О налаживании ХАМАСом отношений с Сирией и Ираном

Лидеры «Исламского движения сопротивления» (ХАМАСа), правящего в секторе Газа с 2007 года, в последнее время предпринимают усилия по восстановлению отношений с Сирией и Ираном. Посредниками выступают Иран и ливанская шиитская организация «Хизбалла». Согласно газете в секторе Газа «Аль-Кудс», глава политического бюро ХАМАСа Исмаил Хания 20 июля с.г. во время телеконференции выразил турецким журналистам надежду на то, что отношения с Дамаском могут быть «поправлены и восстановлены». По его словам, вопрос о возобновлении связей с Сирией активно обсуждается в руководстве движения[i].

В свое время у ХАМАСа были хорошие отношения с Сирией, которая со времен президента Хафеза Асада и до 2012 года принимала у себя главу движения и членов политического бюро, фактически предлагая им защиту от нападок о стороны Израиля. Разрыв отношений произошел после того, как в Сирии начался вооруженный конфликт, и руководство движения отказалось встать на сторону режима президента Башара Асада. Это решение привело к тому, что лидеры ХАМАСа, включая на тот момент руководителя политического бюро Халеда Машаля, вынуждены были покинуть Дамаск в 2012 году, и сирийские силы безопасности закрыли офисы движения.

Отстаивая позицию ХАМАСа в отношении сирийской гражданской войны, И.Хания заявил турецким журналистам, что «решение ХАМАСа о выходе из Сирии было тщательно продумано внутри движения». Тем не менее, времена явно изменились. Как говорят в самом движении, сегодня, когда палестинская проблема занимает последнюю строчку в международной повестке дня, Иран, Сирия, «Хизбалла» и «Братья-мусульмане» продолжают поддерживать палестинцев, поэтому остается только укрепить с ними отношения. В движении было принято решение не обсуждать данный вопрос в средствах массовой информации, поскольку такой шаг требует тщательного рассмотрения.

Изменение позиции движения по Сирии началось после проведения выборов в Газе в 2017 году, когда новое руководство политического бюро пересмотрело внутренние и внешние связи движения. В августе 2017 года Яхья аль-Синвар, лидер ХАМАСа в секторе Газа, объявил, что движение готово возобновить отношения с Дамаском.

Иран и «Хизбалла» возглавили посреднические усилия в попытке восстановить так называемую «ось сопротивления», к которой помимо них относятся Сирия, Силы народной мобилизации в Ираке (организация, состоящая из нескольких десятков  в основном шиитских милиций), «Ансар Алла» в Йемене (повстанческая группировка хоуситов).  Это происходит в свете улучшения отношений между Тегераном и ХАМАСом с 2017 года, после того как они испортились с началом вооруженного конфликта в Сирии.

Заместитель генерального секретаря «Хизбаллы» Наим Кассим 22 июля с.г. на ливанском и связанном с «Хизбаллой» телеканале «Аль-Майядин» заявил: «ХАМАС и Сирия сделали шаг вперед в направлении сближения после обсуждений внутри организации и пересмотра ее отношения с различными сторонами». «Хизбалла» стремится сохранить ось сопротивления и сблизить ХАМАС и Сирию».

Государственный израильский телеканал «Кан» 22 июля сообщил, что в июне начальник службы безопасности «Хизбаллы» Вафик аль-Сафа провел тайную встречу с лидерами ХАМАСа в Бейруте, чтобы обсудить связи движения с Сирией, но это не дало результатов. Ливанская газета «Аль-Ахбар» 3 июня сообщила, что заместитель главы политбюро движения аль-Арури отдельно встретился с Али Мамлюком, главой Бюро национальной безопасности, и с Бусейной Шаабан, советником по политическим вопросам и связям со СМИ президента Сирии Башара Асада, но также без конкретного результата.

Согласно газете «Аль-Ахбар», обе встречи проходили при посредничестве генерального секретаря «Хизбаллы» Хасана Насраллы и генерала Касема Сулеймани, командующего «Аль-Кудс», спецподразделением Корпуса стражей исламской революции (КСИР) Ирана. 7 июня SANA, официальное информационное агентство Сирии, ссылаясь на неназванный источник, сообщило, что связи с ХАМАСом не были восстановлены, явно имея в виду попытки аль-Сафы и аль-Арури.

Лидеры ХАМАСа не скрывают своего желания наладить контакты с сирийским режимом. Махмуд аль-Захар, член политбюро ХАМАСа, 9 июля рассказал бейрутскому новостному веб-сайту «Аль-Нахда» о предпринимаемых усилиях по примирению. «Я думаю, что мы не должны были оставлять Асада. Было бы лучше, если бы мы не вставали на какую-либо сторону с самого начала кризиса», – сказал аль-Захар.

Похоже, что еще одним фактором, подталкивающим ХАМАС к Сирии и оси Сирия-Иран-«Хизбалла», является позиция арабских стран в отношении ближневосточного мирного плана администрации Дональда Трампа, и связанное с ним желание этих стран нормализовать отношения с Израилем.

М.аль-Захар подчеркнул необходимость пересмотреть отношения со странами, которые встали на сторону Палестины. «Почему мы не сотрудничаем с государствами, которые выступают против Израиля, когда страны Персидского залива принимают политику США и Израиля с распростертыми объятиями», – спросил он.

Яхья Муса, глава комитета по надзору в Консультативном совете (Маджлисе аль-шура), руководящем органе ХАМАСа, в который входят его наиболее известные лидеры, заявил, что стратегическое видение движения заключается в установлении отношений со всеми арабскими странами, включая Сирию. «Возврат Сирии к ее роли в регионе станет плюсом для всех арабов», – сказал Я.Муса. «Все арабские страны озабочены своими внутренними кризисами, что ослабило палестинский вопрос».

Мустафа аль-Саваф, политический аналитик и бывший главный редактор газеты в секторе Газа «Фалястин», сказал, что возобновление связей между Сирией и ХАМАСом теперь возможно на основе интересов обоих народов в противостоянии Израилю. Он подчеркнул, что лидеры ХАМАСа всерьез рассматривают вопрос о возобновлении отношений с Дамаском, но по его словам, по этому поводу пока не было принято определенного или официального решения.

С 21 по 25 июля с.г. делегация высокопоставленных представителей ХАМАСа во главе с аль-Арури посетила Иран с официальным визитом, ставшим одним из самых значительных за последние годы, хотя о его результатах имеется скудная информация. Аль-Арури провел встречу с верховным лидером ИРИ Али Хаменеи.

В состав делегации вошли члены политбюро движения Муса Абу Марзук, Хусам Бадран и Иззат аль-Рашк, а также лидер организации за рубежом Махер Салах, один из командиров военного крыла Захер Джабарин, член политбюро, бывший представитель ХАМАСа в Ливане Усама Хамдан, бывший министр Исмаил Радван и представитель движения в Тегеране Халед аль-Каддуми.

Во время пресс-конференции в Газе 20 июля глава политбюро ХАМАСа И.Хания выразил надежду, что визит приведет к значительным результатам, хотя он не уточнил его цели.

По словам Я.Мусы: «Визит делегации ХАМАСа в Иран должен был укрепить стратегические отношения между двумя сторонами, тем более что Иран является явным сторонником движения сопротивления и палестинской проблемы».

На встречах обсуждалась текущая финансовая и военная поддержка Тегераном ХАМАСа, который страдает от финансового кризиса, в то время как сам Иран сталкивается с угрозами со стороны США и Израиля. Представители Ирана и ХАМАСа, вероятно, обсуждали вопрос укрепления союзнических отношений и обеспечения того, чтобы координация их действий дала результаты, как в политической, так и в военной сфере.

25 июля в интервью информационному агентству «Аль-Акса», связанному с ХАМАСом, аль-Арури назвал визит в Иран «стратегическим и монументальным, учитывая его сроки и текущие обстоятельства». Он добавил: «Наши отношения с Ираном являются частью нашего союза с противниками сионистского проекта и не направлены против каких-либо арабов. Смысл этих отношений заключается в объединении усилий, направленных на то, чтобы противостоять Израилю, потому что Иран фактически готов поддержать сопротивление, и он не просил нас использовать наши отношения с ним, чтобы нанести ущерб какой-либо арабской стороне».

Согласно Махмуду Мардауи, члену управления по национальным отношениям ХАМАСа, «визит позволил оправдать большинство ожиданий ХАМАСа от Ирана после того, как их отношения недавно ухудшились, чуть не достигнув полного разрыва. Визит также исправил и углубил их связи и установил их согласие по палестинскому вопросу, независимо от региональных проблем, с которыми они не согласны. Иран поддерживает ХАМАС, но несмотря на эту поддержку, не ищет помощи у движения в его конфликте с США».

Как отмечает Аднан Абу Амер, руководитель департамента политологии и СМИ в Университете аль-Умма в секторе Газа, сирийская война, начавшаяся в марте 2011 года, привела к основным разногласиям между ХАМАСом и Ираном. ХАМАС рассматривало вооруженный конфликт как волну общественных протестов против плохих условий жизни в Сирии и считало, что сирийское правительство должно сотрудничать с народом, а не отвечать железным кулаком. Иран считал конфликт американо-израильским заговором с целью свержения сирийского правительства, которое он поддерживал. Эти разногласия охладили отношения между ХАМАСом и Ираном, особенно после того, как руководство движения покинуло Сирию в конце 2012 года. В мае 2017 года, после избрания нынешнего лидера ХАМАСа в Газе, отношения с Тегераном возобновились.

Источники ХАМАСа сообщили «Аль-Монитору», что визит был запланирован на три месяца раньше, и ожидалось, что делегацию возглавит И.Хания, который долгое время пытался покинуть сектор Газа через Египет, чтобы посетить ряд арабских и исламских стран. При этом официально Египет не запрещал И.Хании выезд в зарубежные поездки. Тем не менее, с начала 2019 года ХАМАС просит Египет выдать главе политбюро разрешение, но Каир медлил и просил их набраться терпения. В результате он получил окончательное уведомление от египетских властей о том, что его отъезд из сектора Газы через Египет будет невозможен из-за намерения посетить Иран, Турцию и Катар, вражеские Каиру страны. Египет и Израиль очень обеспокоены иранской поддержкой военного крыла ХАМАСа, что выражается в контрабанде оружия из Ирана на египетскую территорию и оттуда – через север Синайского полуострова в сектор Газа. В этих условиях Иран и ХАМАС решили быстрее организовать визит с участием высокопоставленных представителей, и ХАМАС надеялся получить от Ирана обещание увеличить финансовую и военную поддержку.

21 июля делегация ХАМАСа начала свой визит со встречи с Сейедом Камалем Харази, главой Стратегического совета по внешним связям  Ирана, на которой обсуждалась региональная и международная ситуация и опасное поведение США, включая санкции в отношении Ирана.

22 июля делегация из сектора Газа провела свою первую с 2012 года встречу с верховным лидером ИРИ аятоллой Али Хаменеи и передала ему послание от И.Хании. В этом послании он осудил нападки США на Иран, которые заключаются в установлении блокады и военных провокациях, и выразил солидарность с ИРИ. А.Хаменеи подчеркнул, что гордится «джихадом» ХАМАСа, и выразил признательность за послание И.Хании и заверил в постоянной поддержке Ираном палестинского дела.

23 июля члены ХАМАСа встретились с Али Акбаром Велаяти, бывшим министром иностранных дел и старшим советником верховного лидера ИРИ по международным делам. Они обсудили планы США по перекройке региона в соответствии с их интересами.

24 июля делегация ХАМАСа встретилась с секретарем Высшего совета национальной безопасности Ирана Али Шамхани, и они обсудили мирный план администрации США, блокаду сектора Газа и готовность ХАМАСа ответить на израильские атаки.

По мнению Хосейна Ройорана, профессора политологии в Тегеранском университете, «давно не было такого визита высокопоставленных членов; он отражает солидарность между сторонами оси сопротивления. Иран не допустит нападения на Газу, ХАМАС не будет бездействовать, если Иран подвергнется нападению, и Иран продолжит поддерживать Газу, несмотря на жесткую блокаду. В ходе визита шла речь о переворачивании страницы в споре между ХАМАСом и сирийским [режимом], так как Иран заинтересован в выравнивании оси сопротивления».

Абдулла Абдулла, глава политического комитета Палестинского законодательного совета (ПЗС) и член Революционного совета ФАТХа, сказал, что «этот визит отражает затруднения ХАМАСа и его желание вырваться на свободу. Но политика региональных осей наносит вред палестинцам, и ХАМАС не должен в этом участвовать».

Профессор политологии Университета аль-Умма в Газе Хусам аль-Даджани сказал, что «визит состоялся в то время, когда условия ХАМАСа и Ирана стали схожими из-за финансовой и политической блокады и общих проблем, таких как «сделка века» США. Визит ХАМАСа является частью его стремления получить финансовые и военные ресурсы из-за финансового кризиса, при этом не закрывая двери для отношений с Саудовской Аравией».

Визит ХАМАСа в Иран состоялся в период напряженности с Саудовской Аравии, которая в апреле этого года в рамках кампании против ХАМАСа депортировали и арестовали 60 палестинцев и сторонников движения, проживающих в КСА, и заморозили их активы.

Абу Марзук заявил 24 июля, что Иран является одной из немногих стран, которые продолжают поддерживать палестинское сопротивление. По словам аль-Арури, ХАМАС защищает Иран, а Али Хаменеи отметил, что ХАМАС лежит в основе палестинских национальных устремлений. Эти заявления могут усилить опасения арабских стран относительно склонности ХАМАСа примкнуть к иранской оси.

По мнению иранского политолога Сабера Кола Анбари, время визита делегации ХАМАСа в Иран является ключевым моментом из-за региональных событий, которые подтолкнули обе стороны к восстановлению отношений и укреплению их общих интересов»[ii]. В этом контексте стоит рассматривать и налаживание контактов с Дамаском. ХАМАС и Иран противостоят враждебным им Израилю, США, Саудовской Аравии и ОАЭ, что создает основу для совместной деятельности. Санкции США против Ирана могут привести к сокращению финансовой поддержки ХАМАСа, но поддержка на других уровнях, например, военном, что более существенно для Израиля, увеличится.

 

[i] Hamas, let down by the Gulf states, revisits ties with Syria // Al-Monitor. 26.07.2019 — https://www.al-monitor.com/pulse/originals/2019/07/iran-hamas-resuminig-ties-syrian-crisis-strategic-vision.html

[ii] How to read Hamas’ visit to Iran // Al-Monitor. 26.07.2019 — https://www.al-monitor.com/pulse/originals/2019/07/palestine-hamas-iran-relations-visit-delegation-war-us-syria.html

52.21MB | MySQL:103 | 0,543sec