Израильские эксперты об израильской «дипломатии в военной форме». Часть 1

В Великобритании 19 сентября 2019 года завершились крупные международные учения военно-воздушных сил под названием Cobra Warrior, в которых, помимо военных самолетов Великобритании (включая F-35), принимали участие самолеты военно-воздушных сил Израиля, Германии, Италии и ряда других стран. Израильские ВВС, впервые провели учения на территории Великобритании, направив туда истребители F-15 («Баз»), транспортные самолеты Boeing-707 («Рэем»), Hercules («Карнаф») и Super Hercules («Шимшон»). Согласно пресс-службе ЦАХАЛа, в ходе учений были произведены десятки вылетов, в которых были задействованы до 50 самолетов одновременно. Участники учений отрабатывали воздушные бои, атаки наземных целей, дозаправку под огнем противника и др. маневры[i].

Военное сотрудничество между Армией обороны Израиля (ЦАХАЛом) и иностранными армиями в последнее время резко активизировалось. Тем самым был сделан значительный вклад в безопасность и улучшение стратегического положения Израиля. Так считает д-р Эран Лерман, полковник (в отставке), вице-президент Иерусалимского института стратегии и безопасности, в свое время занимавший должность заместителя (по внешней политике и международным делам) советника национальной безопасности в канцелярии премьер-министра Израиля, а также более двадцати лет прослуживший в израильской армии на руководящих должностях; в течение восьми лет он занимал пост директора израильского и ближневосточного отделения Американо-еврейского комитета; ныне преподает в колледже Шалем в Иерусалиме, а также в аспирантуре в Тель-Авивском университете и Колледже национальной обороны, является экспертом в международной политике Израиля и стран Ближнего Востока[ii].

Сентябрьские учения стали для ЦАХАЛа  всего лишь частью длинной и «впечатляющей» серии совместных военных маневров с иностранными армиями.

В августе 2019 года в Хайфе были проведены учения «Могучие волны», также первые в своем роде, с участием морских сил и авиации, а также спасателей из десяти стран, в первую очередь Соединенных Штатов. В ходе учений имитировался сценарий мощного землетрясения и цунами в Израиле. Военнослужащие США, Франции, Греции, Кипра, Чили, Италии, Германии, Канады, Великобритании и НАТО отрабатывали оказание медицинской помощи и проведение спасательных операций над и под водой. Целью учений было развитие сотрудничества и усиление взаимодействия между несколькими флотами в спасательных операциях и оказании гуманитарной помощи, а также координация действий с организациями в Израиле, среди которых МИД, порт Хайфа, больница «Рамбам» и др. Во время учений преследовалась также цель подготовки военных и других организаций к землетрясениям. В ЦАХАЛе считают, что следует изучить опыт других армий мира в решении подобных проблем[iii].

В мае 2019 года благодаря закрепившемуся в последние годы военному союзу между Израилем, Кипром и Грецией на Кипре в четвертый раз прошли совместные военные учения военнослужащих ЦАХАЛа (бойцов подразделения «Эгоз», которые уже участвовали в учениях на Кипре), а также США, Великобритании, Франции, Германии и Греции. Помимо израильских ВВС, впервые в учениях была задействована эскадрилья БПЛА. Условия на кипрском полигоне позволяют отработать сценарии войны в тылу врага, на незнакомой территории. В пресс-службе ЦАХАЛа сообщили, что в рамках учений отрабатывались стандартные действия ВВС, доставка подкрепления, спасение катапультирующегося пилота и спасательные работы раненых далеко за пределами Израиля, ведение боевых действий на незнакомой территории и полеты в условиях новых угроз (например, систем ПВО С-300, которые развернуты в Сирии). Учения проводились на застроенной местности и на открытой территории. Обстановка была максимально приближена к условиям ночной спецоперации в Южном Ливане с участием десятков бойцов в стычках с учетом экстремальных и непредвиденных ситуаций[iv].

Помимо этого, весной того же года ВВС Израиля приняли участие в крупных многонациональных учениях в Греции. Военно-морские силы Израиля, Греции и США в рамках ежегодных учений Noble Dina отрабатывали в Средиземном море взаимодействие в обнаружении подводных лодок. «Шаетет 3», израильская флотилия ракетных катеров, проводит регулярные учения совместно с флотами различных стран Средиземноморья, включая Францию, Италию и Кипр.

В целом на Кипре в последние годы были проведены значительные военные учения подразделений специального назначения, имитирующих сражения в гористой и лесной местности. Нетрудно догадаться, почему ЦАХАЛ стремится их провести в таких конкретных условиях на высоте около 1500 м над уровнем моря, но понимание этой цели не помешало принимающей стороне, т.е. Кипру, придать взаимодействию с Израилем в области безопасности все большую значимость не только в заявлениях, но и на практике.

Учения израильских военных за границей и в стране с участием иностранных войск не являются чем то новым. В Израиле помнят катастрофу в Румынии в июле 2010 года, когда  в результате крушения военного транспортного вертолета CH-53, принадлежащего ВВС Израиля, погибли шестеро израильтян. Они принимали участие в совместных израильско-румынских учениях Blue Sky 2010, в ходе которых в течение 11 дней планировалась отработка техники полетов на малых высотах в местности со сложным рельефом, а также поисковые операции и эвакуация раненых. В ежегодно организуемых ВВС Израиля многонациональных учениях Blue Flag принимают участие военные из США, Индии и множества других стран. Учения с участием всех родов войск США, включая корпус морской пехоты, противовоздушную оборону и другие, стали обычным явлением.

С момента создания государства израильские офицеры являются слушателями в военных учебных заведениях США, Великобритании и Франции. За последнее десятилетие это явление стало двусторонним: пять офицеров – полковники и генералы – из иностранных армий (США, Европы, Азии и Латинской Америки) ежегодно проходят самый важный офицерский курс в Армии Обороны Израиля и израильском военно-политическом руководстве – год обучения в Колледже национальной безопасности Израиля.

Все больше и больше стран по той или иной причине считают целесообразным участвовать в учениях с Армией обороны Израиля и извлекать из этого важные для них уроки. Даже арабские государства не уклоняются от участия в многонациональных военных учениях вместе с ВВС Израиля. В то же время, между разведывательными сообществами устанавливаются более тесные связи, которые Израиль поддерживает на протяжении десятилетий. Как отмечает Э.Лерман, Израиль, «маленький, но нервный», как гласит поговорка, со средней по масштабам военной мощью, занял свое место в мире не только в качестве стратегического фактора, но и фактора безопасности. При этом ценится не его сила, а накопленный опыт.

В рамках проводимой израильским правительством политики, все вышеперечисленные факты тесной военной кооперации повышают политический статус Израиля и определяются как своего рода «дипломатия в форме». Объясняя логику своих рассуждений, Э.Лерман предлагает учесть аспекты уникального положения Израиля, «разрушительные факторы», которые способствуют желанию других стран сотрудничать с еврейским государством и учиться у него, а также их готовность это делать без оглядки на реакцию арабского мира.

Одним из факторов является понимание того, что все мы живем в опасном мире. Это осознание проникает в широкие массы, даже в странах, которые до недавнего времени отказывались признавать, что у них есть враги. Еще относительно недавно те, кто вырос в, казалось бы, мирных и безопасных странах Западной Европы, могли позволить себе рассуждать о жизни такой страны, как Израиль (который находится под постоянной угрозой, в окружении, нацеленном на его разрушение), как о чуждой им и их образу жизни. Они осуждали средства, которые еврейское государство применяет, чтобы выжить и защитить своих граждан. Само слово «враг» в учреждениях ЕС в центре Брюсселя казалось чуждым, хотя было более понятным в штаб-квартире НАТО, расположенной в северной части города. Проблема нацизма казалась пережитком прошлого. Что касается угрозы со стороны Советского Союза, то американского сдерживания было достаточно, чтобы защитить Европу, пока СССР и вовсе не развалился. Однако реальность последних двух десятилетий уже включала в себя не только болезненные дилеммы по вопросу иммиграции, но и жестокие террористические акты в крупных городах Европы – Мадриде, Берлине, Париже, Лондоне, Манчестере, Копенгагене, Ницце и Брюсселе. Пришло понимание того, что враг без кавычек и маскировки изменил облик политической карты Европы и за ее пределами.

Очевидны прямые политические последствия того, что произошло, а также воздействие на то, что Э.Лерман определяет как социальную структуру правящей профессиональной элиты. Выбор уже происходит не между просвещенным либеральным бездействием и эффективными превентивными мерами. Правда, отчасти такие меры вызывают беспокойство у тех, кто превозносит личную свободу, абсолютное равенство перед законом и ограничивает полномочия правоохранительных органов. Дискуссия уже переместилась в другую плоскость. Среди всех слоев общества в демократических странах широко распространено мнение, что первоочередной функцией любого правительства является обеспечение безопасности его граждан. Таким образом, выбор стоит между такими превентивными мерами, несмотря на связанные с этим трудности, и стремительным политическим ростом радикальных популистских сил и их возможно большей радикализации. Речь идет о таких политических силах, как греческая ультраправая партия «Хриси Авги» и венгерская «Йоббик», которые, по мнению Э.Лермана, по сути являются неонацистами; а что касается Марин Ле Пен во Франции или немецкой «Альтернативы для Германии», то есть основания их считать таковыми, даже если они симпатизируют Израилю.

В этих условиях встает вопрос о том, кого считать врагом. Для профессиональных учреждений и для Израиля, примерно 18% населения которого – мусульмане, угроза исходит не от всех мусульман, а от радикальных политических сил («тоталитарного исламизма», который превращает религиозное наследие в современный революционный рычаг). Эти силы должны быть выявлены, необходимо контролировать их пропагандистскую деятельность и террористическую активность с помощью проницательных и эффективных разведывательных инструментов. В этом отношении у Израиля действительно накоплен огромный опыт. С другой стороны, в глазах популистов и протофашистов (а также солидарной с ними общественности, поднимающей шум после совершенных злодеяний), врагом является ислам как религия и цивилизация, и каждый мусульманин только по той причине, что он мусульманин (даже если они привлекают в свои ряды для декорации кого-то из мусульман). Именно для того, чтобы не подвергаться давлению со стороны общественности, важно доказать свои возможности в кампании против исламистов на профессиональном уровне.

Результатом является то, что повышается статус «бойцов», сотрудников разведки и других спецслужб, тайных агентов правоохранительных органов, которые когда-то были сильно опущены в иерархии профессионалов (по сравнению с дипломатами, экономистами и юристами). Политические эшелоны понимают, что работа этих служб важна для их выживания перед лицом общественного мнения. В то же время те, кто принадлежит к сообществу военных и разведывательных служб, для которых война с терроризмом является миссией, стали более внимательными, чем когда-либо. Большинство из них по разным причинам лучше, чем другие в национальном истеблишменте их стран, понимает то, с чем сталкивается Израиль и почему он выбирает те определенные, а не приятные для либерального сознания, меры для защиты государства.

[i] В Великобритании завершились учения Cobra Warrior с участием ВВС ЦАХАЛа // NEWSRU.co.il. 20.09.2019 — http://newsru.co.il/world/20sep2019/cobra301.html

[ii] דיפלומטיה במדים // JISS. 26.09.2019 — https://jiss.org.il/he/lerman-diplomacy-in-uniform/

[iii] ВМС Израиля готовятся к цунами — https://detaly.co.il/vms-izrailya-gotovyatsya-k-tsunami/

[iv] ЦАХАЛ отработал на Кипре сценарий войны в Южном Ливане // Вести. Израиль. 31.05.2019 -https://www.vesty.co.il/articles/0,7340,L-5518417,00.html

52.24MB | MySQL:103 | 0,566sec