Израиль: Нетаньяху не выполняет обязательства по возвращению мандата на формирование правительства

Около половины населения Израиля выступает против создания правительства национального единства во главе с Биньямином Нетаньяху, и только 42% поддерживают его. Такие данные следуют из опроса, проведенного по заказу сайта Walla на прошлой неделе.

Особенно много противников такой возможности среди избирателей левоцентристских партий. 68% тех, кто проголосовали за левоцентристские партии на последних по времени выборах, выступает против создания правительства национального единства Ликуда и «Кахоль-лаван», возглавляемого Нетаньяху, и только 26% поддерживают эту идею. Среди правых избирателей наблюдается противоположная картина: 54% респондентов поддерживают создание правительства национального единства во главе с Нетаньяху, а 41% выступает против.

Опрос также показал, что в случае новых выборов, результаты были бы практически аналогичны тем, которые были получены на минувших выборах. Ликуд и «Кахоль-лаван» могли бы набрать по 33 мандата, Объединенный арабский список — 13 мандатов, ШАС – 9 мандатов, «Ямина», НДИ и «Еврейство Торы» — по 7 мандатов, «Авода – Гешер» — 6 мандатов, «Демократический лагерь» — 5 мандатов.

После того, как Нетаньяху получил от президента мандат на формирование правительства,  в окружении главы правительства в беседах с журналистами практически каждый день подчеркивали, что он  не намеревается тянуть время. В случае, если он поймет, что не способен сформировать правительство, он вернет мандат президенту — через два– три дня. Однако, прошло уже две недели, а Нетаньяху по-прежнему не выполнил обязательство. Несмотря на то, что глава Ликуда до сих пор не смог сформировать коалицию, и не смотря на настроения в обществе он не торопится возвращать мандат на формирование правительства.

Политический обозреватель новостного портала Ynet Моран Азулай предполагает, что существуют по крайней мере три момента, которые помешали Нетаньяху вернуть полномочия по формированию правительства президенту, не позволяя параллельно упускать инициативу из своих рук:

1.Главе Ликуда было важно убедиться в том, что сформированный им блок право-ортодоксальных партий продолжает быть нерушимым.

2.Далее — он стремился не допустить, чтобы возник конкурент на создание правительства из рядов его собственной партии.

3.И  напоследок: ему нужно было дождаться момента, когда свое            предложение     по созданию правительства выскажет А.Либерман, который известил,    что таковое появится, заранее.

Но сейчас все эти момент позади. «Несмотря на это, Нетаньяху все еще тянет время. Есть те, кто утверждают, что он готовит почву и создает идеальные условия для периода, который наступит чуть позже. То есть, для варианта, что в феврале 2020 года в Израиле пройдут новые выборы», — пишет Азулай.

Автор утверждает, что опасения перед неизвестным заставляют Нетаньяху выжидать, несмотря на конкретные обещания не терять драгоценное политическое время. Он понимает, что как только вернет мандат, он потеряет контроль над событиями, и сейчас он пытается удостовериться, что ничего неожиданного в это время не произойдет.

Азулай пишет о том, что Нетаньяху находится в непривычной для себя позиции слабости, когда сильные и влиятельные люди внутри его собственной партии могут обнаружить себя в следующем правительстве не у дел. Только этого момента достаточно, чтобы они попытались сорвать коалиционные переговоры.

«Схожая ситуация сложилась и в противоположном лагере. Правительство национального единства, в котором Б.Ганц займет место премьера в результате ротации окончательно закрепит его статус в качестве лидера левоцентристского блока. В этой ситуации Я.Лапид окажется в неприглядной роли человека, который помог Ганцу прийти к власти, но сам остался не у дел. В Ликуде убеждены, что по этой причине Лапид сделает все возможное, чтобы не допустить такого сценария», — пишет эксперт.

Автор отмечает, что в последние дни все чаще громче звучат голоса, о том, что в последнюю минуту все же произойдет чудо, и третьих выборов удастся избежать. Но следует понимать: даже если каким-то чудом новое правительство и будет создано, его будущее трудно назвать перспективным, с какой стороны не глянь.

Другой политический эксперт издания «Едиот ахронот» Гилад Шарон пишет о том, что создание правительства в данных обстоятельствах – более чем сложная задача. Но всего происходящего на данный момент можно бы было избежать, если бы избирательная система в Израиле выглядела бы по-другому. На данном этапе автор характеризует ее как несостоятельную.

Он предлагает два возможных варианта для изменения избирательной системы, для того,  чтобы избежать подобных проблем в будущем:

Первый вариант базируется на формуле, согласно которой лидер крупнейшей фракции в Кнессете автоматически становится премьер-министром. «Для этого не потребуются блоки и рекомендации. Да, у малых партий не будет шансов претендовать на лидерство, но никто им не запретит вливаться в крупные партии — в Ликуд справа и «Кахоль-лаван» слева», — пишет автор.

Он отмечает в данном случае премьер сам формирует правительство, а оно не потребует одобрения Кнессета. Таким образом не нужно будет большинство в 61 мандат, обеспечивающее возможность утверждения кабинета министров. Это избавит крупные партии от шантажа со стороны мелких.

Переход к такой модели власти потребует ряда поправок к законодательным актам, но в целом ее (модели) запуск может быть осуществлен достаточно быстро. Также представляется, что в этом случае не потребуется повышать электоральный барьер, так как мелкие партии постепенно исчезнут сами по себе.

Вторая модель, которую предлагает Шарон возвращает страну к системе прямого голосования за премьер-министра и параллельно повышает электоральный барьер до 10%. В противном случае это приведет к еще большему дроблению парламента и повышению представительства малых партий.

Формирование правительства будет производится по той же схеме, что предусмотрена первой моделью. Не следует заниматься подсчетами, кто больше выиграет от реформирования — Ликуд или «Кахоль-лаван». Важнее понимать, что стабильность власти отвечает интересам государства и его граждан. В случае прямых выборов премьера может быть установлен временной ценз, определяющий, сколько каденций политик может провести на этом посту. Это обеспечит преемственность власти.

В заключении отметим, что, когда страна дважды идет на выборы в течение пяти месяцев, а выборы не выявляют победителя, это явно указывает на серьезные недочеты в структуре политической системы. Проблема заключается не только в сложностях для каждого кандидата сформировать правительство, но и в том, что и Нетаньяху, и Ганц, должны преодолеть и сопротивление внутри собственных партий, которое пытается сорвать создание коалиции, каждая сторона – по своим причинам.

Очевидно, что израильской политической системе необходимы реформы, которые помогут правительству стать более стабильным, а Кнессету сохранить свои доминирующие полномочия, так как ни один инициированный кабинетом министров законопроект не пройдет без парламентского большинства.

52.49MB | MySQL:104 | 0,358sec