Израиль: партия «Ноам» отказалась от участия в выборах

На съезде активистов в иерусалимском отеле «Рамада», организованном радикальной религиозно-сионистской партией «Ноам» в минувшее воскресенье вечером, то есть буквально за двое суток до того, как в Израиле откроются избирательные участки,  было объявлено о том, что эта партия не примет участия в выборах в Кнессет. Соответствующее решение было принято утром того же дня раввинами, являющимися лидерами и идеологами партии «Ноам» после того, как им были представлены специалистами результаты углубленных исследования общественного мнения относительно степени поддержки партии избирателями и, соответственно, относительно ее шансов преодолеть электоральный барьер, составляющий сейчас в Израиле 3,25% от всех поданных на выборах голосов. Как было сообщено, согласно результатам эти исследований, имеются порядка 70 тысяч «твердых» сторонников партии «Ноам» и еще около 250 тысяч колеблющихся, которые поддерживают идеологи этой партии и не исключают в принципе возможности того, что проголосуют за нее, однако не уверены в этом. Такой поддержки избирателей недостаточно для преодоления электорального барьера.

За пределами партии «Ноам» никто и не сомневался в том, что у нее нет никаких шансов преодолеть электоральный барьер. Казалось, можно было бы проигнорировать и то, что эта партия включилась в предвыборную гонку, и то, что она решила выйти из нее. Однако не исключено, что упомянутое выше решение, о котором было заявлено в иерусалимском отеле «Рамада» будет иметь определенное практическое влияние на результаты выборов в Кнессет. Согласно официальному заявлению партии «Ноам», ей удалось мобилизовать порядка 70 тысяч «твердых» сторонников. Такое число называется на основании результатов проведенной этой партией кампании по регистрации членов, которые записались в нее и заплатили членские взносы.

Теперь возникает вопрос, за кого проголосуют эти избиратели после того, как партия «Ноам» объявила, что она не будет принимать участие в ближайших выборах. 70 тысяч голосов это не пустяк. Согласно официальному заявлению партии руководства партии «Ноам», «несмотря на различные сделки, предложенные различными партиями, мы выходим из предвыборной кампании без какого-либо соглашения и не заявляя о поддержке какой бы то ни было партии». Следует пояснить, что ранее в израильских СМИ появлялась информация как минимум о двух «сделках», предложенных партии «Ноам», и обе они действительно были отвергнуты ею:

  1. Велись переговоры о заключении соглашения об «излишках голосов» между партией «Ноам» и радикально-правой партией «Оцма иегудит», возглавляемой адвокатом Итамаром Бен-Гвиром. Речь идет об обычной в политической жизни еврейского государства практике, когда между двумя партиями (обычно идеологически близкими) заключается соглашение, согласно которому излишки голосов, которых недостаточно для полного мандата переходят к той из договаривающихся партий, у которой таких излишком больше. Иногда это оборачивается дополнительным мандатом. В итоге руководство партии «Ноам» отказалось от такого соглашения, потому что руководство партии «Оцма иегудит» не согласилось не включать в свой список кандидатов женщин и нерелигиозных евреев.
  2. Ликуд предложил партии «Ноам» отказаться от участия в выборах. За этой ей было обещано, что Ликуд не поддержит требование возглавляемой депутатом Кнессета Авигдором Либерманом партии «Наш дом – Израиль» (НДИ) забрать утверждения гиюра (процедуры перехода в иудаизм) из ведения Главного раввината и передать эту функцию (как это было до начала 1990-х годов) в ведение городских раввинов. В случае принятия этого требования НДИ процедура прохождения гиюра значительно упростится (это особенно важно для репатриантов из бывшего СССР, среди которых до 30 процентов не являются евреями с точки зрения религиозного еврейского права – Галахи). Партия «Ноам» отвергла это предложение Ликуда, хотя она настаивает на сохранении всех полномочий Главного раввината, ныне целиком контролируемого религиозными ультраортодоксами, прежде всего, ставленниками сефардской партии ШАС, возглавляемой министром внутренних дел Арье Дери.

«Нет никакого сомнения в том, что это огромный успех, — заявил в своем выступлении на съезде активистов председатель партии «Ноам», раввин Дрор Арье, говоря о 70 тысяч человек, составивших твердое ядро ее электоральной поддержки. — Нам, с Божьей помощью, удалось вынести на видное место в повестке дня то, что все пытаются скрыть и замолчать. Нам удалось с помощью тысяч волонтеров вскрыть перед лицом народа Израиля попытки зарубежных организаций и учреждений установить контроль над государством и уничтожить наши национальные и государственные ценности».

Следует пояснить, что партия «Ноам» поставила одной из своих задач борьбу против легализации однополых браков и вообще любой деятельности, связанной с общественной активностью сексуальных меньшинств. Гомосексуализм, определяемый Торой как смертельных грех, и другие виды нетрадиционного сексуального поведения не должны, по мнению идеологов партии «Ноам», иметь никакой легитимации в еврейском государстве. Партия также считает своей задачей борьбу против неортодоксальных (реформистского и консервативного) движений в иудаизме, имеющих широкое распространение среди евреев США. В этих отношениях ее позиции совпадают с позициями религиозных ультраортодоксов, представленных партией ШАС и ашкеназским партийным блоком «Еврейство Торы», возглавляемым заместителем министра здравоохранения Яаковом Лицманом. Однако, в отличие от них, партия «Ноам» рассматривает службу в ЦАХАЛе в качестве  религиозного долга еврея. При этом она требует «освободить ЦАХАЛ» от пагубного влияния феминизма, снижающего боеспособность еврейской армии ради абсолютно излишней для нее политической корректности.

Идеологи партии «Ноам» не считают, что они потерпели поражение. «Километраж, проделанный нами за два месяца,  потрясает. Не больше и не меньше. Новая партия «Ноам», о которой (считанные месяцы назад – В.Ч.) никто не знал, превратилось в одну из наиболее обсуждаемых партий в этой избирательно кампании. Еще более поразителен тот факт, что, несмотря на то, что мы осмелились сказать правду, которую все боятся говорить, проведенные нами обследования общественного мнения, показали, что нас поддерживают сотни тысяч», — так было сказано в официальном заявлении для прессы, которое было обнародовано руководством партии «Ноам» в связи с решением выйти из предвыборной гонки.

«Мы твердо верим в избранный нами путь, однако слишком короткое время, которое имелось в нашем распоряжении, не оставило нам возможности убедить наших колеблющихся сторонников в том, что наша партия способна преодолеть электоральный барьер. Поэтому мы переносим достижение этой задачи на следующие выборы в Кнессет», — заявил журналистам адвокат Эльдад Рабинович, занимавший второе место в списке кандидатов от партии «Ноам» на этих выборах.

В полном соответствии с его заявлением, партия «Ноам» не намерена закрывать свой избирательный штаб и оставит за собой снятые ею два месяца назад в Иерусалим офисы. «Партия «Ноам» – здесь для того, чтобы остаться. Мы продолжим свою кампанию, чтобы пропагандировать наши идеи, в том числе вне Кнессета. И мы сегодня же вечером начнем готовиться к следующим выборам в Кнессет», — заявил в воскресенье вечером журналистам председатель партии, раввин Дрор Арье.

В заключение остается сказать, что отказ партии «Ноам» от участиях в выборах может пойти на пользу радикально-правой партии «Оцма иегудит», потому что электоральная база двух этих партией сходна. «Оцма иегудит» колеблется на грани преодоления электорального барьера. Одни опросы общественного мнения показывают, что она его преодолеет, другие – что не преодолеет. Возможно, именно голоса сторонников партии «Ноам» сейчас приведут к тому, что в Кнессете следующего созыва будет четверо депутатов (всего в Кнессете – 120 депутатов) от радикально-правой партии. Это может принципиально изменить расклад политических сил в Израиле.

Возможность того, что партия «Оцма иегудит», не без оснований рассматриваемая израильскими левыми в качестве преемницы объявленной еще 1994 году вне закона радикально-правой партии КАХ, созданной лидером «Лиги защиты евреев» раввином Меиром Кахане после его репатриации из США в Израиль, может оказаться частью правящей коалиции пугает израильских левых. Во всяком случае вопрос о возможности назначения Итамара Бен-Гвира министром в его будущем правительстве был задан журналистами премьер-министру Биньямину Нетаньяху утром в понедельник. Биньямин Нетаньяху твердо ответил, что он не намерен назначать Итамара Бен-Гвира министром. Правда, в политике нет (почти) ничего невозможного. Хотя более реальным представляется то, что после выборов Биньямин Нетаньяху использует присутствие партии «Оцма иегудит» в Кнессете (если она все-таки преодолеет электоральный барьер) в качестве оправдания своего согласия на правительство национального единства с возглавляемым депутатом Бени Ганцем центристским блоком «Бело-голубые» (чего требует лидер НДИ депутат Авигдор Либерман) – мол, я не готов взять в свою коалицию экстремистов.

62.87MB | MySQL:102 | 0,536sec