О втором туре президентских выборов в Тунисе

Второй тур досрочных президентских выборов пройдет в Тунисе в воскресенье 13 октября . В нем примут участие независимый кандидат Кайс Саид и лидер партии «Сердце Туниса» медиамагнат Набиль Каруи, выпущенный в преддверии голосования из тюрьмы, куда он был помещен по обвинениям в коррупции и финансовых махинациях. В первом туре два кандидата получили наибольшее количество голосов — 18,4% и 15,6% соответственно.    Успех Саида в первом туре выборов, состоявшемся 15 сентября, политологи объяснили тем, что он не связан с действующим политическим истеблишментом. Он отказался от финансирования своей предвыборной кампании из государственного бюджета, а его предвыборный штаб состоял всего из 15 человек. Саид, профессор в области юриспруденции, автор книг и статей по конституционному праву, принимал участие в подготовке поправок к уставу Лиги арабских государств, входил в экспертный совет по разработке новой тунисской конституции. Он выступает за децентрализацию власти, либерализацию политических институтов и изменение порядка формирования парламента. Согласно его идее, тунисцы могли бы избирать небольшие местные советы, из состава которых выбирались бы региональные и национальные представители.  В то же время Саид поддерживает закон о смертной казни террористов, принятый в 2015 г., выступает за уголовное преследование гомосексуалистов и против уравнивания мужчин и женщин в правах наследования. Уверенности Саиду во втором туре голосования придает тот факт, что умеренная исламистская партия Туниса «Возрождение» («Ан-Нахда»), одержавшая победу на прошедших 6 октября парламентских выборах и обеспечившая себе 52 из 217 мест в законодательном органе, выступила в поддержку его кандидатуры.
Набиль Каруи, занявший второе место в первом туре выборов, свою профессиональную деятельность начал в сфере маркетинга и продаж в транснациональных корпорациях. Затем он перешел на работу в частный французский телеканал Canal+, который открывал вещание в странах Северной Африки, и посвятил себя работе в телекоммуникационной сфере. Во время президентских выборов 2014 г. Каруи поддерживал Беджи Каида ас-Себси, который был избран на высший государственный пост. Тогда же вошел в правящую партию «Призыв Туниса» («Нидаа Тунис»). Во время правления ас-Себси (2014-2019) Набиль Каруи был одной из ключевых фигур тунисского медиапространства. В 2017 г. из-за разногласий с новым лидером правящей партии Хафезом Каидом ас-Себси — сыном Бежи Каида — принял решение покинуть ее ряды. В июне 2019 г. основал и возглавил партию «Сердце Туниса». Тогда же объявил о выдвижении своей кандидатуры на президентских выборах 2019 г. В своей предвыборной программе Каруи пообещал в первые 90 дней после вступления в должность принять национальный пакт о борьбе с бедностью. Кроме того, он предлагает создать новую модель экономического развития Туниса, предусматривающую переход к цифровой экономике, упрощение бюрократических процедур, проведение налоговых реформ для улучшения делового и инвестиционного климата.
На прошедших парламентских выборах партия Каруи «Сердце Туниса» заняла 2-е место и получила 38 мандатов. Исламистская партия «Ан-Нахда» получила 52 из 217 мест в законодательном органе республики. В этой связи эксперты отмечают, что вне зависимости от того, кто станет президентом, будь то «независимый» кандидат Кайс Саид или медиамагнат Набиль Каруи, он с большой вероятностью окажется «загнанным» в очень скованное поле для политических маневров. Саид, безусловно, воспользовался решающей поддержкой исламистского движения, организованного его братом и фактическим директором его избирательной кампании Науфелем Саидом, чтобы позволило ему победить в первом туре голосования 15 сентября. Но он имеет слишком мало политического веса по сравнению с отрегулированной и разветвленной политической машиной «Ан-Нахда». Саид не представил ни одного списка на прошедших парламентских выборах и публично дистанцировался от всех партий, поддержавших его во втором туре. Это предопределяет его зависимость от той межпартийной коалиции, которая будет формировать новое правительство. Примерно то же самое справедливо и по отношению к Набилю Каруи. Ему также будет очень трудно навязать свою власть новой коалиции, которую, скорее всего, опять возглавит «Ан-Нахда». Он хорошо знает патриарха исламистов Р.Ганнуши: в свое время он выступал главным посредником в рамках его переговоров с бывшим президентом ас-Себси о разделе власти в 2013 году. Но его партия «Сердце Туниса», похоже, с большой вероятностью останется в оппозиции. Будущий новый президент даже не сможет воспользоваться конституцией, чтобы организовать себе зарезервированное политическое присутствие в будущем кабинете министров. Конституция предлагает ему на выбор только два портфеля — оборонный и внешнеполитический. Эксперты в этой связи указывают, что «Ан-Нахда» имеет большой опыт в рамках создания политического вакуума вокруг любого потенциального нового президента с целью вынужденная его идти с ней на компромисс о разделе власти. Тот же ас-Себси так и не смог навязать свою монополию на исполнительную власть в качестве президента, хотя его партия «Нидаа Тунис» явно победила «Ан-Нахду» на парламентских выборах 2014 года.
В этой связи эксперты предполагают, что результаты парламентских выборов 6 октября дают действующему премьер-министру Юсефу Шахеду хороший шанс продлить свой срок пребывания на этой должности на несколько месяцев в рамках создания нового альянса именно с исламистами. Беспрецедентный раскол в будущей Ассамблее представителей народа (АРП) открывает перспективу сложных переговоров по формированию коалиционного правительства. Представители партии Шахеда уже объявили, что она не будет частью будущего нового правительства, но сам Шахед при этом уже уверен в том, что сможет оставаться на своем нынешнем посту еще несколько недель, не говоря уже о месяцах или даже годах. В общем, достаточно долго, чтобы пролоббировать законопроект «о финансировании 2020 года» и следующий государственный бюджет и, что не менее важно, провести переговоры о получении следующего транша расширенного кредита со стороны Международного валютного фонда (МВФ). В то время как представители МВФ уже находятся в Тунисе, Шахед отправил в Соединенные Штаты Мурада Аячи, главу отдела внешних связей соей партии «Тахья Тунис». Председатель влиятельной Тунисско-американской ассоциации дружбы (ТАФА) Аячи должен использовать все свои связи в Сенате, Палате представителей и Государственном департаменте, чтобы помочь Шахеду достичь его ключевой цели в рамках получения очередного транша кредита от МВФ в рамках общей поддержки на Капитолийском холме. Согласно ряду источникам, его миссия будет также включать в себя попытку получить благословение Вашингтона на создание нового коалиционного правительства во главе с «Ан-Нахдой», в котором примет участие «Тахья Тунис» . Исламистская партия не пользуется большим уважением у Дональда Трампа, который враждебно относится к «Братьям-мусульманам» и их союзникам, но в данном случае большого поля для маневра у Вашингтона нет. Любое коалиционное правительство без исламистов успешно функционировать не сможет.
При этом альянс исламистов с партией Набиля Каруи «Сердце Туниса», которая заняла второе место в опросах с 30 или около того депутатами, на данный момент очень маловероятен. Поэтому «Ан-Нахда», вероятно, будет стремиться к созданию коалиции с исламистско-революционной партией «Карама» Сейфеддина Махлюфа (она в принципе поддерживает Саида) и партией Мухаммеда Аббу «Аль-Тайяр». Махлюф близок к нескольким «ястребам» в руководстве «Ан-Нахды», в то время как Аббу участвовал в первой коалиционной «тройке» правительства во главе с исламистской партией в 2011-2011 годах. Однако одних этих партий будет недостаточно для формирования большинства. Таким образом, с его 12 или около того местами в парламенте «Тахья Тунис» является на сегодня ключевым союзником для «Ан-Нахды» в АРП. К тому же формальное оставление Шахеда на его посту в результате таких маневров является для исламистов классическим трюком: они уверенно держат бразды правления к коалиции, при этом сознательно оставляя неблагодарный с точки зрения репутационных рисков пост премьер-министра (необходимость проведения мер жесткой экономии никто не отменял) своим «светским» союзникам по предлагаемым альянсам.

52.27MB | MySQL:103 | 0,450sec