Израильские эксперты определяют основные направления стратегии национальной безопасности Израиля. Часть 2

Вашингтонский институт ближневосточной политики (The Washington Institute for Near East Policy, WINEP) опубликовал доклад под названием «Рекомендации по стратегии национальной безопасности Израиля» (Guidelines for Israel’s National Security Strategy). Авторы доклада: генерал-лейтенант (в отставке) Гади Айзенкот, бывший начальник Генерального штаба Армии обороны Израиля (ЦАХАЛ) с 2014 по 2019 год, в настоящее время является военным научным сотрудником WINEP; и полковник (запаса) Габи Сибони – старший научный сотрудник Института исследования национальной безопасности (Institute for National Security Studies, INSS) Тель-Авивского университета, руководитель программ военного и стратегического анализа и проблем кибербезопасности, основатель и редактор журнала Cyber, Intelligence, and Security. В работе над документом, помимо других сотрудников WINEP, приняли участие: директор INSS генерал-майор (в отставке) Амос Ядлин; д-р Анат Курц, директор по исследованиям, старший научный сотрудник и редактор INSS Insight; полковник (запаса) Юваль Базак[i].

С момента зарождения сионистское движение пыталось рассматривать существование Земли Израиля (Эрец-Исраэль) на основе сотрудничества между евреями и арабами и энергичных усилий, направленных на развитие страны во благо всех ее жителей. Однако череда насилия между 1921 и 1929 гг., когда еврейские поселенцы подверглись нападениям со стороны арабов, привела к осознанию сионистскими лидерами того, что создание еврейского национального дома в Палестине возможно только при организации системы безопасности, основанной исключительно на собственных возможностях поселенцев. В результате, Давид Бен-Гурион принял на практике принцип «железной стены» лидера сионистов-ревизионистов Зеэва Жаботинского, который был им сформулирован в одноименной публикации. Принцип заключался в том, что добровольное достижение соглашения невозможно. Пока арабы чувствуют, что есть хотя бы малейшая надежда на избавление от евреев, они ни за что от нее не откажутся, потому что они живые люди. Люди могут уступить в таких жизненно важных вопросах только тогда, когда потеряют всякую надежду на успех в условиях, когда они не могут прорваться сквозь железную стену. Иначе они не откажутся от своих экстремистских лидеров, лозунг которых «никогда!», и лидерство не перейдет к умеренным силам, которые обратились бы к евреям с предложением о взаимных уступках и обсуждению исключительно практических вопросов. З.Жаботинский был убежден, что когда это произойдет, евреи будут готовы предоставить им соответствующие гарантии мирного и добрососедского существования двух народов. Однако единственный способ добиться такого соглашения – «железная стена», которая не поддается малейшему арабскому давлению. Другими словами, единственный способ достичь соглашения между арабами и евреями в будущем – отказаться от всякой идеи поиска соглашения в настоящем.

Авторы доклада отмечают, что Давид Бен-Гурион заложил принцип «железной стены» З.Жаботинского в основу стратегии национальной безопасности Израиля: несмотря на то, что невозможно урегулировать арабо-израильский конфликт силовым методом, сила имеет решающее значение для существования Государства Израиль.

Стратегия национальной безопасности, разработанная Бен-Гурионом, доказывала свою эффективность вплоть до войны Йом Кипур 1973 года. Арабские страны не смогли сломить «железную стену» военным путем и поэтому были вынуждены изменить свой подход к борьбы с Израилем. Последующие двадцать пять лет привели к переменам, которые коренным образом изменили стратегическое положение Израиля: были подписаны мирные договоры с Египтом (1979 год) и Иорданией (1994 год); палестинская проблема вышла на передний план, как на международной политической арене, так и в плане безопасности; распад Советского Союза перенастроил глобальный порядок и региональную политику. В дополнение к этим событиям, страны региона, начиная с конца 2010 года, оказались охваченными социально-политическими потрясениями «арабской весны».

Для Израиля основной сдвиг в вызовах безопасности связан со стремлением Ирана к региональной гегемонии. Помимо усилий Тегерана по достижению ядерного военного потенциала и развитию широкой региональной сферы влияния (Ирак, Сирия, Йемен, Ливан и сектор Газа), иранцы ведут разработку более мощных и точных ракет. Возросшее влияние Ирана в регионе после свержения Саддама Хусейна в Ираке в 2003 году послужило катализатором шиитского джихада, что, в свою очередь, способствует стремлению иранцев к гегемонии. Вторым серьезным вызовом является затяжной тупик в палестинском вопросе, что создает ряд проблем, прежде всего, оказывает долгосрочное влияние на идентичность Израиля как еврейского демократического государства.

Одновременно Израиль сталкивается с внутренними общественными изменениями. Наряду с ростом населения, экономической мощи и научно-технического потенциала страны в израильском обществе образовались тревожные надломы. Разногласия между различными частями общества наряду с разрушением национального согласия усилили социальный разрыв между богатыми и бедными, обострили различия в идентичности между иммигрантами мизрахи (выходцами из исламских стран), ашкенази (выходцами из стран Запада) и эфиопами, а также враждебные отношения между религиозными и светскими группами израильского общества.

В результате, по мнению израильских экспертов, пострадал продуктивный политический дискурс, люди стали скорее придерживаться ценностей своей группы, а не нации в целом. Эти явления могут также повлиять на мотивацию граждан служить в Армии обороны Израиля (ЦАХАЛ) и их готовность нести национальное бремя. Укрепление национального оборонного мышления требует решения этих противоречий.

Поэтому стратегия национальной безопасности должна найти правильный баланс между национальными целями, жизнеспособностью и ресурсами, выделяемыми на ее поддержание. Кроме того, связь между стратегическими целями, социальной сплоченностью и мотивацией необходима для достижения жизнеспособности государства и требует пристального внимания со стороны тех, кто разрабатывает стратегию безопасности. Они должны помнить о критических точках и ​​придумать способы их преодоления. Безопасные и пригодные для обороны границы обязательно станут частью этого обсуждения, учитывая риск войны с разных сторон, а также возможность изменения территориальных контуров и связанных с этим угроз.

Суть стратегии национальной безопасности Израиля была и остается в компетенции политического руководства. Это требует широкого национального взгляда и определения текущих и будущих вызовов и соответствующих ответов. Поэтому авторы доклада решили проанализировать вызовы национальной безопасности Израиля в обозримом будущем и представить основы для разработки политики безопасности и всеобъемлющей стратегии безопасности находящегося у власти правительства.

Национальная безопасность относится к способности нации эффективно противостоять угрозам своего существования и интересам при любых возможных обстоятельствах. Кроме того, она включает в себя общие национальные усилия, которые правительство направляет на создание удовлетворительной в этом отношении среды.

Достижение целей национальной безопасности зависит от наличия национальной стратегии, которая оптимально, если не максимально, включает политические, военные, экономические и когнитивные элементы, а также те, которые связаны с социальными, демографическими и различными другими проблемами. Матрица организаций, составляющих стратегию национальной безопасности, является ответственностью израильского правительства. Стратегия национальной безопасности Израиля отражает основные аспекты деятельности государства по обеспечению безопасности и определяет соответствующие цели и интересы. В то же время в ней рассматривается ряд отдельных потенциальных угроз, излагаются цели в отношении конкретных конфликтов и устанавливаются руководящие принципы для адаптации этих целей к тому или иному противостоянию.

Надежность системы безопасности Израиля базируется на следующих предпосылках:

  • геостратегическая ситуация (главная из них);
  • свобода принятия решений и действий на основе военных соображений и соображений безопасности в отношении любой существующей или потенциальной угрозы или риска;
  • национальные ресурсы для поддержания уровня безопасности и военного потенциала;
  • социально-экономическая мощь для удовлетворения потребностей безопасности;
  • способность удерживать свои позиции, стойкость и целеустремленность в трудных условиях войны.

Стратегия национальной безопасности Израиля должна быть сосредоточена на следующем:

  • формулировании национальных интересов и интересов безопасности, обеспечение которых имеет решающее значение для существования, характера и ценностей Государства Израиль;
  • выявлении потребностей национальной безопасности в долгосрочной перспективе;
  • определении целей национальной безопасности как производных от конкретных интересов;
  • создании и поддержании национальной мощи, которая позволит Израилю самостоятельно противостоять угрозам национальной безопасности любого типа (политическим, военным, экономическим, демографическим, социальным) или масштаба;
  • создании и поддержании военной мощи, обеспечивая тем самым

способность защитить существование и территориальную целостность государства, безопасность его жителей, а также предотвратить военные угрозы развитию Израиля и его суверенным правам;

  • создании и поддержании экономической, социальной, политической и

демографической инфраструктуры, способной обеспечить жизненно важные национальные интересы и интересы безопасности на долгие годы.

Основные механизмы регулирования национальной безопасности Израиля зафиксированы в основополагающих документах. К ним относятся базовые соглашения, концепции и общий подход к достижению национальной безопасности. На уровне общей стратегии основополагающие документы разрабатываются политическим эшелоном. Как таковые, они отражают главные положения национальной безопасности. Как правило, документы по вопросам национальной безопасности делятся на три категории:

К доктрине национальной безопасности относятся фундаментальные принципы и правила, вытекающие из базовой ситуации в стране, элементарных потребностей и глубинных ценностей. Эти принципы отличаются относительной стабильностью во времени и влияют на формулирование стратегии национальной безопасности.

Стратегия национальной безопасности – видение действующего правительства национальной безопасности. Она определяет диапазон фундаментальных, согласованных предположений о национальной безопасности. При определении стратегии национальной безопасности правительство должно исходить из долгосрочной перспективы, основанной на важнейших национальных интересах Израиля.

Политика национальной безопасности – способ реализации стратегии национальной безопасности действующего правительства. Она определяет приоритеты и повестку дня для осуществления конкретных действий, необходимых для обеспечения безопасности жителей страны.

Национальная безопасность, таким образом, состоит из множества компонентов, которые выходят за рамки чисто военного аспекта. Она касается вопросов безопасности, политики, экономики, социального развития, демографии и пр., которые вместе создают фундамент, на котором базируется безопасность нации и граждан страны.

Стратегия национальной безопасности призвана обеспечить координацию и синхронизацию усилий, направленных на обеспечение национальной безопасности, между эшелонами власти в разные периоды времени. Стратегия национальной безопасности должна обеспечивать корреляцию между национальными целями, действиями и усилиями, направленными на достижение этих целей (вертикальная координация); она должна интегрировать и координировать множество мер в области национальной безопасности для их согласованной реализации (горизонтальная координация); наконец, она должна обеспечить, чтобы силовые инструменты и усилия предпринимались в соответствии с текущими и будущими вызовами безопасности Государства Израиль.

На практике набор основополагающих документов по вопросам безопасности теоретически информирует о разработке и реализации различных мер, а также является основным инструментом для создания необходимой системы взаимодействия. Каждая организация должна сформулировать свою собственную широкую стратегию, составляющую основу ее деятельности.

Высший командный состав вооруженных сил и высший начальствующий состав органов государственной безопасности Израиля. На уровне национальной безопасности в Израиле действует три взаимосвязанных системы:

  • Система национальной безопасности, управляемая исполнительной ветвью власти Израиля – осуществляет постоянное управление национальной безопасностью во время войн, а также последовательных конфликтов, не подходящих под определение «война». Премьер-министр, как глава исполнительной власти, является руководителем системы национальной безопасности.
  • Министерство обороны, возглавляемое министром обороны, состоит из всех военных и гражданских ведомств, составляющих систему обороны. Эксперты подчеркивают, что Министерство обороны Израиля является одним из компонентов национальной безопасности, что иногда приводит к путанице в отношении обязанностей, функций и полномочий премьер-министра Израиля, который одновременно возглавляет все структуры национальной безопасности, и может исполнять функции министра обороны.
  • Военная система во главе с начальником Генерального штаба ЦАХАЛ, который является главнокомандующим вооруженными силами Израиля, включает в себя все вооруженные силы и две подсистемы: 1) оперативную систему, посредством которой военные управляют своими подразделениями и осуществляют операции; 2) профессионально-институциональную систему, на которую возложена задача наращивания сил в соответствии с военными задачами.
  • Другие системы обороны, как правило, включают Моссад (национальное разведывательное агентство), Общую службу безопасности Израиля (ШАБАК), Израильскую комиссию по атомной энергии и Национальное кибер-управление Израиля – все они находятся под руководством премьер-министра, также как и Израильская полиция и Пенитенциарная служба, в части их отношения к сфере безопасности.

Отмечается, что эти системы взаимосвязаны между собой сложным образом, точно также как трудно отделить друг от друга ведение войны и политический процесс.

[i]                      Guidelines for Israel’s National Security Strategy // WINEP. October, 2019 — https://www.washingtoninstitute.org/uploads/Documents/pubs/PolicyFocus160-EisenkotSiboni.pdf

52.32MB | MySQL:103 | 0,603sec