Представители блока ХАДАШ, ядром которого является Коммунистическая партия Израиля, ставшая в последние десятилетия практически чисто арабской партией, умеренно националистической светской арабской партии ТААЛ и исламистской партии РААМ провели в субботу после полудня совместную конференцию в назаретской гостинице «Рамада», на которой было объявлено о воссоздании Объединенного арабского списка (ОАС) во главе с председателем прокоммунистического блока ХАДАШ Айманом Удой, занимавшим этот пост до февраля текущего года. Соответствующее соглашение было заключено утром того же дня после интенсивных переговоров.
Следует напомнить, что ОАС был впервые создан в январе 2015 года, накануне очередных выборов в Кнессет. Единственной причиной создания этого объединения чрезвычайно разнородных политических сил стало повышение электорального барьера до ныне действующего уровня 3,25% от всех поданных на выборах голосов. Поодиночке арабские партии могли бы просто не преодолеть его. Однако идеологические различия между составными частями ОАС и личные амбиции израильских арабских политиков постоянно давали о себе знать. В феврале текущего года ОАС объявил о своем самороспуске. В итоге в состоявших в апреле досрочных выборах в Кнессет арабские партии приняли участие в двух блоках – ХАДАШ-ТААЛ и РААМ-БАЛАД (светская радикально-националистическая арабская партия). Последний блок едва преодолел электоральный барьер.
Ставшая неожиданностью для подавляющего большинства израильтян назначение новых досрочных выборов на сентябрь этого года заставило арабские партии снова серьезно задуматься об объединении. Опросы общественного мнения предсказывают им ослабление и существует реальная возможность того, что, во всяком случае часть из них, самостоятельно не попадает в Кнессет.
В этом смысле весьма показательны заявления депутата Кнессета Ахмада Тиби, лидера партии ТААЛ. В четверг, незадолго до заключения соглашения о воссоздании ОАС он сказал в интервью корреспонденту израильской газеты «Маарив»: «С каждым проходящим днем статус Объединенного списка все более подрывается, он теряет голоса. Проблемы, стоящие перед нами, велики. Нет волшебных решений проблемы разрушения домов (имеется в виду недавний снос израильскими властями незаконно построенных домов в арабских кварталах Иерусалима – В.Ч.) и насилия (имеется в виду тяжелейшая проблема уголовной преступности в арабских населенных пунктах Израиля, являющаяся в частности, следствием отсутствия во многих их них полицейских участков, которая в свою очередь является следствием отказа большинства политических лидеров арабского населения, включая муниципальные власти, от сотрудничества с полицией – В.Ч.), но я предпочитаю, чтобы мы занимались их решением, будучи объединенными».
Что касается ослабления влияния арабских партий в целом и конкретных арабских партий в частности, то следует учитывать, что они всегда получали от силы 10% мандатов (всего в Кнессете 120 депутатов), несмотря на то, что арабы составляют почти 20% израильских избирателей. За арабские партии практически не голосуют друзы. Не голосуют за них и большинство арабоязычных христиан. Однако и среди арабов-мусульман многие недовольны арабскими партиями, которых арабские граждане Израиля обвиняют в чрезмерной поддержке Палестинской национальной администрации и в недостаточной заботе о насущных интересах израильских арабов. Антисионистские арабские партии по идеологическим причинам заведомо не входят ни в правые, ни в левые правящие коалиции с сионистами (хотя в целом они поддерживают левых) и, таким образом, их возможности оказывать влияние на принятие практических решений и, в частности, на выделение денежных средств на нужды арабских населенных пунктов, остаются весьма ограниченными.
На пресс-конференции в Назарете было объявлено также, что уже достигнута договоренность о том, что председателем фракции ОАС в Кнессете следующего созыва станет председатель партии ТААЛ, депутат Кнессета Ахмад Тиби, который занимает третье место в общем электоральном списке. 60-летний Ахмад Тиби, несомненно является самым опытным на сегодняшний день арабским политиком в Израиле. В прошлом он был советником председателя ООП Ясира Арафата, а с 1999 года он непрерывно является депутатом израильского парламента.
В целом же, до десятого места включительно, электоральный список ОАС должен выглядеть так:
- Председатель блока ХАДАШ, депутат Кнессета Айман Уда
- Председатель партии РААМ, депутат Кнессета Аббас Мансур
- Председатель партии ТААЛ, депутат Кнессета Ахмад Тиби
- Председатель партии БАЛАД, депутат Кнессета Антанас (Мтанес) Шхаде, христианин по вероисповеданию
- Депутат Кнессет Аида Тума (ХАДАШ), также христианка.
- Валид Таха (РААМ), единственное новое лицо в этом списке
- Депутат Кнессета Офер Ксиф (ХАДАШ), единственный еврей в этом списке.
- Депутат Кнессета Хеба Язбак (БАЛАД)
- Депутат Кнессета Усама Саади (ТААЛ)
- Депутат Кнессета Юсуф Джабарин (ХАДАШ)
Дальнейший поименный электоральный список ОАС еще не опубликован, однако учитывая, что в прошлом он имел 13 мандатов, а последние опросы общественного мнения предсказывают ему 10-12 мандатов, представляется уместным упомянуть о том, что договор оговаривает распределение между составляющими ОАС партиями до 16-го места включительно. При этом 11-ое место отводится представителю партии РААМ, 12-е место – представителю блока ХАДАШ, а 13е место – представителю партии БАЛАД.
Некоторую пикантность ситуации придает то, что упомянутая пресс-конференция в Назарете состоялась, несмотря на то, что арабская партия БАЛАД на данном этапе отказалась входить в объединенный список. Депутат Кнессета Антанас Шхаде сказал в данной связи: «ЦК (БАЛАД – В.Ч.) будет обсуждать завтра последние события и примет решение по поводу участия в объединенном списке. Мы просили перенести пресс-конференцию, но получили отказ». Проблемой являют в данном случае не идеологические разногласия. Представители БАЛАД недовольны распределением мест в списке. «У нас есть ощущение, что нас поставили на эти места для того, чтобы полностью вытеснить нас из объединенного списка, к созданию которого мы призывали первыми, — заявил депутат Антанас Шхаде. У партии БАЛАД нет никаких шансов на преодоление электорального барьера самостоятельно. Ее радикальные национализм исключает возможность вхождения в блок с какой бы то ни было еврейской партией. Следовательно, надо ожидать, что уже в ближайшие дни БАЛАД, исчерпав все возможности для торга, так или иначе присоединится с ОАС.
Нельзя сказать, что ХАДАШ, РААМ и ТААЛ пренебрегают партией БАЛАД. Они настаивают на то, что дележка мест в списке была справедливой и что договор о распределении мест в совместном электоральном списке базировался на результатах состоявшихся в апреле досрочных выборов в Кнессет и на опросах общественного мнения.
С точки зрения общеизраильской политики важно лишь то, что ОАС снова существует. Согласно данным практически всех опросов общественного мнения, проводившихся в последнее время, возрожденный ОАС в любом случае должен стать третьей по величине фракцией в Кнессете следующего созыва, уступающей по числу мандатов (правда, уступающей втрое) лишь возглавляемой премьер-министром Биньямином Нетаньяху крупнейшей правой партии Ликуд и ее основному сопернику, левоцентристскому блоку «Бело-голубые» во главе с депутатом Кнессета Бени (Биньямином) Ганцем. Так, например, согласно результатам опроса, проведенного три дня назад по заказу новостной кампании «Хадашот», ОАС должен получить 11 мандатов. Сразу же за ним следуют правая антирелигиозная партия «Наш дом – Израиль» во главе с депутатом Кнессета Авигдором Либерманом и недавно созданная левая партия «Демократический лагерь» во главе с председателем ставшей ее ядром радикально-левой партии МЕРЕЦ Игалем Горовицем.