Израильские эксперты о действиях Израиля в Ираке. Часть 2

Израиль в июле и августе этого года нанес серию авиаударов по военным объектам на территории Ирака, связанным с Ираном. Об этом 23 августа с.г. сообщили The New York Times два высокопоставленных чиновника США. Таким заявлениям соответствуют высказывания премьер-министра Израиля Биньямина Нетаньяху, который не раз намекал на то, что ответственность за серию ударов по поддерживаемым Ираном ополченцам в Ираке несет Израиль. По словам израильского премьер-министра, «Иран – это государство, сила, которая поклялась уничтожить Израиль. Он пытается создать базы против нас повсюду – в самом Иране, Ливане, Сирии, Ираке и Йемене»[i].

По мнению Орит Перлов и Уди Декеля, экспертов Института исследования национальной безопасности Тель-Авивского университета (INSS), в последние месяцы было получено несколько сообщений о том, что Иран создает в Ираке базы баллистических ракет, нацеленных на Израиль. По словам экспертов, выбор иранцев пал на Ирак в связи с неоднократными израильскими ударами по иранской военной инфраструктуре в Сирии, которые подорвали (хотя и не полностью) усилия Тегерана по распространению своего влияния в стране[ii].

В последние два месяца в Ираке взрывались склады с оружием, принадлежащие поддерживаемой Ираном шиитской милиции «Аль-Хашд аш-Шааби» (Силы народной мобилизации). Иранские ракеты хранились на оружейных складах, и там была создана инфраструктура для сборки современного оружия. Удар израильских ВВС по складу боеприпасов около авиабазы ​​«Балад» в мухафазе Салах эд-Дин (к северу от Багдада) 20 августа 2019 года стал четвертым в серии атак на позиции «Аль-Хашд аш-Шааби», – все они находятся в районе Багдада или в соседних провинциях. До этого, 19 июля, была атакована база «Амерли»; 28 июля – лагерь «Ашраф» в мухафазе Дияла; 12 августа – военная база «Сакр» в районе Дура на юге Багдада.

Официальных подтверждений или фактических доказательств того, что Израиль стоит за ударами в Ираке, нет, об этом заявили официальные лица США. Премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху намекнул, что Израиль действует широким фронтом против Ирана и «нигде не предоставит Ирану иммунитет». Он добавил: «Мы работаем на многих фронтах против страны, которая хочет нас уничтожить, и я дал силам безопасности свободу действий и указание сделать все необходимое, чтобы воспрепятствовать планам Ирана».

Атаки ЦАХАЛ 24 августа в районе на юго-востоке Дамаска были совершены с целью помешать подготовке Ирана к удару по позициям на севере Израиля с помощью оснащенных оружием БПЛА. Похоже, считают израильские эксперты, что это иранский ответ на израильские операции против него, включая атаки на объекты в Ираке. «Если это так, то Израиль, по-видимому, несет ответственность, по крайней мере, за некоторые атаки и,  таким образом, расширил фронт против усилий Ирана по военному закреплению от Сирии и Ливана до Ирака», – пишут эксперты INSS.

Они предлагают свой ответ на вопрос, почему Израиль взялся бомбить Ирак именно сейчас?

В годы гражданской войны в Сирии Израиль сосредоточил свое внимание на военном закреплении иранцев и поставках оружия, предназначенного для «Хизбаллы» в Ливане. Примерно год назад появились первые сведения об израильских ударах по поставкам оружия и шиитским боевикам в районе Абу-Камаль в провинции Дейр-эз-Зор в восточной части Сирии на границе с Ираком. Согласно сообщениям, Израиль воздержался от дальнейших операций в сирийско-иракской пограничной зоне с учетом позиции Центрального командования США, представители которого опасались ответной реакции против американских войск, дислоцированных в Ираке. Таким образом, если недавние удары по Ираку были нанесены Израилем, вполне вероятно, что они были начаты в координации с Министерством обороны (Пентагоном) и Центральным командованием США или, по крайней мере, после того, как Соединенные Штаты были об этом проинформированы. Официального подтверждения из Вашингтона об изменении политики, согласно которой Израилю отныне позволено действовать в районе, находящемся под американским влиянием, не поступало, но могли быть достигнуты договоренности относительно ударов по целям повышенной прочности, несмотря на связанные с этим риски.

Израиль проводит политику предотвращения сокрытия иранской «военной машины» вблизи своих границ в Сирии и Ливане. Однако в настоящее время израильское руководство не испытывает желания нарваться на острие иранско-шиитской оси – «Хизбаллу», которая оснащено широким спектром ракет и БПЛА в Ливане. Среди них высокоточные управляемые ракеты, которые в настоящее время собираются в Ливане и «пока беспрепятственно». Похоже, что Израиль решил проводить свои атаки на ирано-шиитскую ось не только в Сирии, но и в Ираке, предвидя большую опасность от нападения на ракетную инфраструктуру «Хизбаллы» в Ливане. Чтобы уменьшить ущерб от боязни атаковать цели в Ливане, Израиль, похоже, решает действовать в поле, где возможная цена за его военные операции – конечно, если не появятся явные доказательства причастности к атакам израильских ВВС – неизмеримо ниже, чем опасность обострения напряженности с «Хизбаллой».

По словам экспертов INSS, в долгосрочной перспективе Израиль демонстрирует смелость, инициативу и доказательство эффективности своей «длинной руки». Также возможно, что Израиль решил использовать конкретную оперативную обстановку, которая основана на данных разведки и скрытых боевых возможностях, позволяющих провести операцию без оставления следов и способную удивить Иран, его прокси и союзников в регионе. Тем временем, уверены израильские эксперты, «подрывная деятельность Ирана в арабских странах была разоблачена, и лидерам в арабском мире предложено принять против этого меры».

Что касается Ирака, то обсуждения атак по военным объектам на его территории происходят в социальных сетях на трех основных уровнях: 1) публичном (в основном шиитском); 2) политиков и депутатов; и 3) командования шиитской милиции и лидеров «Аль-Хашд аш-Шааби».

До 20 августа, т.е. до ударов израильских ВВС по одной из крупнейших в Ираке авиабаз «Балад» к северу от Багдада, обсуждения случившегося были пронизаны гневом и разочарованием по поводу беспомощности иракского правительства. В мае 2019 года государственный секретарь США Майк Помпео во время неожиданного визита в Багдад подарил премьер-министру Ирака Аделю Абделю Махди спутниковые и аэрофотоснимки иранских позиций и складов с оружием, расположенных в Ираке. По сообщениям, М.Помпео сказал ему, что если военная инфраструктура Ирана и ракетный потенциал в Ираке не будут демонтированы, они, вероятно, подвергнутся нападению. После визита М.Помпео 1 июля с.г. премьер-министр Ирака издал распоряжение правительства об интеграции всех вооруженных группировок в иракскую армию, что получило поддержку многих иракцев, в их числе один из шиитских духовных лидеров, великий аятолла Али Систани и самый видный шиитский священнослужитель Муктада ас-Садр. В соответствии с приказом на членов «Аль-Хашд аш-Шааби»должны распространяться те же правила, что и на военнослужащих иракской регулярной армии, и они должны действовать только в составе иракских вооруженных сил. Как отмечают эксперты INSS, несмотря на общественное согласие по данному вопросу, никаких шагов в этом направлении не предпринималось, и правительство потеряло значительную поддержку среди населения страны.

На этом фоне удары по складам оружия стали серьезной проблемой для правительства и премьер-министра Ирака. По мнению израильских экспертов, в иракском обществе превалирует раздражение по поводу того, что правительство знало об иранской военной деятельности на территории страны и не хотело или не могло это предотвратить. Кроме того, получается, что иракское правительство скрыло, отрицало и решило не делиться подробностями своей политики с общественностью.

Кроме того, по словам израильских экспертов, в иракском обществе распространены критические настроения в отношении Ирана, который наносит ущерб суверенитету Ирака, размещая ракеты на его территории. В общественном дискурсе сложилось почти единодушное мнение о том, что иракское правительство должно взять на себя обязательство не допустить использования Ираном иракской территории в качестве плацдарма для своей войны против Израиля и Соединенных Штатов. Такие лидеры, как Муктада ас-Садр и Каис аль-Хазали, глава проиранской шиитской милиции «Асаиб Ахль аль-Хакк» (часть «Аль-Хашд аш-Шааби»), подчеркивают превосходство иракского суверенитета и национализма над выполнением любой иностранной повестки дня (без явного упоминания Ирана), которая подрывает суверенитет Ирака.

После атаки 20 августа в иракском дискурсе появились две другие тенденции. Одна из них касается оперативных вопросов и в основном звучат призывы к совершенствованию противовоздушной обороны Ирака с помощью современных систем перехвата, таких как российские батареи С-400. Другая тенденция непосредственно касается стороны, на которую возлагают ответственность за нападения – Израиль. Дискуссия об ответственности Израиля проходит в основном среди политиков-шиитов во главе с депутатом Иззатом аль-Шабандаром, который написал в Twitter: «Недалек тот день, когда мы увидим, как израильские ВВС в небе Ирака осуществляют политические убийства иракских лидеров (намек на лидеров шиитской милиции) в рамках израильско-американского антииранского проекта в регионе». Другие высокопоставленные иракские деятели активно выступают, как против Израиля, так и Ирана, которые сталкиваются друг с другом на иракской земле.

Раскол также наметился в руководстве «Аль-Хашд аш-Шааби». Заместитель командующего этой организации Абу Махди аль-Мухандис накануне возложил ответственность за атаки на Соединенные Штаты. Он утверждал, что разведывательные данные доказывают, что США разрешили четырем израильским БПЛА проникнуть в воздушное пространство Ирака и совершить атаки на штаб-квартиру организации. Угрожая США, он предупредил, что теперь стоит ожидать прямого ответного удара на любую будущую атаку. В то же время председатель «Аль-Хашд аш-Шааби»Фалих аль-Файяд заявил, что высказывания аль-Мухандиса не отражают официальную позицию организации, и объявил, что «взрывы стали результатом действия, организованного иностранной стороной», и при этом воздержался от определения виновного и от угрозы в адрес США. Тем временем иракское правительство распорядилось, чтобы любой авиаудар по территории Ирака был согласован с Министерством обороны страны.

По мнению израильских экспертов, если Израиль продолжит наносить удары по Ираку, то риски нанесения ущерба американским активам и интересам в этой стране возрастут. Продолжение такой политики может также ускорить вывод американских войск из Ирака из-за внутреннего давления, как в Багдаде, так и в самих Соединенных Штатах, что будет вполне соответствовать духу заявлений президента Дональда Трампа о выводе американских войск с Ближнего Востока. При таком сценарии для Израиля важно, чтобы Вашингтон обусловил уход из Ирака роспуском «Аль-Хашд аш-Шааби» и интеграцией их бойцов в государственную систему в условиях, когда монополия на власть находится в руках иракского правительства. Движение в этом направлении может стать прецедентом для международных требований к Ливану и «Хизбалле» с целью уменьшения влияния Ирана в так называемом шиитском полумесяце и во всем регионе посредством мобилизации и развертывания шиитских ополченцев.

Вывод экспертов INSS заключается в том, что расчет издержек и выгод для Израиля на данном этапе указывает на то, что еврейскому государству выгодно расширить осуществление операций против Ирана вдоль «оси» на восток до иракского фронта, одновременно сигнализируя об угрозе самому Ирану. Тем не менее, с учетом американского фактора, издержки для Израиля могут перевесить выгоду, т.к. вывод американских войск из Ирака и Сирии оставит Израиль наедине с Ираном в регионе, против сохраняющейся иранской решимости укрепить шиитский полумесяц и готовности идти на большие риски. Попытка Ирана осуществить нападения с применением оснащенных оружием БПЛА на север Израиля является свидетельством решимости Ирана или того, что он достиг критической точки, которая вынуждает его изменить характер своих действий в ответ на израильские операции. Скоро Ирану придется решать, следует ли наращивать свои ответные меры против Израиля или по-прежнему направлять усилия на строительство комплекса высокоточных ракет в Ливане. В любом случае, предупреждают израильские эксперты, Иран будет вынужден отвечать на израильские атаки уже по-другому, нежели он это делал до сих пор, в свете дальнейшего развития систем вооружений, оперативных возможностей и в случае пересечения Израилем порога эскалации.

[i] Израиль противостоит Ирану в Ираке. Часть 1 // IIMES. 24.08.2019 — http://www.iimes.ru/?p=59254

[ii] Israel in Iraq: Expanding the Campaign against Iran // INSS. 27.08.2019 — https://www.inss.org.il/publication/israel-in-iraq-expanding-the-campaign-against-iran/?offset=1&posts=2242

 

52.22MB | MySQL:103 | 0,556sec