К итогам турецко-американских переговоров по ситуации в Сирии

События на сирийском фронте происходят с молниеносной скоростью, однако, сохраняя последовательность логической цепочки. Очевидно, что центр действий сместился на дипломатический фронт с перегруженным дипломатическим движением по линии Анкара-Вашингтон-Москва-Дамаск.

Решение президента США Дональда Трампа отправить делегацию во главе с вице-президентом США Майком Пенсом и госсекретарем Майком Помпео, на переговоры с турецкими властями, было достаточно логичным, учитывая реакцию Конгресса на военные действия Турции и ход их событий. Изначально было ясно, что они прилетают не для того, чтобы слушать, а для переложения конкретного плана. Ожидалось, что переговоры будут проходить в напряженной атмосфере. Уже в преддверии визита президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган заявил, что не собирается встречаться с американскими гостями, и что он будет вести переговоры с Д.Трампом — со своим коллегой. Тем не менее, переговоры состоялись и длились более 4 часов.

17 октября, по итогам переговоров в Анкаре, стороны достигли соглашения о приостановке турецкой операции «Источник мира» на севере Сирии. Д.Трамп уже назвал такой исход переговоров «великим днем для всей цивилизации» и поблагодарил своего турецкого коллегу. Анкара, в свою очередь, настойчиво подчеркивает, что этот шаг нельзя расценивать как установление режима прекращения огня.

Согласно совместному заявлению, Турция обязалась приостановить операцию «Источник мира», чтобы дать возможность курдским «Силам народной самообороны» (СНС), которые Анкара считает связанными с Рабочей партией Курдистана (РПК), в течение 120 часов (пяти суток) покинуть зону безопасности.

Выступая на пресс-конференции в американском посольстве в Анкаре по итогам консультаций, Пенс уточнил, что отвод курдских сил будет производиться за демаркационную линию, находящуюся примерно в 30 км к югу от границы Турции и Сирии. После того как курды покинут район, операция ВС Турции, согласно этим договоренностям, будет остановлена.

Кроме того, Вашингтон согласился с момента приостановки турецкой операции на севере Сирии не вводить новые санкции против Анкары. Он также пообещал отменить уже действующие ограничения, когда будет обеспечено «постоянное прекращение огня». Пенс при этом подчеркнул, что никаких других уступок Турции со стороны США в ходе переговоров сделано не было.

На пресс-конференции по итогам переговоров глава МИД Турции заострил внимание журналистов на том, что Анкара лишь приостанавливает военную операцию в Сирии и данный шаг нельзя расценивать как введение режима прекращения огня.

«Мы приостанавливаем операцию «Источник мира» на 120 часов для того, чтобы Рабочая партия Курдистана и «Силы народной самообороны» покинули планируемую зону безопасности. Это не является режимом прекращения огня, Турция может остановить операцию только в том случае, когда все террористические элементы выйдут с территории зоны безопасности», — сказал он.

Кроме того, по словам Чавушоглу, Анкара и Вашингтон в ходе контактов делегаций двух стран «договорились о том, что СНС сдадут тяжелое вооружение, также будут уничтожены их укрепления». «Но это не означает, что наши военные покинут зону боевых действий. Мы останемся там», — добавил он.

Отметим, что для турецкой стороны было ключевым вопросом прекращение поставки оружия со стороны США сирийским курдам.

Турецко-американские переговоры состоялись на фоне введения символических санкций  США в отношении и антитурецкой кампании в Конгрессе по усилению их.

«Экономические санкции США могут разрушить экономику Турции, и Эрдоган знает об этом, поэтому он не хочет разрыва с США», — сказал Сонер Чагаптай, эксперт по ближневосточной политики Турции.   «Эрдоган может согласиться с Пенсом относительно прекращения огня, но я также не удивлюсь, если Эрдоган не уточнит детали прекращения огня, пока не встретиться с Владимиром Путиным».

Ожидается, что Эрдоган встретится с Путиным в Сочи 22 октября, чтобы обсудить сирийскую операцию. Трамп, в свою очередь, пригласил Эрдогана в Белый дом 13 ноября.

Отметим, что турецкие СМИ так же пишут, что именно российская роль имеет решающее значение для успеха или провала американо-турецкой сделки.

Российская делегация, во главе со спецпредставителем президента РФ по Сирии Александром Лаврентьевым уже находится в Турции для переговоров по Сирии. Важно отметить, что официальный Дамаск, комментируя достигнутое турецко-американское соглашение, вновь подтвердил свою позицию бороться с любым присутствием Турции на ее территории.

Независимо от того, как развиваются события на северо-востоке Сирии, некоторые наблюдатели в Вашингтоне говорят, что введение санкций против Турции может набирать обороты, поскольку личные отношения Трампа находятся под пристальным вниманием в связи с развитием процедуры импичмента.

«На мой взгляд, Турция становится объектом антитрамповского восстания в Соединенных Штатах», — заявил Чагаптай. Существует риск, что из-за тесных отношений между Эрдоганом и Трампом Турция может стать удобным и хорошим поводом для противников Трампа. Хотя Трамп первоначально пытался улучшить американо-турецкие отношения, усиление давления со стороны законодателей может подтолкнуть его к более жесткой позиции относительно турецкой операции в Сирии. «Трамп показал, что он готов бросить Эрдогана и сирийских курдов под автобус, чтобы сохранить свое президентство»,- пишет политолог Асли Айдынташбаш.

По мнению Метина Гюрджана, бывшего военного советника в Афганистане, Ираке и Казахстане, Турции не удалось подготовить такой же хорошо разработанный план на дипломатической арене, какую она подготовила для военной операции.  «На дипломатическом фронте, похоже, Анкара не смогла до начала операции Источник мир  северо-востоке Сирии  должным образом разработать план с тщательно подготовленными расчетами на случай непредвиденных обстоятельств»,- пишет Гюрджан.

«Очевидно, что операция «Источник мира» привела к прекращению территориальных претензии СНС на северо-востоке Сирии, ощутимым образом подорвала связи СНС с США, и благодаря ускоренному уходу Соединенных Штатов из региона, создала открытое пространство для Москвы для расширения»,- добавляет он.

Добавим, что военная операция Анкары поспособствовала улучшению отношений между СНС и  сирийским правительством.

Наконец, операция Анкары вынудила Турцию вступить в диалог с президентом Сирии Башаром Асадом. Как это ни парадоксально, Анкара достигла своих целей — разрушить территориальные претензии СНС и подорвать их военные связи с США. Тем не менее, Анкаре пришлось так же платить цену: она стала более зависима от Москвы и Дамаска.

В сложившейся ситуации, все более актуальным становиться продвижение по Протоколу Аданы от 1998 года, о чем в последнее время все чаще говорят Москва и Тегеран.

Это базовый документ, в котором изложены принципы соглашения между Анкарой и Дамаском о регулировании турецко-сирийских отношений, которые тогда были на пике напряженности, так как Турция обвиняла Сирию в поддержке Рабочей партии Курдистана (РПК). В октябре 1998 года наступил кризис в отношениях двух стран, и Турция предоставила Сирии 45-дневный срок, в течение которого страна должна была полностью отказаться от поддержки РПК. В том же году сирийские власти выслали из страны лидера РПК Абдуллу Оджалана, после чего произошел прорыв в отношениях между государствами. 20 октября 1998 года переговоры представителей глав МИД и МВД завершились подписанием в Адане совместного протокола и соглашения по вопросам безопасности.

Но есть одна оговорка: в 1998 году позиция Анкары была сильной, Дамаска – слабой. А теперь, наоборот. Кроме того, за Сирией сегодня стоит такой гигант, как Россия. И в таком раскладе, не должно быть неожиданность пересмотр этого протокола.

62.91MB | MySQL:105 | 0,623sec