Ситуация в Судане: июнь 2007 г.

Основным событием суданской политической жизни июня стало согласие правительства страны на развертывание в кризисном западном регионе Дарфур «гибридной операции» Африканского союза и ООН – последнего шага «трехфазного плана» по поддержке АС. 11-12  июня в Аддис-Абебе в штаб-квартире АС состоялась «тройственная» встреча АС, ООН и делегации суданского правительства. По некоторым сообщениям СМИ Судана, согласие правительства ожидалось, но лишь при том условии, что большинство «гибридных сил» будут составлять миротворцы Африканского союза, и АС же будет осуществлять командование операцией. Согласие официального Хартума на развертывание в Дарфуре «гибридной операции» — последней ступени в «трехфазном плане»  поддержки АС со стороны ООН – стало некоторой неожиданностью.

Совместное заявление представителей ООН, АС и суданского правительства (суданскую делегацию возглавлял замминистра иностранных дел Мутриф Сиддык) по итогам встречи в эфиопской столице было сделано 12 июня. В нем говорилось, в частности, что правительство Судана «приняло совместные предложения о «гибридной операции». Делегаты согласились, что в регионе необходимо установить всеобъемлющее перемирие, сопровождаемое полномасштабным процессом политического урегулирования». Руководитель делегации ООН на переговорах, начальник отдела Африки департамента миротворческих операций ООН Дмитрий Титов отметил, что численность «гибридных сил» составит от 17500 до 19600 человек в дополнение к уже дислоцированным в Дарфуре в рамках трансформируемой Миссии Африканского союза 6000 африканских миротворцев. Совет Безопасности ООН одобрил соглашение. Генсек ООН Пан Ги Мун также выразил удовлетворение, заявив, что ожидает «оперативного выполнения «трехфазного плана» миротворчества в Дарфуре».

Глава суданской делегации на встрече в Аддис-Абебе Мутриф Сиддык, в свою очередь, развеял предположения о том, что Хартум дал согласие на «гибридные» силы в условиях жесткого давления. Мутриф Сиддык подчеркнул, что суданское руководство приняло это решение после того, как ООН ответила на запросы правительства по деталям мандата планируемой операции[1].

Согласие официального Хартума на завершающую стадию «трехфазного плана» стало, несомненно, очень важной вехой в развитии ситуации вокруг Дарфура и, шире, Судана в целом. Оно было получено в результате долгих многоступенчатых переговоров, в ходе которых суданцы упорно отстаивали свое право самим решать внутренние проблемы страны, а «западники» настаивали на неспособности официального Хартума контролировать ситуацию в Дарфуре. Но, признавая всю значимость достигнутых в Аддис-Абебе договоренностей, необходимо отметить при этом, что было бы преждевременным говорить о серьезном изменении ситуации «в поле». Для урегулирования кризиса в западном суданском регионе еще предстоит пройти очень долгий и тернистый путь.

Во-первых, очевидно, что до развертывания в регионе «гибридных сил» пройдет немало месяцев, ведь ориентировочная дата начала развертывания – только 1 января 2008 г. Для определения деталей мандата сил, пропорций комплектования и финансирования, сроков развертывания и пр. необходимо принять резолюцию Совбеза. Формулировки проекта резолюции также, весьма вероятно, могут вызвать в Хартуме неудовольствие.

Во-вторых, в Африканском союзе, обеспечивающем часть «гибридной операции», постоянно возникают проблемы с финансированием. Собственно,  именно объективная неспособность АС обеспечить масштабное присутствие миротворцев в Дарфуре стала причиной (или, как минимум, предлогом) вмешательства ООН в разрешение кризиса.

В-третьих, вряд ли стоит рассчитывать, что даже развертывание «гибридных сил» в полном объеме станет для Дарфура панацеей. Общая площадь западного суданского региона равна территории Франции, при этом полное бездорожье – не исключение, а правило. 25 тысяч человек, а приблизительно такой будет планируемая численность миротворческого контингента, даже в условиях прекрасного обеспечения и идеально организованной логистической службы  вряд ли смогут установить полный контроль над столь обширной и труднодоступной территорией и обеспечить безопасность 2,5 миллионов беженцев и временно перемещенных лиц.

17 июня Судан в рамках африканского турне посетила делегация Совета Безопасности ООН, состоялись встречи представителей Совбеза с президентом Омаром Баширом,  министром иностранных дел Ламом Аколем и рядом высокопоставленных суданских чиновников. По словам Постоянного представителя Великобритании при ООН Эмира Джонса Парри, в ходе встреч обсуждался процесс политического урегулирования в Дарфуре, вопросы оказания гуманитарной помощи беженцам и временно перемещенным лицам, пути достижения соглашения о прекращении огня с «неподписантами» Дарфурского мирного соглашения.   Постпред ЮАР при ООН Думисани Кумало по итогам встреч с суданским высшим руководством подтвердил, что глава МИД Судана Лам Аколь подтвердил согласие суданского руководства на «гибридную» операцию, то же самое сказал и президент Омар Башир.

По итогам визита и встреч с высокопоставленными суданскими официальными лицами делегация Совбеза ООН рекомендовала профинансировать «гибридную операцию» за счет средств ООН в том случае, если ей будет передано командование объединенными миротворческими силами[2]. Учитывая постоянные финансовые проблемы Африканского союза и его зависимость от донорских средств, весьма вероятно, что такой вариант финансирования операции и субординации в итоге и будет принят сторонами. Однако пока суданцы отвергают такую возможность, всячески подчеркивая, что неафриканские страны будут оказывать лишь техническое и логистическое содействие операции, но не осуществлять полный контроль над ней. В частности, с заявлением о том, что официальный Хартум не давал согласия на командование операцией со стороны ООН, 18 июня выступил президент Омар Башир.

5 июня министр иностранных дел Судана Лам Аколь в ходе своего выступления перед Национальной Ассамблеей (нижней палатой Законодательного собрания Судана) сделал очередное резкое заявление в адрес политики США. Комментируя решение американской администрации об ужесточении экономических санкций против Судана[3] и усилия Вашингтона и Лондона по продавливанию в Совбезе ООН соответствующей резолюции, глава суданского МИД Судана заявил, что его ведомство «приложит усилия для того, чтобы пресечь давление на Совбез с целью принять новую резолюцию по санкциям против Судана».

В ходе своего выступления Лам Аколь отметил, что введение 29 мая американских санкций преследовало цель расстроить усилия суданского правительства по стабилизации дарфурского кризиса и нормализации обстановки в регионе: «Это решение, принятое в то время, когда мирный процесс в Дарфуре продвигается, показывает, что Соединенные Штаты стремятся сорвать все мирные усилия и добиться своих собственных целей [в регионе]». Министр подчеркнул, что все предпосылки, обусловившие решение американской администрации – предполагаемая неспособность суданского правительства выполнять свои обязательства по мирному соглашению, разоружению арабских ополчений и пр. – были «абсолютно беспочвенны»[4].

С похожим заявлением, прекрасно отражающим позицию официального Хартума по вопросу американских санкций, выступил и министр юстиции Судана Али аль-Марди. Он подчеркнул, что  «американцы знают, что дарфурский кризис вскоре будет разрешен, и ввели эти санкции, чтобы подорвать наши усилия по национальному воссоединению».

Позднее, 20 июня Лам Аколь, выступая на очередной сессии в Национальной Ассамблее, еще более прояснил позицию суданского руководства по вопросу развертывания «гибридных сил». Министр разъяснил парламентариям, что президент действительно дал свое согласие на «гибридную операцию» в Дарфуре; при этом Лам Аколь подчеркнул, что начало развертывания «гибридных сил» планируется на начало 2008 года. Министр отметил, что соглашение в Аддис-Абебе – это большая победа суданской дипломатии, ибо благодаря ему Судан избавился от опасности реализации Резолюции СБ ООН 1706 от 31 августа 2006 г.[5] Напомним, что согласно этому документу в соответствии с VII главой Устава ООН допускалось использование в Судане международных войск[6].

Значительного внимания заслуживает и французская инициатива по стабилизации обстановки в Дарфуре.  Министр иностранных дел Франции Бернар Кушнер обсуждал ее с суданским руководством 10-11 июня в ходе своего визита в Судан. Инициатива предполагала проведение 25 июня в Париже встречи представителей дарфурских оппозиционных группировок при участии международных наблюдателей, а также, в частности, организацию так называемого «гуманитарного коридора» между Чадом и Дарфуром. Благодаря этому, как представляется на Кэ д’Орсэ, было бы возможным оказывать дарфурским лагерям временно перемещенных лиц гораздо более эффективную гуманитарную помощь, чем удается  осуществить сейчас.

Однако суданское руководство  однозначно отвергло французскую инициативу. Глава суданского МИД Лам Аколь после встречи со своим французским коллегой заявил, что «сейчас не время обсуждать новые инициативы». Советник суданского президента Гази Салахаддин Атабани, также принимавший участие во встрече был несколько многословнее: «Мы не расположены обсуждать сейчас новые инициативы или новые механизмы, противоречащие уже достигнутым»[7].

Необходимо отметить, что та часть французской инициативы, которая предполагала организацию «гуманитарного коридора» между Чадом и Дарфуром, была практически обречена на провал. Очевидно, предложения, связанные с взаимодействием с Чадом, вызывают у суданцев негативное восприятие – как известно, отношения Хартума и Нджамены за последние годы несколько раз  до крайности обострялись. Французы, выдвигая такие предложения, стремились скорее продемонстрировать активную позицию нового кабинета Николя Саркози на столь актуальном сейчас дарфурском направлении, нежели всерьез рассчитывали на полноценный диалог с Хартумом по этому вопросу.

Встреча представителей оппозиционных движений Дарфура 25 июня в Париже, также предусмотренная французской инициативой, все же состоялась, причем в отсутствие делегации официального Хартума, но серьезных последствий не имела.

8 июня была запущена «Дорожная карта» ООН и АС по политическому урегулированию в Дарфуре. Документ бы разработан спецпредставителями генсека ООН Яном Элиассоном и председателя комиссии АС Салимом Ахмедом Салимом на основании соглашений в Аддис-Абебе от 16 ноября 2006 г. «Дорожная карта» предусматривает три стадии политического процесса в конфликтном регионе: конвергенция инициатив и консультации; подготовка к переговорам; переговоры.[8]

Стоит также упомянуть, что 9 июня Судан посетил с визитом вице-президент Ирака Тарик Хашими. На встрече с ним президент Судана Омар Башир подтвердил стремление своей страны восстановить полноценные дипломатические отношения и действие заключенных ранее двусторонних соглашений между двумя государствами.

13 июня произошли столкновения в районе строящейся плотины Каджбар в штате Северный. Местные жители – нубийцы и представители арабских племен, не входящих в региональные элитарные клики – протестовали против возведения гидроэнергокомплекса на Ниле, в результате которого под водой окажутся около 30 деревень. Полиция применила против протестующих силу, в результате столкновений погибли 4 человека, более 20 получили ранения, были задержаны четверо журналистов. Работники прессы были впоследствии отпущены, хотя суданский закон о чрезвычайном положении предусматривает задержание подозреваемых на срок до 9 месяцев без предъявления обвинений[9]. Инцидент в Каджбаре привлек широкое внимание суданской и мировой общественности[10].

Утром 27 июня на трассе к северу от суданской столицы в автокатастрофе погибли советник президента Маджзуб аль-Халифа и его брат. В президентской администрации аль-Халифа отвечал за дарфурское досье, представлял официальный Хартум на переговорах в Абудже.

Что касается экономики, то, в конце июня Вице-президент Али Осман Таха представил в Национальную Ассамблею на рассмотрение пятилетний план развития на 2007-2011 гг. Вице-президент отметил, что в этот период планируется выработать устойчивые внешнеэкономические связи с дружественными государствами, которые компенсировали бы «враждебное отношение» к Судану [очевидно, речь идет об ужесточении американских экономических санкций – М.Х.]. План будет обсуждаться на парламентской сессии в октябре[11].

Судя по всему, в Судане понемногу начинают беспокоиться из-за чрезмерной зависимости передовых отраслей экономики от китайского капитала и технической поддержки. Чрезмерная зависимость от Китая признается уже и на официальном уровне. 20 июня госминистр финансов и национальной экономики Судана Ахмед Махджуб заявил, что нефтяная отрасль страны обеспечивает более 90% валютных поступлений в страну; при этом чиновник отметил, что китайские инвестиции в нефтяной сектор достигли 6 млрд. долл., в прочие отрасли экономики – 300 млн. долл.[12]

30 июня в Судане из денежного оборота был официально выведен суданский динар. Теперь все операции внутри страны осуществляются лишь в одной валюте – новом суданском фунте, введенном в обращение 1 января с.г.

 


[1] Сахафа, Ар-Рай аль-Амм, Аль-Аям, 13.06.07.

[2] Аль-Аям, Ар-Рай аль-Амм, 18.06.07.

[3] Подробнее об американских санкциях и их значении см., напр., М.А.Хмелинин. Ситуация в Судане – май 2007 г.  http://www.iimes.ru/rus/frame_stat.html

[4] Ар-Рай аль-Амм, Аль-Аям, Аль-Интибаха и пр., 6.06.07.

[5] Сахафа, 21.06.07.

[6] Формулировка текста резолюции — Миссия ООН в Судане «уполномочена использовать все необходимые средства в районах развертывания ее сил и по своему усмотрению в пределах имеющихся у нее возможностей» и т.д. См. ст. 12 Резолюции СБ ООН 1706. S/RES/1706 (2006). http://www.un.org/russian/documen/scresol/res2006/res1706.htm

[7] Sudan Tribune, 12.06.07.

[8] Joint AU-UN Road-map for Darfur Political Process. Текст документа см. http://www.un.org/News/dh/infocus/sudan/AU_UN_RoadMap.pdf.

[9] Sudan Tribune, 21.06.07, 24.06.07.

[10] О ситуации вокруг строительства гидроэнергокомплекса в Каджбаре см., напр., The International Appeal to Rescue Nubia and to stop Building the Kajbar Dam. 12.05.07. http://www.petitiononline.com/Appeal/

[11] Сахафа, Sudan Vision, 27.06.07.

[12] Сахафа, 21.06.07.

62.92MB | MySQL:102 | 0,483sec