О волне протестов в арабской общине Израиля

С начала октября арабскую общину в Израиле буквально сотрясают протесты. По утверждению протестующих главной причиной их негодования является равнодушие полиции к бушующему насилию внутри арабского сектора, которое выплеснулось на улицы и часто сопровождается применением огнестрельного оружия.

Основное требование манифестантов – изъятие огромного количества незаконного оружия, находящегося в руках преступных группировок, которое влечет за собой укрепление власти всевозможных ОПГ и способствует экспансии вооруженного насилия. Как считают протестующие, полиция проявляет безразличие к запасам оружия в руках криминала; они призывают правоохранительные органы вернуть спокойствие в арабские населенные пункты, гарантируя «общество без оружия», как гласил один из лозунгов во время недавних демонстраций.

Высшая наблюдательная комиссия арабского населения, выступившая инициатором забастовки, сообщила, что на ее призыв откликнулось очень много человек; самая крупная демонстрация прошла, при полном соблюдении порядка, в Маджд аль-Круме, недалеко от Кармиэля, где на днях во время драки погибли два брата. Еще один участник конфликта был тяжело ранен и скончался от полученных ран. С начала нынешнего года по всей стране было убито более семидесяти арабских граждан Израиля.

К общеарабской забастовке присоединились также участники акций протеста на местах, в таких населенных пунктах как Кфар-Нахаф и Ум эль-Фахм.

Автор издании «Гаарец» Джеки Хури сообщает, что «протестующие, главным образом, хотели передать сигнал судебной системе, что она должна уделять пристальное внимание уголовным преступлениям, принимая соответствующие карательные меры».  Высшая наблюдательная комиссия призвала протестующих избегать политических лозунгов и призывов, однако в рядах протестующих были замечены палестинские флаги.

Автор издания «Давар ха-овдим бе-Эрец Исраэль» Йонатан Киршенбаум, считает, что, как и любое социальное явление, кризис, вызванный вспышкой насилия в арабском секторе, имеет и экономические корни. «Так, в последние недели можно было услышать некоторое объяснение столь негативному явлению: оказывается, источник подавляющей части всех насильственных инцидентов кроется в том, что у многих израильских арабов практически нет доступа к банковским услугам. Потому нередко арабу, которому нужен кредит, приходится прибегать к помощи криминальных авторитетов, чтобы получить необходимую сумму», — пишет автор.

Киршенбаум отмечает, что по признаниям израильских арабов, преступные организации, владеющие незаконным оружием, и есть те, кто выступает в качестве кредиторов, предлагая свои услуги, как альтернативу банкам. Но эти ОПГ, разумеется, устанавливают жесткие правила возврата долга. Таким образом, молодые арабы нередко втягиваются в выяснение отношений с преступными группировками, сталкиваясь с запугиванием и вымогательством; и порой эти разборки заканчиваются смертельным исходом.

«Согласно данным Банка Израиля, всего два процента всех ипотечных ссуд приходятся на долю арабских заемщиков, и это при том, что их доля в общем населении Израиля составляет 21 процент. Тем не менее, требования, предъявляемые к израильским арабам, берущим ипотечную ссуду, более или менее схожи с требованиями, предъявляемыми к прибегающим к такой услуге евреям. Анализ ситуации показывает, что в 2014 году средняя процентная ставка по ипотеке в арабском секторе была в среднем на 0,1 процента ниже, чем в еврейском секторе», — отмечает автор.

Киршенбаум пишет об еще одной сложности, с которой сталкивается арабский ипотечный рынок, — неурегулированный статус собственности. Во многих арабских общинах по всей стране регистрация владения домами не соответствует требованиям банков по ипотеке. Потому даже в том случае, если зарплата заемщика соответствует требованиям по выдаче кредиту, в большинстве случаев ипотека на квартиру невозможна.

Еще одна серьезная проблема – использование наличных в арабском секторе. «Поскольку банковские услуги здесь не очень распространены, люди, в основном, оперируют наличными. А в этом вопросе Банк Израиля ныне установил такую высокую планку, что в арабском секторе просто-напросто к ней не приспособились», — отмечается в публикации.

Автор издания «Гаарец» Нехемия Штрасслер пишет о том, что главная причина насилия в арабском секторе в Израиле заключается в легитимности использования оружия для разрешения споров.  «Кроме того, преступления трудно раскрывать, когда нет сотрудничества с полицией и нет традиции воспитывать отвращение к насилию», — пишет автор.

Он отмечает, что по большому счету можно винить правительство Израиля в том, что они допустили то, против чего сейчас протестует арабский сектор. Можно также громко возмущаться, что полиция не делает достаточно для раскрытия преступлений. Но, по мнению автора, арабские депутаты должны были уже давно призвать к конфискации нелегального оружия.

Штрассер уверен, что решение проблемы насилия может прийти только изнутри арабского общества.

В заключении отметим, что необходимость изменить жизнь арабской общины в Израиле по многим направлениями назрела уже, и это, пожалуй, ключ к урегулированию кризисной ситуации, вызванной ростом насилия. Законы, принимаемые государством, очень важны, но надо думать, когда их принимают, как они будут работать в арабском секторе, как помогут ему, не вызовут ли отторжения. Законы будут работать в арабском обществе только с учетом его специфики.

С другой стороны, так как ситуация уже критическая, возможно, что правительству придется принимать жесткие силовые и непопулярные решения, требующие большой политической воли. Иначе искоренение преступности, существующей в арабской среде в Израиле, не представляется возможным.

52.14MB | MySQL:103 | 0,458sec