой в стране биржей биткоина.  Однако представитель ЦБ заявил, что «на данный момент в Египте не существует закона о виртуальных валютах, позволяющего их электронное обращение», и что банк не намерен издавать закон, разрешающий торговлю цифровой валютой, в том числе биткоином, подытожив, что криптовалюта не может участвовать в финансовых или банковских транзакциях.

                 На данный момент позиция властей АРЕ в отношении блокчейна и криптовалют стала более лояльной. 28 мая 2019 года    Центральный банк АРЕ (CBE) представил проект документа, обязывающего частные банки страны получать лицензии на создание, рекламу или работу с платформами для выпуска криптовалют и торговли ими[iii]. The Egypt Independent со ссылкой на египетское новостное агентство MENA сообщает, что в законопроекте также прописывается право Совета директоров CBE на определение и выпуск, правил торговли и обработки криптовалют в стране. Официальные источники сообщили, что законопроект направлен на то, чтобы идти в ногу с развитием и внедрением новых технологий в секторах банковских и финансовых услуг. Документ также установит правовой статус для электронной аутентификации банковских операций, электронных платежных поручений и транспортных поручений. Законопроект станет базисом для системы электронных расчетов, а также выпуска и циркуляции электронных чеков. Он позволит Совету директоров CBE определять технические критерии, которые смогут приравнять цифровые механизмы к традиционным бумагам. Отметим, что в конце 2018 года уже прозвучала  информация о том, что CBE намерен ввести цифровую версию египетского фунта с целью сокращения расходов.

 МАРОККО

В конце ноября 2017 года финансовые власти Марокко объявили использование криптовалют нарушением правил валютного обмена[iv]. В связи с этим они объявили запрет в стране любых операций с цифровыми деньгами. За нарушение правил граждан будут штрафовать. За последнее время в Марокко местные финансисты, от крупных до самых мелких, стали применять биткоины и другие криптовалюты в платежных целях. По оценкам экспертов, в стране ежедневно проходили сделки с криптовалютой на сумму около 200 тыс. долларов.  Управление валютного контроля Марокко потребовало от участников рынка соблюдать биржевые правила: операции с другими странами необходимо проводить под контролем Центробанка Марокко.

Местные представители сообщества биткоина считают, что запрет ЦБ не повредит растущему принятию биткоина в Марокко – вместо этого он навредит текущему инновационному проекту, направленному на использование технологии блокчейна[v]. Они выразили уверенность, что решение регуляторов со временем изменится и власти поймут преимущества, которые они могут извлечь из этих технологий.

В конце июля 2018 года стало известно о том, что нью-йоркская компания Brookstone Partners с активами в размере 150 млн долларов сообщила, что привлекает средства для разработки первого этапа ветряной электростанции мощностью 900 мегаватт недалеко от Дахла, Марокко[vi]. Компания Brookstone Partners основала Soluna Technologies в начале 2018 года для развития ветропарка после приобретения прав на собственность от немецкого Altus AG. В конце июля представители компании сообщили, что в этом году она планирует собрать 100 млн долларов в рамках ICO. Эти деньги нужно будут, чтобы построить первые 36 мегаватт турбин. Они будут снабжать криптоиндустрию и центры обработки данных, которые работают на 18 мегаватт мощности. Завершение всего проекта может стоить около 3 млрд долларов. Территория между пустыней Сахара и Атлантическим океаном, примерно в 1400 километрах к югу от Марракеша, имеет высокий потенциал для майнинга криптовалют и управления данными с использованием чистой энергии. Заметим, что возобновляемые источники энергии стали предпочтительным средством добычи цифровых валют, таких как биткоин, после того, как в прошлом году стоимость электроэнергии выросла. Поэтому, пришлось больше тратить на вычислительную мощность.

Как пояснил генеральный директор компании Джон Белизайр (John Belizaire), хотя Soluna не отказывается от идеи добычи биткоина, это может быть не навсегда. В дальнейшем вычислительные мощности могут быть предоставлены другим блокчейн-приложениям, не являющимся криптовалютами, подчеркнул он.

Кроме того, Soluna рассчитывает продавать не менее 20% добываемой электроэнергии марокканскому правительству. Эта схема, известная как Соглашение о покупке электроэнергии (PPA), позволяет создавать генерирующие мощности на возобновляемых источниках для самообеспечения и 20% вырабатываемой электроэнергии отдавать в сеть страны.

«В Марокко есть закон, который гарантирует PPA для поставщиков энергии. Мы начнем с этого и будем оттуда расти», -сказал главаSoluna Technologies.

ТУНИС

                 В декабре 2018 года Тунисское интернет-агентство (ATI) заключило соглашение с блокчейн-стартапом Universa из России, согласно которому будет предоставлять ей хостинговые услуги[vii]. Агентство сообщило, что стратегический договор с компанией из России заключен на десятилетний срок с возможностью продления. Помимо предоставления хостинговых услуг, ATI будет помогать успешному развитию стартапа. В договоре прописаны несколько основных направлений работы, включающих совершенствование блокчейна, цифровой экономики и оцифровки документов. В частности компания Universa займется разработкой новых приложений и сервисов, которые будет внедрять в технологические платформы и другие проекты. Помимо решений в сфере цифровой экономики и выдачи электронных сертификатов, это проекты в направлении блокчейна в качестве услуги (BaaS), включающей криптовалюту, цифровую верификацию, создание умных городов и электронное правительство. Следует отметить, что в Тунисе вообще созданы благоприятные условия для развития блокчейн-технологии. Так, в начале  декабря 2018 года Исламский банк развития из Саудовской Аравии заключил соглашение с тунисским стартапом iFinTech Solutions с целью разработки межбанковского блокчейна. Ранее сообщалось, что инновационный фонд UNICEF инвестирует 100,000 долларов в шесть стартапов, среди которых компания по разработке приложений Utopixar из Туниса.

                 В начале апреля 2019 года издание Asia Times сообщило о том, что Тунис собирается пополнить ряды пионеров технологии блокчейна – в настоящее время Центральный банк страны занимается изучением сценариев использования технологии распределенного реестра для создания национального цифрового динара[viii]. Центробанк Туниса Banque Centrale Tunisienne (BCT) и его новый управляющий Маруан Эль Абасси  (Marouane El Abassi) сотрудничают в рамках проекта с Валидом Дриссом (Walid Driss) – основателем и гендиректором технологической компании DigitUS Tech. Центробанк создал рабочую группу по изучению блокчейна, цифровых платежей и криптовалют, которую контролируют Абасси и Дрисс. По их словам, основанная на блокчейне цифровая валюта Центробанка сможет бороться с отмыванием денег, уменьшит процент теневой экономики в стране и одновременно укрепит права женщин и слабых сегментов населения Туниса. Отметим, ранее Дрисс уже помогал североафриканскому почтовому сервису La Poste Tunisienne запустить основанную на блокчейне платежную систему под названием DigiCash. Таким образом, Тунис следует примеру стран, стремящихся использовать технологию блокчейна для формирования безналичной экономики.

СУДАН

                 В феврале 2018 года в Судане состоялся запуск  на ICO проекта Sudan Gold Coin (SGC), токены которого будут обеспечены золотом, добываемым в Судане. Как сообщается на сайте компании, это первый в мире блокчейн-проект, нацеленный на создание высокотехнологичного золотодобывающего бизнеса[ix]. Под реализацию проекта правительство Судана выделило территорию, для полной выработки которой потребуется около пяти лет. Планируемые мощности золотодобывающего предприятия — порядка 10 кг чистого золота в сутки. Основатель проекта Дмитрий Коновал отметил, что «проект Sudan Gold Coin разработан при поддержке правительства Судана, таким образом наши инвесторы имеют серьезного финансового гаранта».  Владельцы токенов, приобретенных в рамках ICO, смогут обменять их на «золотой» сертификат компании, по которому впоследствии можно будет получить золото. Всем остальным владельцам токенов, купившим их уже на бирже, будет предоставлена скидка в 10% на покупку золота компании. Часть токенов постепенно будет изыматься из оборота самой компанией. С учетом того, что новые монеты выпускаться не будут, «вес» токена будет расти. Инвесторы смогут торговать токенами на биржах (первая биржа, на которой появится SGC — Tidex Exchange), или же обменивать их на золото по выгодному курсу. В последнее время все чаще новые криптовалюты обеспечиваются традиционными способами, по примеру фиатной валюты. Так, Венесуэла намерена выпустить вторую государственную криптовалюту, которая будет обеспечена золотом, а израильская алмазная биржа, одна из крупнейших в мире, анонсировала выпуск собственной криптовалюты, обеспеченной бриллиантами.

[i] https://cryptofeed.ru/news/alzhir-protiv-bitkoina/

[ii] https://bits.media/tsentralnyy-bank-egipta-zapretil-torgovlyu-bitkoinom/

[iii] https://bits.media/smi-egipetskim-bankam-potrebuetsya-litsenziya-na-rabotu-s-kriptovalyutami/

[iv] https://ffb.ranepa.ru/o-fakultete/blog-ekspertov/v-marokko-zapretili-kriptovalyuty

[v] https://cryptosay.ru/22015-Marokko-zapreshaet-ispol-zovanie-bitkoina.html

[vi] https://www.pravda.ru/news/crypto/1393895-cryptovalyuta/

[vii] https://ru.blockspoint.com/news/dlt/company-from-tunisia-and-russian-startup-to-develop-blockchain

[viii] https://www.computerra.ru/236549/tunis-planiruet-stat-pionerom-tehnologii-blokchejna/

[ix] https://news-factor.ru/category/tech/39122

52.21MB | MySQL:103 | 0,582sec