Оценки специалистов Разведуправления Министерства обороны США возможностей ВМС Китая по проецированию силы в Аденском заливе

Китай все чаще видит необходимость в применении ВМС для защиты своих экономических инвестиций и политических интересов. В частности, в обеспечении безопасности маршрутов импорта нефти из государств Ближнего Востока и Африки, проходящих через Индийский океан. Для доставки значительной части китайского импорта минеральных ресурсов и промыш­ленных товаров также используются эти маршруты. Поскольку любое нару­шение торговли может подорвать экономику Китая, командование ВМС НОАК придает серьезное значение задачам по защите морских коммуника­ций на больших расстояниях. Для этого Пекин стремится заключить допол­нительные соглашения о доступе к различным портам. Участие кораблей ВМС НОАК в операциях по борьбе с пиратством в Аденском заливе, в гуманитарных миссиях, а также визиты «доброй воли» в 20 стран, включая страны Европы, демонстрируют его намерения.

Известно, что Разведывательное управление министерства обороны (РУМО) США в 2019 году подготовило информационно-аналитический доклад «Военная мощь Китая», где специалисты управления рассмотрели состояние и перспективы развития вооруженных сил (ВС) Китайской Народной Республики (КНР). В свете усиления военно-морского присутствия Китая в том числе и в ближневосточном регионе, наибольший интерес представляет раздел «Военно-морские силы (ВМС) Народно-освободительной армии Китая (НОАК)». Так, руководство Китая продолжает наращивать являются крупнейшими в Азии. Модернизация ВМС предполагает замену устаревших небольших кораблей на более крупные многоцелевые с передовым противоракетным, противовоздушным и противолодочным вооружением. Командование НОАК рассматривает следующие основные области применения национальных ВМС: обеспечение безопасности в территориальных водах; отстаивание интересов Пекина в Тайваньском проливе, Восточно-Китайском и Южно-Китайском морях; участие в международном сотрудничестве со странами региона и мира (АТР и Ближний Восток); расширение влияния в рамках стратегии «Один пояс, один путь». Кроме того, по мере наращивания потенциала ВМС НОАК Пекин предпринимает шаги по повышению возможностей ВМС гибко реагировать на случай непредвиденных обстоятельств, избегая эскалации и поддерживая облик мирного продвижения своих глобальных интересов.

Американские военные эксперты отметили, что за последние 15 лет в результате модернизации ВМС НОАК была создана технологически передовая и гибкая структура сил. Военно-морские силы НОАК имеют более 300 надводных кораблей, подводных лодок, десантных и патрульных кораблей с ракетным вооружением. Однако общее количество оставалось относительно постоянным, так как командование ВМС быстро выводит из эксплуатации старые военные корабли и вводит боевой состав более крупные, мно­гопрофильные, оснащенные современным противоракетным, противовоз­душным и противолодочным оружием, современными РЛС и средствами управления.

Подводные силы ВМС НОАК имеют в своем составе шесть атомных подводных лодок, четыре подводные лодки атомные с ракетами баллисти­ческими (ПЛАРБ) и 50 дизель-электрических ПЛ. К 2020 году общее коли­чество ПЛ должно увеличиться до 70 единиц. В настоящее время китайский ВПК построил 17 ПЛ проекта 039А. На стадии производства находятся еще три ПЛ. Боевые возможности сопоставимы с ПЛ проекта 039, но ПЛ проекта 039А обладает воздухонезависимым двигателем, что делает ее менее замет­ной и увеличивает дальность хода. По оценке американских экспертов, в ближайшее время китайский подводный флот, незадействованный в решении задач обороны материкового побережья КНР и стратегического сдерживания, будет частично задействован для обеспечения безопасности мореплавания по маршрутам «Морского Шелкового пути», которые проходят через Аденский залив.

Надводные силы ВМС НОАК также непрерывно совершенствуются. По мнению американских специалистов, особое внимание уделяется строительству эскадренных миноносцев проекта 055 со 112 уста­новками вертикального пуска различных типов ракет и боеприпасов, а также эсминцев проекта 052С, оснащенных противокорабельными ком­плексами «Иньцзи-62» и «Хунци-9», эсминцев проекта 052D с ЗРК «Хунци-9» и «Иньцзи-18». Кроме того, ведется постройка 25 фрегатов про­екта 054А, на вооружении которых имеются ЗРК «Хунци-16». Эти корабли используют современные системы боевого управления и РЛС с фазирован­ной антенной решеткой. С 2005 года Китай построил шесть универсальных десантных кораб­лей (УДК) проекта 071, что свидетельствует о развитии в стране экспедиционных сил. Известно, что военный корабль способен выполнять сразу четыре разные задачи: десантиро­вать на сушу воинские подразделения, принимать вертолеты, выступать в качестве командного пункта и являться плавучим госпиталем. На корабле могут одновременно располагаться четыре вертолета и четыре десантных корабля на воздушной подушке. Согласно американскому докладу, указанные надводные корабли создавались китайскими кораблестроителями для действий в удаленных акваториях. По информации РУМО США для выполнения задач по сопровождению и противодействию пират­ству командование ВМС использует два новых быстроходных катера под­держки проекта 901 и суда снабжения проекта 903 (всего в ВМС НОАК име­ется около 10 кораблей данного типа). Известно, что руководство КНР уделяет внимание строительству и модернизации национальных авианосцев. Согласно американскому документу, в 2018 году, предположительно, уже начато строительство корабля с электромагнитной ката­пультой. Так, в обозримой перспективе китайская авиация сможет расширить свои возможности по конвоированию торговых судов по маршрутам стратегии «Один пояс, один путь», внедряя со­временные многоцелевые боевые самолеты наряду с самолетами специаль­ного назначения  и БПЛА.

Морская пехота (МП) ВМС НОАК представляет собой род сил, пред­назначенный для действий в составе морских и воздушных десантов как са­мостоятельно, так и совместно с соединениями сухопутных войск. В настоящее время командование ВМС НОАК возлагает на формиро­вания МП следующие задачи: высадка морских десантов на континенталь­ное побережье и острова, захват и удержание передовых пунктов базирова­ния флота противника, ведение боя на суше в интересах обеспечения боевых действий национальных ВМС, ведение разведки прибрежных объектов про­тивника и мест возможной высадки десанта, проведение разведывательных и диверсионных операций в прибрежной зоне противника. Согласно докладу, размещение подразделений МП ВМС НОАК на базе Джибути и их применение для противодействия пиратам в Аденском заливе отражает рас­тущую роль МП в ВС Китая. На вооружении бригады морской пехоты состоят БМП ZBD-05, ZLT-05, 122-мм САУ PLZ-07B. Подразделения МП также оснащены переносными зенитными ракетными комплексами, минометами, противотанковыми ракетными комплексами и огнеметами. Вместе с тем в отличие от корпуса МП ВМС США морская пехота ВМС НОАК не имеет собственного парка авиационной техники.

Эксперты РУМО США отмечают тенденцию увеличения количества мероприятий опе­ративной и боевой подготовки (ОБП) ВМС НОАК. В частности, в Тихом и Индий­ском океанах и Аденском заливе. Кроме того, по их оценкам, участие в антипиратских операциях предоставляет возможность для обучения личного состава в реальных условиях, поскольку исполь­зование береговых тренажеров и центров подготовки для поддержания кругло­годичного уровня боеготовности считается недостаточным.

По состоянию на середину 2019 года они осуществили конвоирование более 6600 судов различного назначения, половина из которых принадлежала иностранным государствам. Китайские корабли оказали помощь в освобождении от пиратов восьми, в отражении восьми и избежании преследования 43 судам. По сложившейся практике отряд ВМС НОАК в Аденском заливе включает два боевых корабля, одно судно комплексного снабжения, два вертолета и одно формирование специального назначения (численностью до 70 военнослужащих). Продолжительность боевой службы для кораблей составляет 3-4 месяца, судов комплексного снабжения – 6-8 месяцев. В настоящее время задачи по конвоированию судов в Аденском заливе и у побережья Сомали выполняет отряд китайских кораблей. В него входят сторожевые корабли «Линьи» (бортовой номер 547) и «Вэйфан» (бортовой номер 550) из состава 10-й бригады эскадренных миноносцев Северного флота, а также судно комплексного снабжения «Вэйшаньху» (бортовой номер 887) ВМС НОАК.

Таким образом, американскими специалистами отмечается, что командование НОАК уделяет серьезное внимание проведению мероприятий оперативной и боевой подготовки ВМС Китая в экстремальных погодных и географических условиях за пределами национальной территории, в том числе и в Аденском заливе. Представляется возможным также сделать следующие выводы и обобщения:

  1. Военно-политическое руководство КНР не исключает в будущем вооруженных конфликтов с участием Китая. Наиболее вероятными они могут быть на морских (океанских) театрах военных действий. Это обусловлено экономическим, внешнеполитическим и военным характером существующих угроз, возможными формами их проявления и возможными для Китая последствиями. В частности, стремительный рост ориентированной на экспорт китайской экономики достигается, главным образом, за счет внешнеторгового оборота, где ведущая роль принадлежит морской торговле (торговому судоходству). Постоянно растущий в Китае внутренний спрос на нефть, нефтепродукты и минеральное сырье удовлетворяется, в основном, за счет импорта. Почти 90% совокупного импорта нефти и нефтепродуктов доставляет в Китай танкерный флот. Большая часть экспортных и импортных перевозок и около 30% внутреннего грузооборота КНР осуществляется морским транспортом. Потому в настоящее время и в ближайшей перспективе задача обеспечения безопасности китайского торгового судоходства, разработки природных ресурсов океана будет приоритетной и являться одним из необходимых условий дальнейшего развития китайской экономики.
  2. В настоящее время у китайской стороны на фоне улучшения обстановки в Аденском заливе и у побережья Сомали наибольшее опасение вызывает активизация противоправной деятельности в Гвинейском заливе (Нигерия, Ангола, Экваториальная Гвинея и Демократическая Республика Конго). Пиратство в этом регионе затрудняет доставку углеводородов в Китай, что в свою очередь является серьезной угрозой энергетической безопасности КНР.

3.В целом, по оценке американских экспертов РУМО, в настоящее время ВМС НОАК становятся способными выполнять самые разнообразные задачи в различных районах мира. Так, возможность проводить патрулирование в Аденском заливе позволило не только продвинуть стратегию создания «океанского флота», но и поспособствовало получению китайскими военнослужащими ВМС опыта, который не может быть получен в прибрежных акваториях КНР. Это безусловно способствует повышению боеспособности китайских военно-морских сил и способности защищать национальные интересы Китая силовыми инструментами в «несвойственных» ранее для Поднебесной регионах.

 

Источники:

https://www.dia.mil/Portals/27/Documents/News/Military%20Power%20Publications/China_Military_Power_FINAL_5MB_20190103.pdf

 https://www.defense.gov/Newsroom/News/Article/Article/1732657/dias-china-military-power-report-details-leaders-strategy/

 https://media.defense.gov/2019/May/02/2002127082/-1/-1/1/2019_CHINA_MILITARY_POWER_REPORT.pdf

 https://nationalinterest.org/blog/buzz/report-defense-intelligence-agency-has-found-china-even-more-ready-invade-taiwan-79766

 https://www.realcleardefense.com/articles/2019/08/13/china_may_set_its_navy_on_course_for_the_persian_gulf_114662.html

 http://www.xinhuanet.com/english/2019-08/29/c_138348595.htm

 https://thediplomat.com/2018/12/china-dispatches-new-naval-fleet-for-gulf-of-aden-escort-mission/

 http://www.chinadaily.com.cn/a/201904/19/WS5cb9a617a3104842260b73c6.html

 https://www.egypttoday.com/Article/2/74333/China-sends-new-naval-fleet-for-escort-mission-in-Gulf

 https://harvardpolitics.com/world/prcnavy/

https://www.reuters.com/investigates/special-report/china-army-navy/

https://news.usni.org/2019/05/15/former-navy-intel-officer-chinese-navy-very-competent-getting-better

https://www.npr.org/2019/09/18/761831560/china-is-the-u-s-s-top-intelligence-threat-american-officials-say

Примечание:

Разведывательное управление министерства обороны (РУМО) США –главный орган военной разведки США, создан в 1961 году на базе Объединенного разведывательного комитета. РУМО имеет статус автономного агентства министерства обороны, действует под руководством министра, которое тот осуществляет при помощи Объединенного комитета начальников штабов. РУМО руководит деятельностью разведывательных управлений министерства армии, ВМС, ВВС, компетенция которых все больше сокращается, планирует их работу, распределяет между ними обязанности и организует сбор информации.  РУМО руководит разведывательными отделами штабов объединенных и специализированных командований (в Европе, на Тихом океане, на Аляске, в Центральной и Южной Америке), ударного командования и командования стратегической авиации. В ведении РУМО находится также воздушно- космическая разведка и руководство деятельностью военных, военно-морских и военно-воздушных атташе за границей. При РУМО имеется совет научных консультантов, руководитель которого одновременно является помощником министра обороны по разведке. Совет координирует деятельность органов военной разведки, контролирует их расходы и дает по этим вопросам рекомендации министру обороны.

52.23MB | MySQL:103 | 0,461sec