Израильские эксперты о последствиях атаки на нефтяные объекты в Саудовской Аравии. Часть 1

Атака дронов со взрывчаткой 14 сентября этого года на нефтяные объекты в восточной части Королевства Саудовская Аравия, включая Абкаик, который считается крупнейшим в мире предприятием по очистке нефти от сероводорода и других опасных примесей (операционная мощность завода – 5 млн баррелей нефти в день), стала самым серьезным нападением на нефтяные объекты со времен войны в Персидском заливе 1991 года.

В сообщениях американских СМИ, ссылавшихся на официальные источники, говорилось, что атака была осуществлена ​​непосредственно с иранской территории и включала запуск 12 крылатых ракет и более 20 беспилотных летательных аппаратов, которые разрушили цели точным прямым попаданием. Анализ аэрофотоснимков, опубликованных администрацией США, показал, что крылатых ракет было выпущено больше: было нанесено около 19 ударов по 17 объектам НПЗ Абкаик и двум объектам Хурайса.

В результате произошло временное сокращение добычи нефти на 5,7 мбд, что составляет около 50% производственных мощностей Саудовской Аравии (в августе они достигли 9,85 мбд – около 5% от мировых объемов добычи нефти).

О причастности к данному нападению объявили йеменские хоуситы. США сразу обвинили Иран. Саудовская Аравия заявила, что для осуществления атаки использовалось «иранское оружие». «Почти наверняка это поддерживается Ираном», – сказал BBC принц Халид бен Бандар, посол Саудовской Аравии в Соединенном Королевстве. «Мы стараемся не реагировать слишком быстро, потому что последнее, что нам нужно, – это больше конфликтов в регионе». Иран отрицает обвинения в свой адрес.

Иранское руководство через швейцарских дипломатов, которые представляют интересы США в Исламской Республике Иран на протяжении десятилетий, отправило ноту, в которой Тегеран отрицает свою причастность к атаке по Саудовской Аравии. Согласно ИСНА, официальному информационному агентству ИРИ, в ноте говорилось, что «если в отношении Ирана будет предпринято какое-либо действие, то иранская сторона ответит незамедлительно». Было также отмечено, хоть и без уточнений, что в нанесении ответного удара Иран не ограничится источником угрозы. Тем самым напряженность на Ближнем Востоке еще больше возросла[i].

ИСНА также сообщила, что президент Ирана Хасан Роухани и министр иностранных дел ИРИ Мохаммад Джавад Зариф могут не попасть на 74-ю сессию Генеральной Ассамблеи ООН, т.к. США не выдавали им визы, и пропустить встречи в рамках так называемой недели высокого уровня (с 24 по 30 сентября). Ожидается участие и выступление более 100 лидеров государств и около 80 премьер-министров и глав МИД. Биньямин Нетаньяху, до выборов 17 сентября бывший премьер-министром Израиля, где сейчас только идет процесс формирования нового правительства, по понятным причинам отказался от участия в Генассамблее[ii].

Однако 19 сентября США выдали визы иранскому президенту и министру иностранных дел, который отправился в Нью-Йорк в пятницу 20 сентября.

Встреча в ООН рассматривается как потенциальная возможность для прямых переговоров между президентами Ирана и США на фоне обострения напряженности после одностороннего выхода Америки из Совместного всеобъемлющего плана действий (ядерной сделки Ирана с мировыми державами, заключенной в 2015 году) в прошлом году.

Госсекретарь США Майк Помпео отправился в Саудовскую Аравию, где ему была предоставлена информация об оружии, использованном при атаке, которое, как изначально утверждалось, принадлежит иранцам.

Власти Саудовской Аравии 18 сентября объявили, что королевство присоединяется к возглавляемой США коалиции. Заявленной целью коалиции в регионе является обеспечение безопасности водных путей на Ближнем Востоке в условиях угроз со стороны Ирана. Согласно The Times of Israel, Х.Роухани предложил Эр-Рияду рассматривать нападение на саудовские НПЗ как предупреждение за участие КСА в многолетней войне в Йемене.

Таким образом, к миссии США уже присоединились 4 государства – Австралия, Бахрейн, Великобритания и Саудовская Аравия. «Вступление королевства в этот международный альянс было вызвано стремлением поддержать региональные и международные усилия по сдерживанию и противодействию угрозам морскому судоходству и мировой торговле», – говорится в сообщении государственного информационного агентства КСА.

Капитан Джошуа Фрей, представитель 5-го флота ВМС США, отказался комментировать заявление Саудовской Аравии, заявив, что «было бы неуместно комментировать статус отдельных стран и характер любой потенциальной поддержки». Тем не менее, целью коалиции считается обеспечение безопасности в регионе Персидского залива. В это входит наблюдение за Ормузским проливом, через который проходит пятая часть мирового экспорта нефти, и Баб-эль-Мандебским проливом, соединяющим Красное море и Аденский залив. Участники коалиции намерены задействовать небольшие патрульные катера и другие суда для быстрого реагирования. Планируется также, что они будут сопровождать свои корабли в прохождении через этот регион.

По мнению Йоэля Гузански, Эльдада Шавита и Симы Шайн, экспертов Института исследования национальной безопасности (INSS) Тель-Авивского университета, атака на НПЗ Саудовской Аравии выходит далеко за рамки войны в Йемене, особенно если будет доказано, что атака была совершена с иранской территории. В этих условиях очевидно, что даже если Иран не заинтересован в серьезном ухудшении отношений с Соединенными Штатами, он готов продолжать рисковать, отчасти основываясь на оценке, что президент США Дональд Трамп, а также Саудовская Аравия и другие государства Персидского залива, не заинтересованы в серьезной эскалации напряженности.

Как считают израильские эксперты, реакция саудовцев и американцев будет определяться рядом схожих интересов, некоторые из которых противоречивы. С одной стороны, Эр-Рияд и Вашингтон заинтересованы в наказании и сдерживании Ирана. С другой стороны, они не намерены рисковать втягиванием всего региона в полномасштабную войну, особенно после того, как уязвимость Саудовской Аравии стала более очевидной.

В то время как госсекретарь США Майк Помпео поспешил свалить вину на Иран, президент Д.Трамп был более осторожен в своих заявлениях, отметив, что «это выглядит так, как будто» Иран стоит за атакой. По его словам, США «в полном боевом настрое» ответить, «если будут тому подтверждения». Просто администрация США «ждет ответа от Королевства о том, кто, по их мнению, стоит за этой атакой, и на каких условиях мы будем действовать!». Д.Трамп добавил: «Я не желаю вступать в новый конфликт, но иногда это необходимо».

Вполне вероятно, что давление на саудовское и американское руководство, чтобы они ответили Ирану, будет сильным. С позиции Израиля, который продолжает осуществлять атаки в Сирии и Ираке, несмотря на разный характер этих театров действий, атака Ирана по Саудовской Аравии хоть и косвенно, но послала четкий сигнал о его передовых военных возможностях, даже за пределами иранской территории. В Израиле это также рассматривают в качестве предупреждения на случай военного обострения между Израилем и «Хизбаллой» в Ливане[iii].

До сих пор саудовцы частично скрывали подробности инцидента и избегали напрямую обвинять Иран, в отличие от того, как они поступили в мае и июле этого года после атак на нефтяные танкеры в Персидском заливе и нефтяные объекты в КСА, что сразу же было приписано иранцам. Тем временем Эр-Рияд пытается вести себя так, как будто ничего особенного не произошло, подчеркивая, что жертв не было и что они способны быстро вернуться к прежним уровням добычи нефти. Тем не менее, невзирая на скорость возобновления полного объема добычи, была выявлена уязвимость системы поставок нефти перед конкретными угрозами в Персидском заливе.

Как отмечают эксперты INSS, даже если все еще остаются вопросы относительно тактического характера атаки, особенно о типе оружия и о том, откуда она была осуществлена, похоже, что сама атака является значительным шагом вперед в кампании, которую Иран и подконтрольные ему силы ведут против стран Персидского залива, в основном – Саудовской Аравии. В ответ на введенные против него санкции, Иран все больше угрожает ударить по мировым поставкам нефти. Это происходит даже в такой щепетильный момент, когда президент Франции Эммануэль Макрон пытается получить согласие США на частичную компенсацию Ирану ущерба от санкций. «Тегеран полон решимости продемонстрировать свою разрушительную силу даже идя на риск обострения ситуации».

Основным моментом для израильских экспертов является уверенность иранского режима в том, что Саудовская Аравия и администрация США постараются избежать втягивания региона в масштабную военную кампанию.

[i] Iran warns US of response to any action over attack on Saudi Arabia // The Times of Israel. 18.09.2019 — https://www.timesofisrael.com/iran-warns-us-of-response-to-any-action-over-attack-on-saudi-arabia/

[ii] Очередная сессия Генассамблеи ООН открывается в Нью-Йорке // ТАСС. 19.09.2019 -https://ria.ru/20190917/1558754034.html

[iii] The Attack on the Saudi Oil Facilities: A New Level of Iranian Audacity // INSS. 18.09.2019 -https://www.inss.org.il/publication/the-attack-on-the-saudi-oil-facilities-a-new-level-of-iranian-audacity/?offset=0&posts=2251

62.85MB | MySQL:102 | 0,550sec