О развитии рынка транспортных средств в Саудовской Аравии

Рынок транспортных средств Саудовской Аравии является одним из крупнейших на Ближнем Востоке: по состоянию на 2019 год в стране эксплуатируется более 8 млн легковых автомобилей. Это обусловлено численностью населения (33 млн человек), крупными и стабильными доходами у граждан страны, относительно невысоким уровнем развития железнодорожного транспорта, более низкими по сравнению с большинством остальных стран ценами на топливо.

Количество реализованных машин внутри страны в 2018 году составило 422 тыс., из которых 340 тыс. – легковые машины для личного пользования, а 84 тыс. – средства для грузовых и пассажирских перевозок. В 2017 году эти цифры были выше (438 тыс. и 110 тыс. соответственно). Тенденция к сокращению объемов продаж обусловлена проблемами в экономике, которые обострились после снижения мировых рыночных цен на энергоносители. Несмотря на это, рынок королевства остается капиталоемким и привлекательным для производителей автомобильной техники. В стоимостном выражении объемы продаж Саудовской Аравии формируют до 40 % от общего показателя государств Ближнего Востока. Пиковые значения реализованных транспортных средств были зафиксированы в 2014 году (более 700 тыс. единиц).

Как и большая часть государств региона, рынок королевства полагается на импорт транспортных средств. Сборка грузовых автомобилей осуществляется на совместном предприятии с японской компанией Izuzu в городе Даммам, однако на фоне общих объемов эксплуатируемых транспортных средств в стране показатель незначителен, всего 12 тыс. единиц в год. При запуске предприятия в 2012 году заявлялось о намерении расширить объемы производства до 25 тыс. единиц к 2017 году, из которых значительная часть должна экспортироваться в соседние страны ССАГПЗ, однако эта идея не была реализована. В 2019 году власти объявляли о намерении увеличить объемы выпуска до 39 тыс. единиц к 2022 году. Также функционирует совместное саудовско-немецкое предприятие в Джидде, которое осуществляет сборку грузовых автомобилей, мощность завода — 8 тыс. единиц в год. Сборка производится большей частью из импортных комплектующих, однако местные производители тоже участвуют (поставка алюминия, каучука, углеродных волокон, нейлона). В целом доля собственной производственной базы в удовлетворении потребностей страны в транспортных средствах крайне низкая. В предыдущие годы имели место и другие попытки привлечения азиатских, американских и других зарубежных производителей для создания предприятий по выпуску готовой продукции на принципе кооперации, однако они не увенчались успехом по причине разногласий относительно условий. При этом глубокой заинтересованности и гибкости в этих вопросах саудовская сторона в прошлые годы не проявляла.

Наиболее весомые позиции на рынке королевства занимают японские компании: Toyota (31 %), Hyundai (15 %), Nissan (8 %), Mazda (7 %), Honda (5 %), Izuzu (5 %). За ними следуют американские Chevrolet (6 %) и Ford (4 %), южнокорейская Kia (5 %), французская Renault (4 %), а также иные производители. Дистрибьютерская сеть внутри страны представлена саудовскими или смешанными компаниями, каждая из которых, как правило, обеспечивает маркетинговые и торговые потребности конкретного производителя.

Внутренний рынок характеризуется наличием жестких регламентных правил, установленных государством, таких, как запрет на ввоз автомобилей, произведенных более 5 лет назад (для грузовых транспортных средств – более 10 лет), необходимость четкого соблюдения мер по безопасности, ограничения на ввоз бывших в употреблении запасных частей, восстановленных автомобилей после аварии и т.д.

Импорт транспортных средств осуществляется с использованием портов Джидда и Даммам, а перевозка внутри страны – в основном с использованием грузовой автомобильной техники.

Наибольшие объемы продаж автомобилей осуществляются в Мекке (около 30 %), Эр-Рияде (около 30 %) и Восточной провинции (19 %). При этом первое место по количеству дорожно-транспортных происшествий занимают Мекка, Восточная провинция и Эр-Рияд.

Закономерно, что королевство характеризуется наличием крупного рынка запчастей и смазочных материалов, который оценивается в 7,1 млрд долл. США в год (данные 2017 года). На спрос оказывают влияние предпочтения потребителей, а также климатические особенности (потребность в кондиционерах, охлаждающей жидкости и т.д.). В связи со снижением уровня доходов населения темпы роста этого сегмента также демонстрируют серьезный спад в последние годы. Доминирующее положение на этом рынке занимают корейские и японские компании.

Несмотря на наличие крупного и капиталоемкого рынка, страна занимает далеко не передовые позиции по количеству транспортных средств на душу населения (разные данные показывают от 62 до 77 места в мире).

Одним из самых громких событий последнего времени, способного оказать влияние на транспортную отрасль Саудовской Аравии, является ликвидация запрета на вождение транспортных средств для женщин, для многих из которых это было хорошей и долгожданной новостью. Согласно ряду оценок, этот фактор напрямую обусловит появление на рынке 3 млн новых водителей к 2021 году, а в последующие 3 года потенциал оценивается в 6 млн новых водителей. Безусловно, благодаря этому нововведению рынок автомобильной техники и связанных услуг в Саудовской Аравии будет трансформирован в последующие годы. В-частности, в настоящее время наблюдается огромный спрос на услуги учебных заведений для женщин, причем не только в Саудовской Аравии, но и в ОАЭ. Аналогичным образом будут расширены потребности на соответствующие услуги сервисных центров, функционирующих для представителей женского пола. Прогнозируется двукратное увеличение темпов роста сектора предоставляемых услуг по аренде автомобилей.

Что касается влияния этого события на объемы продаж, то прогнозы расходятся. Наиболее оптимистичные указывают на ежегодное расширение объемов реализованной техники на 9 % в период до 2025 года. Более осторожные аналитики придерживаются мнения, что снятие запрета на вождение автомобиля женщинами, безусловно, отразится на объемах продаж, но более скромными темпами (2 – 3 % в год) и в течение ограниченного периода (не более 3-х лет). Согласно их мнению, предпосылок для восстановления показателей 2014 и предыдущих лет в ближайшие годы нет: спад продаж обусловлен снижением покупательской способностью населения, а также повышением цен в связи с вводом НДС, которым облагается как реализация, так и ввоз из-за рубежа. Поэтому, увеличение количества водительских прав не означает автоматическое расширение способности населения приобретать автомобили.

В качестве более весомого фактора, способного существенно деформировать рынок автомобилей в Саудовской Аравии, следует рассмотреть общую экономическую ситуацию в стране, которая обуславливает необходимость более рационального отношения к расходам как со стороны государственного, так и со стороны потребительского секторов. Скорее всего, эта причина приведет к росту популярности более скромных и экономных автомобилей. Кроме того, низкие цены на энергоносители в королевстве повлекли за собой и любовь граждан к дорогим автомобилям, в том числе потребляющим большое количество топлива. Многие чиновники высказываются в связи с этим о необходимости снижения показателей расхода бензина (газолина или дизеля) на единицу транспортного средства, причем они указывают на возможность снижения этого значения до одной трети. В настоящее время конкретных административных шагов со стороны правительства пока не обнародовано, но, с высокой долей вероятности можно предположить, что они последуют (например, в виде освобождения соответствующих марок автомашин от таможенных пошлин или НДС, регулирования закупок для функционирования государственных органов).

При этом автомобильная индустрия формирует широкий и разносторонний спрос на товары готовой продукции и различные услуги, что обуславливает ее особую и исключительную по своей важности роль в индустриальном развитии. В связи с тем, что правительство Саудовской Аравии провозгласило диверсификацию экономики путем повышения роли альтернативных секторов, в том числе обрабатывающей промышленности, на автомобилестроение возлагаются большие надежды.

К 2030 году, согласно заявлению наследного принца Мухаммеда бен Салмана, национальная промышленность должна удовлетворять не менее 50 % внутреннего спроса. Способствующими факторами являются активность правительства на этом направлении, крупный внутренний рынок сбыта, а также возможности дальнейших поставок автомобилей и запчастей в соседние страны (ОАЭ, Оман, Бахрейн, Кувейт), в которых создание производственных центров нецелесообразно ввиду ограниченности спроса.  В настоящее время около 5 % импортируемых автомобилей реэкспортируются.

В 2017 году правительство Саудовской Аравии и компания Toyota подписали соглашение о проведении технико-экономического исследования проекта по созданию крупного индустриального кластера по производству автомобилей и запчастей. Однако, согласно некоторым источникам, даже в условиях 50 %-го субсидирования со стороны государства японская компания посчитала идею малопривлекательной с точки зрения прибыльности. Договоренности пока не достигнуто. В настоящее время ситуация осложнена необходимостью более экономного использования финансового ресурса при инвестировании в проекты подобного рода. Кроме того, намеченные сроки (10 лет) слишком малые для такого сложного сегмента, как современное автомобилестроение.

В сентябре 2018 года Фонд государственный инвестиций Саудовской Аравии и компания Lucid Motors (США) подписали соглашение об инвестировании с саудовской стороны 1 млрд долл. США в разработку моделей электромобилей повышенной комфортности, которая будет производиться в Аризоне. Представители американской фирмы заявляли о том, что они рассматривают возможности создания производственных мощностей в Саудовской Аравии.

В целом автомобильный рынок королевства в обозримой перспективе будет оставаться активным и крупным на региональном фоне, однако темпы его роста будут значительно ниже, чем наблюдались до 2015 года. Экономические факторы и политика властей обусловят его существенную трансформацию, а также высоко вероятно расширение государственного влияния на него. Четких предпосылок для ухода с рынка традиционных азиатских и американских поставщиков пока нет. Но в связи с планами по расширению внутренней индустриальной базы предпочтения могут быть отданы тем производителям, которые предложат более привлекательные условия, что может отразиться на структуре импорта. Сам процесс по развитию автомобильной промышленности внутри страны осложняется рядом факторов, что может негативно отразиться на отрасли.

52.26MB | MySQL:103 | 0,552sec