Об экономических последствиях введения НДС для ОАЭ и Саудовской Аравии

НДС был введен в Саудовской Аравии и в ОАЭ с 1 января 2018 года, в Бахрейне. – с 1 января 2019 года. Вопреки первоначальным планам, сроки вступления в силу требования о введении НДС в Катаре и в Султанате Оман отложены до 1 января 2020 года, а в Кувейте – до 2021 года.

Напомним, что базовая налоговая ставка для всех стран ССАГПЗ пока составляет 5 %, а объекты налогообложения – реализация товаров и услуг, а также импорт товаров. Отдельные операции облагаются по ставке 0 % или освобождены от налога.

В ОАЭ в течение 2018 года, в дополнение к основному закону, Министерство финансов опубликовало более 200 нормативных актов (писем, разъяснений, положений) в целях более детального описания порядка применения законодательства о налогах. За 2016 год уплату налога осуществили более 296 тыс. организаций, количество поданных деклараций (как квартальных, так и годовых) превысило 650 тыс. Более 7200 эмиратских компаний возмещали НДС, уплаченный в бюджет при экспорте товаров. Широко применяется система электронной регистрации и электронного документооборота между плательщиками-организациями и государственными органами, которая использует передовые информационные технологии. По словам Халеда аль-Бустани, руководителя налоговой службы ОАЭ, несмотря на достижение плановых показателей, случаи фактического ухода от налогов не являются редкостью, в связи с чем в 2019 и 2020 гг. планируется реализовать ряд мер, направленный на улучшение качества налогового контроля и собираемости[i].

СМИ ОАЭ со ссылкой на данные правительства утверждают, что фактически объемы собранных налогов существенно превысили прогнозируемый уровень: в 2018 году доход бюджета за счет внедрения НДС достиг 27 млрд дирхамов (7,4 млрд долл. США) вместо 12 запланированных, что объясняется «высокой культурой налогоплательщиков и правильно организованной работой Министерства финансов». Около 30 % доходов было собрано федеральным правительством (по всей видимости, подразумеваются НДС, уплачиваемый с импортных товаров), 42 % — эмиратом Дубай, 18 % — Абу-Даби, 6 % — Шарджа, 4 % — остальные эмираты[ii]. Данная статистика наглядно показывает огромную разницу между уровнями экономической активности регионов страны. Согласно утверждению правительства, 30 % доходов будут направлены на федеральные нужды, а остальные 70 % распределены между эмиратами. Правда, доля распределения по каждому региону и критерии для определения этих долей не разглашаются. Кроме того, не исключено, что «распределение» средств, полученных за счет налоговых поступлений, фактически заменит субсидии со стороны федерального правительства, которые сегодня являются основным источником дохода для большей части эмиратов. Непосредственные инвестиционные проекты в связи с ростом государственных доходов тоже не афишируются, чиновники предпочитают делать лишь громкие заявления в стиле «построим инфраструктуру, дороги и мосты». По мнению некоторых аналитиков, полученные доходы будут направлены в-основном на подготовку к выставке EXPO-2020.

Помимо появления стабильного источника доходов для государства, в качестве положительных последствий от внедрения НДС, Х.аль-Бустани также выделяет расширение контроля активности частного сектора со стороны властей (процедуры регистрации стали более строгие и единообразные), улучшения качества статистических показателей, а также получение опыта и кадрового ресурса в сфере налогообложения, который может быть экспортирован в соседние страны (Оман, Бахрейн, Кувейт, Катар).

Что касается Саудовской Аравии, то, согласно утверждению правительства, по итогам 2018 года доходы бюджета от НДС составили 45,6 млрд риалов (12, 16 млрд долл. США)[iii]. По итогам 2019 года планируется рост показателя более чем на 20 %. Бюджетные доходы от сбора НДС составляют более 40 % поступлений, не связанных с экспортом нефти, или 12 – 13 % от всех доходов бюджета[iv].

Как и в случае ОАЭ, правительство за 2018-2019 гг. издало большое количество дополнительных нормативных актов, регулирующих порядок уплаты налога и особенности применения законодательства.

Высокую эффективность в сфере сбора налогов и позитивное влияние на экономическую стабильность королевства отметили в Международном валютном фонде. При этом в сентябре 2019 года специалисты этого института предложили Эр-Рияду рассмотреть возможность повышения налоговой ставки до 10 % вместо планируемых мер по сокращению заработных плат чиновникам и некоторых субсидий в целях снижения негативного эффекта на экономическое развитие[v]. Заявлений правительства о возможном повышении ставок пока не было.

Специалисты консалтинговой компании KPMG, которая активно сотрудничает как с государственными органами, так и с представителями бизнеса ОАЭ и Саудовской Аравии в вопросах организации системы налогообложения, отмечают в своих отчетах, что ввод НДС оказал сильное влияние на инфляцию в 2018 году в обеих странах. Вместе с тем, по их мнению, негативный эффект был значительно ниже ожидаемого по причине грамотного подхода к организации налогообложения и четко изложенных требований законодательства. Они также указали, что неблагоприятные последствия удалось смягчить благодаря повышению государственных расходов и расширению инвестиционных проектов с участием государства в прошедшем году[vi]. Это было обусловлено улучшением экономической обстановки в связи с ситуацией на рынках энергоносителей для стран, ориентированных на экспорт нефти, в 2018 году, который описывается как самый благоприятный за последние 5 лет. Однако в дальнейшем негативный эффект от увеличения налоговой нагрузки будет оказывать влияние на экономическое развитие ОАЭ и Саудовской Аравии.

[i] https://www.msiauditors.com/first-year-impact-of-vat-in-uae/

[ii] https://www.thenational.ae/business/economy/uae-s-vat-revenues-beat-estimates-moody-s-says-1.879175

[iii] https://www.reuters.com/article/us-saudi-budget-tax/saudi-arabia-collects-twice-as-much-vat-as-expected-in-2018-budget-document-idUSKBN1OH1W7#targetText=DUBAI%20(Reuters)%20%2D%20Saudi%20Arabia,initial%20estimate%2C%20budget%20documents%20showed.

[iv] https://home.kpmg/content/dam/kpmg/sa/pdf/2018/kingdom-of-saudi-arabia-budget-report.pdf

[v] https://www.thenational.ae/business/economy/imf-suggests-saudi-arabia-raise-vat-to-10-1.908460

[vi] https://www.arabianbusiness.com/politics-economics/412762-revealed-impact-of-vat-in-saudi-arabia-uae-one-year-on

52.25MB | MySQL:103 | 0,607sec