Израиль: вокруг информации о контактах еврейских радикальных ультраортодоксов с арабскими партиями

Буквально накануне предыдущих (состоявшихся 9 апреля этого года) досрочных выборов в Кнессет председатель антисионистского блока Объединенный арабский список (ОАС), в состав которого входят коммунисты, светские арабские националисты и умеренные исламисты (радикальные исламисты в выборах в Кнессет принципиально не участвуют), депутат Кнессета Айман Уда встретился с лидерами антисионистских ультраортодоксальнных религиозных радикалов, именующих себя «Канаим» (этот термин обычно трактуется в современном иврите как «фанатики», однако сами они предпочитают библейское значение данного древнееврейского слова – «ревнители», в смысле «ревнители веры»).  Целью этой встречи было обсуждение возможностей сотрудничества в борьбе против Закона о мобилизации на армейскую службу и полицейского насилия против ультраортодоксальных религиозных демонстрантов. Как было сообщено, встреча проходила в обстановке полной секретности в иерусалимском квартале Меа-Шеарим, населенным исключительно ультраортодоксальными религиозными евреями и считающемся, наряду с городом Бней-Брак символом израильской религиозной ультраортодоксии.

Следует сразу же пояснить, что израильский Закон о мобилизации на армейскую службу в том виде, как он сейчас предлагается, никоим образом не касается арабских граждан Израиля. Израильские граждане-мусульмане (за исключением черкесов) и христиане не подлежат обязательному призыву на армейскую службу, а призываются только в качестве добровольцев. В настоящее время упомянутый закон касается только евреев (включая лиц смешанного происхождения, не определяемых в качестве евреев с точки зрения религиозного еврейского права – Галахи, но де-факто являющихся частью еврейского национального коллектива, друзов (друзы в Израиле не считаются арабами) и черкесов. Обсуждается возможность распространения обязательного призыва на армейскую службу на христиан (соответствующая инициатива исходит от представителей самой христианской общины Израиля), однако пока это лишь разговоры.

А вот на ультроортодоксальных религиозных евреев упомянутый закон номинально распространяется. Но лишь номинально. На протяжении десятков лет сложилась практика, позволявшая практически  всем учащимся ультраортодоксальных иешив уклоняться от призыва. Обсуждаемый сейчас вариант Закона о призыве на армейскую службу, собственно, и имеют своей целью урегулировать сложившуюся в этой связи ситуацию вопиющего неравноправия внутри еврейского национального коллектива. Кстати, и полицейское насилие, о борьбе с которым шла речь на упомянутой встрече, имеет место главным образом при задержании ультраортодоксальных религиозных дезертиров, которые не только не готовы служить в ЦАХАЛе, но даже отказываются из принципиальных соображений явиться в военкомат для получения документа об освобождении от службы.

Ничего общего, кроме антисионизма, между ОАС и еврейскими ультраортодоксальными религиозными радикалами нет. И именно антисионизмом объясняется готовность депутата Аймана Уды встретиться с их лидерами и обсуждать возможность оказания им помощи в борьбе против призыва в «сионистскую армию»

О состоявшей в квартале Меа-Шеарим полгода назад встрече сообщил в воскресенье корреспондент ультраортодоксального религиозного интернет-сайта «Кикар шабат» (следует сразу отметить, что этот созданный в 2009 году и ставший весьма влиятельным среди ультраортодоксальных религиозных евреев сайт, неоднократно вызывал против себя гнев раввинов) Хаим Гольдберг. Его сообщение было практически незамедлительно воспроизведено во всех основных израильских СМИ.

Согласно сообщению Хаима Гольдберга, подтвержденного тайно сделанной в ходе встречи в Меа-Шеарим видеозаписью, ее инициаторами выступили еврейские религиозные ультраортодоксы, которые поставили для себя целью вовлечь антисионистский блок ОАС к борьбу против мобилизации ультраортодоксальных религиозных иешив на службу ЦАХАЛ. В ходе встречи было решено, что перед каждым голосованием в Кнессете по данному вопросу, который, как уже было сказано выше, не касается напрямую арабского мусульманского и христианского населения, представители фракции ОАС и «ревнителей» будут проводить консультации для того, чтобы совместно решить, каким образом голосовать по данному вопросу депутатам от арабских партий.

Была также достигнута договоренность и относительно некого сотрудничества в борьбе против полицейского насилия. Депутат Айман Уда заявил в ходе встречи, что арабы и ультраортодоксальные религиозные евреи являются теми группами населения Израиля, которые больше всего страдают от насилия со стороны полицейских.

Следует отметить, что на протяжении многих лет антисионистские религиозные еврейские радикалы неоднократно вступали в контакты с антисионистскими арабскими партиями, с Палестинской национальной администрацией и с проводящими антиизраильскую политику мусульманскими государствами, включая Иран и Турцию, однако в последние годы официальные контакты такого рода были почти полностью прекращены. Судя по всему, состоявшаяся полгода назад в квартале Меа-Шеарим встреча имела своей целью дать новый толчок к развитию подобных контактов.

Чаще, говоря об антисионистских еврейских ультраортодоксах, имеют в виду сравнительно небольшую, но очень шумную группу «Нетурей карта», реже упоминают в таком качестве сатмарских хасидов, центр которых находится в США и которых в Израиле мало. Однако в данном случае речь идет о гораздо более многочисленной, хотя и менее радикальной антисионистской группе, именуемой «Пелег ерушалми». Именно «Пелег ерушалми» организовывал в течение последних нескольких лет шумные и сопровождавшиеся перекрытием центральных дорог демонстрации против призыва ультраортодоксальных религиозных евреев на армейскую службу.

Несмотря на то, что внутри ультраортодоксального религиозного еврейского имеются острые разногласия по поводу активности группы «Пелег ерушалми» (косвенным образом об этом свидетельствует в частности и появившаяся на интернет-сайте «Кикар шабат» статья Хаима Гольдберга, подавляющее большинство авторитетных ультраортодоксальных раввинов и депутатов Кнессета от ашкеназского ультраортодоксального религиозного блока «Еврейство Торы» и сефардской ультраортодоксальной религиозной партии ШАС воздерживаются от публичной критики в адрес этой группы. Таким образом, в широких кругах израильского общества складывается представление о «Еврействе Торы» и ШАС как о союзниках группы «Пелег ерушалми». В этой связи информация, опубликованная Хаимом Гольдбергом, может иметь определенные негативные последствия для ультраортодоксальных религиозных партий.

В свете того, что сейчас в Израиле решается вопрос, кто сформирует новое правительство и каким оно будет, даже намек на то, что они тайно сотрудничают с антисионистскими арабскими партиями может дорого обойтись ультраортодоксальным религиозным партиям. Сейчас они выступают в качестве союзников Ликуда и его лидера Биньямина Нетаньяху. Однако логика развития политических событий подталкивает последнего к тому, чтобы пойти на создание правительства национального единства с левоцентристским блоком «Бело-голубые», возглавляемым депутатом Кнессета Биньямином (Бени) Ганцем. При этом третий вероятный партнер в таком правительстве, возглавляемая Авигдором Либерманом партия «Наш дом – Израиль» настаивает на том, чтобы было создано «национально-либеральное правительство», без религиозных ультраортодоксов. Широкое распространение в израильских СМИ информации о сотрудничестве еврейских религиозных ультраортодоксов с ОАС в борьбе против призыва в ЦАХАЛ – это фактор давления на Биньямина Нетаньяху, который в совокупности с другими факторами может в итоге привести к тому, что Ликуд разорвет свой союз с ультраортодоксальными религиозными партиями и пойдет на создания правительства без их участия.

52.24MB | MySQL:103 | 0,773sec