О кризисе в отношениях между Ираном и Бахрейном

В последние дни отмечается рост напряженности в отношениях между Ираном и Бахрейном. МИД Бахрейна предостерег правительство Ирана от «бряцания пустопорожними угрозами» и использования любых шагов, которые могут  привести к напряженности в регионе. «Иран должен оставаться верен идее стабильности, сохранению мира и безопасности, и уважения прав и интересов всех стран региона и глобального пространства». В опубликованном в Манаме – столице Бахрейна – заявлении местного МИДа говорится и о том, что Ирану нужно занять более взвешенную и конструктивную позицию в региональной повестке.  В ответ на это, пресс-секретарь МИДа ИРИ Аббас Мусави попросил правительство этой небольшой страны в бассейне Персидского залива  отказаться от антииранских шагов и провокаций при проведении «сомнительных и подстрекательских»  конференций и не играть роль «снабженца для исполнения желаний и планов наших общих врагов в регионе». Чиновник имел в виду конференцию по вопросам судоходства в Персидском заливе, проведенную 6 августа в столице Бахрейна, которая привела к очередному кризису в двусторонних отношениях с ИРИ. Как сообщают СМИ, в течение последних месяцев в Персидском  и Оманском заливах подверглись нападению 6 танкеров и торговых судов. США. Великобритания и Саудовская Аравия видят в этих разбойных акциях след Ирана, который  жестко отклоняет такие подозрения. Для контроля над судоходством в регионе было инициировано создание международной коалиции по обеспечению свободы судоходства. Вслед за этим США и Великобритания пришли к соглашению о формировании совместной военно-морской группировки по обеспечению  свободы мореплавания в Ормузском проливе и всем регионе Персидского залива.

Сама инициатива создания международных сил в Ормузском заливе была высказана после захвата иранцами британского танкера Stena Impera Дж.Хантом, занимавшим пост министра иностранных дел в ушедшем несколько недель назад в отставку правительстве Терезы Мэй.

 

Известно, что ситуация в Персидском заливе как раз и обострилась в последние недели в связи с захватом британского танкера Stena Impera спецназом Корпуса стражей исламской революции (КСИР) при проходе через Ормузский пролив. Иранские реформисты — президент Хасан Роухани и глава МИДа Мохаммад Джавад Зариф – объясняли захват британского корабля  всего лишь нарушением международных правил судоходства.  Иранские консерваторы, однако,  утверждают, что это месть за арест в начале июля морскими пехотинцами Великобритании у Гибралтара супертанкера , транспортировавшего иранскую нефть. Ряд высших командиров КСИР  и даже спикер иранского парламента Али Лариджани  прямо заявили, что в факте захвата  британского танкера нет ничего, кроме «элементарной мести и сведения счетов». При этом цитируют верховного лидера ИРИ аятоллу Али Хаменеи: «Этот шаг зловредной Англии не должен остаться безответным». Для того, чтобы обеспечить безопасное судоходство  в регионе Персидского залива по инициативе Великобритании в начале августа в Манаме и прошел форум с участием США и ряда других европейских стран.

Пресс-секретарь иранского МИДа обвинил внешнеполитическое ведомство Бахрейна в том, что оно стало хозяином этой «сомнительной подстрекательской» встречи, которая направлена против Ирана и дестабилизирует безопасность судоходства в регионе Залива. Подобные встречи, считает иранский МИД,  провоцируют  вмешательство в региональную политику внерегиональных государств и Израиля.  Реагируя на такое обвинение, МИД Бахрейна изложил свою точку зрения, согласно которой проведение таких встреч демонстрирует усилия Бахрейна по налаживанию климата стабильности и безопасности  при помощи совместных шагов и сотрудничества с международными союзниками и партнерами.  Вместо того, чтобы создавать стабильность и спокойствие в регионе, ИРИ провоцирует здесь конфликты и всегда старается  торпедировать все  усилия и планы, направленные на усиление безопасности и свободы мореплавания как в бассейне Залива, так и во всем ближневосточном регионе.

Вероятно, после создания военной коалиции по обеспечению безопасности судоходства в Ормузском и Баб-эль-Мандебском проливах и Красном море, активность США и поддержка таких действий Великобританией, Израилем, Индией , Китаем и Южной Кореей, вызвали гнев со стороны Исламской республики.

Министр обороны ИРИ генерал Амир Хатами в телефонном разговоре со своими коллегами из Катара, Кувейта и Омана обсудил создание проамериканской коалиции, отметив, что это уже привело к росту нестабильности в регионе. Особое беспокойство вызывает присоединение к коалиции Израиля, что вносит элемент особого беспокойства и чревато катастрофическими последствиями на региональном уровне. Кстати, Израиль официально подтвердил своё  участие в коалиции. Глава МИД Исраэль Кац, приняв участие в заседании парламентской комиссии по иностранным делам и безопасности, сообщил,  что Израиль вместе с США принимает участие в деятельности коалиции по охране Ормузского пролива. По словам Исраэля Каца, процитированным сайтом newsru.co.il, Израиль оказывает поддержку сбором разведданных, а также «в других областях, в которых имеет возможности и относительные преимущества».

Реагируя на заявление пресс-секретаря иранского МИДа, 8 августа МИД Бахрейна опубликовал заявление, в котором потребовал от Ирана прекратить угрозы и действия, ведущие к созданию напряженности в регионе Персидского залива. Внешнеполитическое ведомство Бахрейна разъяснило также, что заявление иранского дипломата показывает, что Иран преследует цели  разрушения инициатив, направленных на создание стабильности, безопасности и свободы судоходства в регионе Персидского залива и всем ближневосточном регионе. МИД Бахрейна убежден, что проведенная в его столице встреча демонстрирует своевременные попытки и постоянную политику страны, проявляющуюся в ее активном участии в обеспечении мира и безопасности в регионе. Кстати, как стало известно, через два месяца, 21-22 октября, в Манаме будет проведена еще одна подобная встреча, посвященная проблемам морской и воздушной безопасности на региональном уровне.

Отметим к заключение, что отношения между Ираном и Бахрейном традиционно подвержены возникновению той или иной степени конфронтации.  Это связано с неоднократными попытками Исламской Республики оказать деструктивное влияние на шиитов Бахрейна, пытаясь таким образом дестабилизировать ситуацию в этом государстве, ведущим, как расценивают это в Тегеране, прозападную политику. Вдобавок к этому, Иран, несомненно, раздражают наметившиеся отношения королевства с Израилем. Летом прошлого года состоялся официальный визит в Манаму израильской делегации. Тогда же полномочный представитель Бахрейна сообщил СМИ, что его страна станет первым государством Персидского залива, которое установит дипломатические отношения с Израилем. Важным было и то, что судя по этому же интервью, «Королевство не рассматривает Израиль как врага» и сближение между двумя странами «не будет противоречить принципам Бахрейна». В том же году начались первые контакты между  двумя странами в самых различных сферах.

62.81MB | MySQL:102 | 0,632sec