К итогам визита министра иностранных дел ИРИ М.Д.Зарифа во Францию

Во время первой встречи между Ираном и «Группой 4+1» в Вене в июле 2018 года ожидания Тегерана были очень велики. Иран надеялся, что Европа сможет компенсировать экономический ущерб, нанесенный ему после того, как Соединенные Штаты вышли из ядерной сделки.

При рассмотрении отношений между Ираном и Европой вопрос должен рассматриваться в двух измерениях: политическом и экономическом. С политической точки зрения, европейские государства-члены «Группы 4+1» по фундаментальным для Ирана вопросам (восстановление санкций США в отношении Ирана, Варшавская конференция, введение санкций США в отношении министра иностранных дел ИРИ и т. д.) выразили свою политическую поддержку Ирану, а что касается экономических вопросов, то несмотря на,что в результате длительных переговоров, 31 января 2019 года года был создан инструмент (INSTEX), позволяющий Ирану совершать финансовые операции с Германией, Великобританией и Францией, но по разным причинам он до сих пор не вступил в силу.

Несмотря на то, что Европа в последние несколько месяцев пыталась не допустить влияния политической повестки дня с Ираном на ирано-американские отношения,   но все равно после любых действий США против Ирана, Тегеран в первую очередь обвинял Европу, требуя перейти от заявлений к действиям.

В мае 2019 года, через год после выхода США из ядерной сделки, Иран дал Европе 60 дней на выполнение своих обязательств в банковской  и нефтяной  сферах, угрожая постепенно отказаться от своих обязательств по ядерной сделке.

Внутриполитические события в Иране указывают на то, что Тегеран не только готов пойти на уступки и принять предложения о введении новых переговоров, но, наоборот, в контексте укрепления позиций консерваторов, в частности Корпуса стражей исламской революции (КСИР), Иран все более ужесточает свою позицию.

Европейский союз, отправив в июне министра иностранных дел ФРГ в Иран, пытался понять, выйдет ли Иран из ядерной сделки и могут ли напряженные ирано-американские отношения повлиять на Ближневосточный регион или нет.

С конца июня новая волна напряженности между Ираном и США в регионе  Персидского залива сильно  беспокоило Европу. Была довольно велика вероятность того, что после поражения Ираном американских БПЛА конфликт между Ираном и США мог переместиться из региона Персидского залива на весь Ближний Восток.

Чтобы избежать непредсказуемых событий, Франция вступила в активные переговоры с Ираном и, помимо переговоров от имени Европейского союза, прежде всего стремилась продвигать свои интересы. За последний месяц между президентами Ирана и Франции состоялось три телефонных разговора. Кроме того,  специальный представитель президента Ирана, заместитель министра иностранных дел Ирана Аббас Арагчи в  ходе визита в Париж,  передал президенту Франции Э Макрону послание Хасана Роухани.

19 августа, обращаясь к журналистам, официальный представитель МИД ИРИ Аббас Мусави, ссылаясь на продолжающийся диалог между Парижем и Тегераном, даже не исключил, что президент Франции Эммануэль Макрон может посетить Иран. Кроме того, по словам официального представителя МИД ИРИ, обсуждался вопрос участия президента Ирана Хасана Роухани в саммите G7 по приглашению Э.Макрона.

Хотя санкция США в отношении Мохаммада Джавада Зарифа была направлена на ограничение деятельности министра иностранных дел Ирана за рубежом, вскоре после этого Зариф посетил Скандинавские страны и провел довольно эффективные встречи. Визит министра иностранных дел Ирана в Европу завершился визитом во Францию 23 августа.

В Париже М.Д.Зариф провел отдельные встречи с президентом Франции Э.Макроном и министром иностранных дел Жан-Ив Ле Дрианом. Во избежание распространения  противоречивой  информации об итогах своего парижского визита в конце встречи глава внешнеполитического ведомства Ирана встретился с журналистами государственной телерадиокомпании и  подвел итоги визита, подробно описав, что он ожидает от продолжающихся переговоров.

Коснувшись темы ирано-французских  отношений, М.Д.Зариф сказал: «Во время телефонных разговоров между г-ном Роухани и г-ном Макроном были  озвучены предложения как с французской, так и с иранской стороны. Эти предложения касаются ядерного соглашения и обязательств государств-участников. То есть, какие шаги должна предпринять каждая из сторон для обеспечения  исполнения ядерного соглашения? Во время нашей сегодняшней встречи с г-ном Макроном мы обсуждали эти вопросы, это была довольно конструктивная встреча, конечно, эффективность встречи зависит от того, насколько хорошо ЕС останется верным своим обязательствам».

Зариф сказал следующее о предложении Франции: «Предложение Франции касается выполнения обязательств Европы по ядерному соглашению. Когда переговоры дадут свои результаты, будет представлена дополнительная информация о предложении».

Говоря о продолжении встреч, глава МИД ИРИ сказал: «Встреча G7 — хорошая возможность для г-на Макрона поговорить с лидерами европейских стран-членов «Группы 4+1». Если возникнет необходимость вести переговоры, то Иран готов продолжить переговоры, г-н Макрон продолжит свои обсуждения с г-ом Роухани». Наша позиция ясна, ядерное соглашение больше не подлежит переговорам, но мы готовы вести переговоры по этому вопросу».

Касаясь выполнения обязательств, взятых сторонами ядерного соглашения, М.Д.Зариф добавил: «Действия Ирана связаны с действиями противоположной стороны. Если другая сторона соглашения останется верной своим обязательствам, то Иран предпримет ответный шаг. Иран отказался выполнять свои обязательства по 36-му пункту ядерного соглашения, но если другая сторона выполнит свои обязательства, мы вернемся и начнем действовать в рамках ядерного соглашения».

Продолжая свою речь, Зариф отметил: «Мы не вели переговоры с закрытыми глазами, мы вели переговоры с открытыми глазами. До того как коснуться темы  ядерного соглашения в ходе переговоров мы поднимаем вопрос о гарантии выполнения обязательств, для этого в соглашение включен пункт 36».

Помимо ядерного соглашения, одна из ключевых тем встречи Зарифа и Макрона касалась напряженной ситуации в регионе Персидского залива, в частности важности обеспечения безопасного судоходства.

«Иранские товары, включая нефтяные танкеры, должны свободно перемещаться в Персидском заливе», — сказал М.Д.Зариф и добавил. «Позиция Ирана очень ясна. Судоходство должно быть бесплатным для всех стран. Иран, который имеет самую длинную границу в Персидском заливе и Оманском море и контролирует северную часть Ормузского пролива, является наиболее надежной силой гарантирующей  безопасности в этом регионе».

Министр иностранных дел Ирана также обсудил с французскими СМИ вопросы французско-иранской повестки дня. В частности, в интервью France 24 коснувшись темы предложения Макрона о ядерном соглашении отметил: «Вместе с Францией мы на правильном пути. В последние недели во время телефонных разговоров между Ираном и Францией обсуждались позиция Европы в отношении санкций США, соблюдении Европой своих ядерных обязательств. Мы продолжаем переговоры, я думаю, что мы на правильном пути».

Касаясь санкций США, глава внешнеполитического ведомства Ирана сказал: «Мы находимся в состоянии войны, в экономической войне международное сообщество должно столкнуться с давлением США, это давление не влияет на Иран, и мы не готовы вести переговоры под давлением».

Визит министра иностранных дел Ирана во Францию особенно важен, тем,что иранский вопрос стал одним из пунктов повестки дня саммита G7 во французском городе Биаррице.

Более того, после встречи на высоком уровне между Макроном и Ле Дрианом в Париже, Зариф вместо того, чтобы вернуться в Тегеран, совершил неожиданный визит в Биарриц, где он провел переговоры с президентом Франции, министрами иностранных дел и финансов этой страны в рамках саммита G7, а также провел консультации с советником премьер-министра Великобритании и советником канцлера ФРГ.

Интрига визита министра иностранных дел Ирана во Францию особенно связана с событиями произошедшими на саммите G7.

М.Д.Зариф прокомментировал свой визит в Биарриц следующим образом: «Я посетил Биарриц по приглашению министра иностранных дел Франции, с целью продолжить консультации в Париже с г-ном Макроном и г-ном Ле Дрианом в соответствии с договоренностью, достигнутой между президентами Ирана и Франции. Возникла необходимость дополнительных переговоров по вопросу банковского дела и нефти».

После встречи в Биаррице министр иностранных дел Ирана разместил на своей странице в Twitter фотографию: «Впереди трудная дорога, но стоит попробовать».

Изучая публикации международной прессы о визите Зарифа в Биарриц, мы отмечаем, что участники  саммита G7, в частности президенты Франции и Соединенных Штатов, имели разные позиции  относительно Ирана, и визит Зарифа не был принят однозначно.

Президент США д.Трамп, с одной стороны, заявлял, что Вашингтон будет двигаться в другом направлении по вопросу Ирана, но с другой стороны, он отмечает, что он не против инициативы Макрона по ослаблению напряженности в отношениях с Ираном. Но после объявления Трампа Макрон пояснил, что лидеры G7 не дали ему официального мандата для ведения переговоров с Ираном, пояснив, что «G7 является неофициальной группой, следовательно не может дать кому-либо официальный мандат для ведения переговоров».

Независимо от разногласий между США и Францией по  Ирану на саммите G7, судя и по  разъяснениям главы МИД ИРИ и по публикациям иранской прессы, французский визит Зарифа на данном этапе удовлетворил Иран. Другой вопрос заключается в том, будет ли Тегеран готов продолжать переговоры в том формате, на который намекали Макрон и Трамп.

Во время освещения встреч Зарифа в рамках G7 иранские СМИ уделяли основное внимание следующему:

«Союзники США пытаются проводить независимую политику в отношении Ирана против Вашингтона»

«Неожиданный визит Зарифа в Биарриц доказывает, что Соединенные Штаты вновь потерпели поражение в вопросе Ирана»

«Триумфальная дипломатия Ирана уже приносит свои плоды».

Подводя итог, отметим, что в то время как официальный Тегеран приветствует визит Зарифа во Францию, у него есть серьезные сомнения относительно того, каковы будут позиции Франции и Соединенных Штатов по  ядерному соглашению.

В Иране понимают, что, с одной стороны, США пытаются спровоцировать разногласия в Иране, создавая имитацию переговоров, а с другой стороны, хотят повлиять на иранское общественное мнение посредством своих послания иранскому народу.

Как известно, в Иране предвыборный период, и между политическими силами существуют серьезные разногласия относительно переговоров с США. Учитывая прежний опыт, на данном этапе ни одна политическая сила не возьмет на себя ответственность за переговоры с Соединенными Штатами, тем более, что они могут в любой момент внести в повестку дня вопрос ракетной программы ИРИ.

С другой стороны, Иран понимает, что Трамп пытается использовать свои подходы к ядерной сделке для внутренней политической повестки дня.

Действия Франции также понятны для Ирана. С одной стороны, Франция пытается укрепить свои позиции в Европейском союзе, с другой стороны, она пытается восстановить свое прежнее влияние на Ближнем Востоке. Для Франции важна относительная стабильность на Ближнем Востоке и предсказуемые процессы вокруг Сирии. В этом контексте Иран, все еще играя влиятельную роль, может проводить политику, соответствующую интересам ЕС. Роль Ирана особенно важна, учитывая, что 16 сентября в Анкаре состоится 5-я трехсторонняя встреча президентов Ирана, Турции и России, за которой последует встреча президентов Турции, Германии, Франции и России по вопросу Сирии.

Что касается ожиданий Тегерана, то Иран пытается войти в предвыборный период с минимальной напряженностью в отношениях с Западом. Иранское военное руководство давно уже подвело черту, согласно которой Иран не будет вести переговоры по ракетным системам вне ядерной сделки.

Кроме того, министр иностранных дел Ирана уже официально заявил, что не будет баллотироваться на президентских выборах, поэтому следует исключить сценарий, согласно которому  Европейский союз и США пытаются договориться с Зарифом относительно нового ядерного соглашения.

Судя по недавним событиям в Иране в связи с Мохаммадом Джавадом Зарифом, следует предположить, что по приказу духовного лидера ИРИ аятоллы А.Хаменеи и под контролем КСИР М.Д.Зариф был уполномочен предпринять краткосрочные дипломатические шаги перед парламентскими и президентскими выборами с целью предостеречь Иран от внешних давлений.

 

Источники:

 

«Arman Meli» newspaper, No: 523, 24 Aug 2019, p. 2

«Ebtekar» newspaper, No: 4347, 26 Aug 2019, p. 11

http://www.iribnews.ir/fa/news/2506793/

https://www.tasnimnews.com/fa/news/1398/04/19/2051491/

https://www.isna.ir/news/98060402004/

https://www.irna.ir/news/83451227/

https://www.mfa.gov.ir/portal/NewsView/50302/

https://www.irna.ir/news/83448480/

https://www.mehrnews.com/news/4699751/

http://www.president.ir/fa/111070

62.85MB | MySQL:102 | 0,800sec