О влиянии экономических и политических противоречий с соседями на устойчивость портовой инфраструктуры Ирака

15 сентября председатель парламентской комиссии Ирака по сельскому хозяйству, водопользованию и районам болот (обширной зоны на юге и юго-востоке страны, воспринимающейся по ряду вопросов в качестве отдельного образования) обвинил Турцию «в отходе от принятых ей ранее, обязательств, касающихся обращения с водными ресурсами».

Салям аль-Шамри, выступая на парламентском часе для прессы, указал на то, что с турецкой делегацией, возглавляемой посланником президента по вопросам сотрудничества в сфере водных ресурсов, Фейсалом Араоглу, была достигнута договоренность о визите иракской делегации в Турцию «для подписания окончательного соглашения по вопросу воды».

«Мы удивлены фактом отмены ранее достигнутых договоренностей турецкой стороной и не согласны с таким развитием ситуации, и в целом, и в отдельных ее нюансах», — заявил он.

«Хотя вопрос водопользования является не политическим, а гуманитарным, непосредственно затрагивающим интересы населения, турецкая сторона оказывает на наше правительство изощренное политическое давление», — уверен парламентарий.

В сложившихся обстоятельствах, парламентская комиссия Ирака по сельскому хозяйству, водопользованию и районам болот возлагает всю ответственность за срыв договоренностей, достигнутых чуть менее двух месяцев назад, по время приезда турок в Багдад, на турецкую сторону.

Вероятность возникновения к весне, началу посевных работ, нового водного кризиса, подобного прошлогоднему, когда уровень рек Тигр и Евфрат снижался до рекордных значений при подобном развитии ситуации, неизбежно. Турция, совместно с США и, поддерживаемыми ими отрядами курдов и части арабских племен восточной части Сирии контролируют большую часть Евфрата и значительную часть Тигра. Даже сейчас, в осенне-зимний период, Ираку приходится сталкиваться с рядом проблем, непосредственно связанных с понижением уровня воды, к которым относится, такое, казалось бы, далекое на первый взгляд, явление, как обмеление лагуны Хор-Зубейр. Между тем, снижение общего дебета речных вод, по мнению иракских специалистов, влияет на снижение прежних уровней наполнения лагун, порядка, на метр – полтора, что, помимо массы экологических проблем, приводит к проблемам с заводкой и постановкой на швартовку танкеров.

Данное обстоятельство заставило Генеральную компанию морских портов – главного оператора всех южных портов Ирака обратиться за помощью к японскому агентству по международному сотрудничеству JAICA. Речь идет о форсировании, в рамках японской кредитной линии, начала второй очереди модернизации порта Хор-Зубейр. Согласно ней, кроме донноуглубительных работ на фарватерах и каналах, ведущих к порту, в Хор-Зубйера должен быть сооружен новый нефтяной причал, протяженностью в 340 метров, целый комплекс дренажных сооружений, новый док и станция по очистке сточных вод. Генеральная компания морских портов Ирака высоко оценивает вклад японской стороны при осуществлении первой и второй очередей модернизации портовых сооружений на юге страны, — подчеркивается в пресс-релизе этой организации.

Новый потенциальный кризис с водными ресурсами не замедлил дополниться реинкарнацией еще одной проблемы – разграничения водных путей с соседним Кувейтом.  В очередной раз, Ирак обвинил кувейтян в «неправомочном закреплении за собой части морских участков, которые до сих пор не демаркированы. Те, в свою очередь, категорически отвергают факт нарушения, утверждая, что направляли соседям множество писем и запросов насчет демаркации тех, или иных участков, приглашая их к переговорам, что «было проигнорировано».

Камнем преткновения на это раз, вылившимся во взаимные обвинения и претензии сторон, а также, в ряд резких комментариев, стало решение Кувейта считать своим небольшой участок морского пространства, известный как «Фишт аль-Эйдж». Ирак оспаривает это решения, утверждая, что данный участок и его статус еще не обсуждались сторонами.

В соответствующем коммюнике МИД Ирака содержится интересное упоминание, что разногласия, в частности, обусловлены тем, что стороны по-разному трактуют географические термины, используемые в расчетах при определении территориальных вод. То, что Кувейт считает «островом», Ирак считает «банкой», или отмелью, известной, как «отметка 162». Обе стороны активно апеллируют к ООН и Совету Безопасности, при этом каждая выдвигает свои доводы. А между тем, повысься уровень воды в лагуне, «отметка 162» вообще могла бы скрыться под водой, во всяком случае, совершенно определенно стать отмелью. Но нехватка воды играет на руку Кувейту. Так, в своем последнем по времени ответе, направленном в ООН, постоянный представитель эмирата, Мансур аль-Отейби вновь утверждает, что злополучная отметка находится внутри территориальных вод Кувейта.

Транспортная дилемма в контексте морских ворот Ирака, так уж, увы, несправедливо обошлась природа с этой страной, звучит как «ширина и глубина». Если фарватеры узки, но глубоки, по ним вполне могут проследовать морские суда и в Умм-Каср и в, расположенный выше, Хор-Зубейр. Однако, когда сток вод Шатт-эль-Араб иссякает, неизбежное обмеление всего эстуария юга Ирака, делает это невозможным. В свете перспективы реализации порта «большого Фао» и сооружения Кувейтом конкурирующего проекта южнее острова Бубиян, Ираку не остается другого выхода, кроме как отстаивания каждого кубометра воды перед турками и каждого квадратного метра перед Кувейтом. Вполне возможно, эта проблема вновь будет решаться путем проекции силы. Когда-то, лишь одной угрозы правительства С.Хусейна в адрес Анкары разбомбить турецкие плотины, было достаточно для увеличения сброса вод до приемлемого уровня. Как будет обстоять дело с Кувейтом, непонятно, но сам факт наложения этих двух обстоятельств, лишь подчеркивает важность укрепления иракской государственности и суверенитета, без оглядки на кого-либо бы то, не было.

52.2MB | MySQL:103 | 0,496sec