Алжирские власти закрывают христианские церкви

Алжирские власти усиливают давление против христиан на своей территории. В течение года власти АНДР закрыли на своей территории 12 христианских храмов. В конце 2018 – начале 2019 г. были закрыты три церкви в вилайе Оран. Остальные опечатали в вилайях Беджайя и Тизи-Узу в течение сентября – октября текущего года.

Процесс закрытия происходил следующим образом: власти данных вилай принимали решения, которые выполняли на местах силовики, которые всякий раз жестоко разгоняли мирные митинги протеста.

Правозащитники считают это «серьезным посягательством на свободу вероисповедания и нарушением Конституции страны». Они напоминают о содержании статьи Основного закона 42, «запрещающей любое посягательство на свободу вероисповедания и гарантирующей его свободное осуществление», а также указ 03 06 от 28 февраля 2016 г., определяющий условия отправления немусульманских культов, соблюдаемых христианской общиной Алжира. Несмотря на это, административные органы нарушили эту свободу и попрали Конституцию и закон, а также прерогативы законодательной власти, поскольку церкви не могут быть закрыты без решения суда, как это происходит сейчас, когда выносятся административные решения».

Соответственно, христиане при поддержке правозащитников требуют «повторного открытия церквей, чтобы позволить немусульманским гражданам свободно осуществлять свое богослужение».

Известно, что алжирские власти намереваются продолжить практику закрытия церквей и только в одной провинции Тиза-Узу могут быть опечатаны в ближайшее время еще девять христианских храмов.

Глава Протестантской церкви Алжира (EPA) и пастор в Тизи Узу Салах Эддин Челлах в этой связи распространил видеозаписи, из которых следует, что представители алжирских служб безопасности при закрытии храмов применили силу против верующих.

Причем, согласно данным ряда источников, в некоторых случаях речь шла о насильственном прерывании полицией и жандармерией служб и вытеснения присутствовавших на них людей за пределы закрываемых церквей.

Салах Эддин Челлах выразил серьезную «обеспокоенность этой ситуацией, потому что мы не знаем, как далеко она зайдет».

В своих заявлениях относительно случившегося руководство EPA утверждает, что закрытие происходит под необоснованным предлогом отсутствия разрешения властей на работу церквей».

Так, по данным ее представителей, они всякий раз перед открытием церквей подают соответствующие запросы в МВД, как того требуют алжирские законы, которые всякий раз остаются без ответа.

Причем Национальная комиссия по культам, создание которой предусмотрено законом 2006 г., регулирующем немусульманское богослужение, так и не была ни разу собрана».

Соответственно, решать вопросы функционирования христианских церквей в стране оказывается некому. Но при этом в ней моментально находятся исполнители для их закрытия, хотя параллельно с 1974 г. деятельность той же Протестантской церкви в Алжире является легальной.

Сами же власти страны заявляют, что «речь идет о наведении порядка в очень чувствительном секторе, затрагивающем религиозную практику» и якобы борьба ведется с незаконными движениями, враждебными алжирским устоям.

При этом речь идет преимущественно о нападках на христиан в национальных берберских районах, что лишь подогревает недовольство их населения, представители которого напоминают, что власти АНДР в своих действиях прикрываются стремлением не допустить «размывания алжирской идентичности чуждыми влияниями».

Менее года назад алжирский министр по делам религии Мухаммед Айсса заявил, что он будет бороться путем закрытия в отношении превращения «мест отправления культа в образовательные учреждения, жилые или коммерческие помещения, самочинно преобразованные в таковые, которые по смыслу закона не являются храмами».

Правда, однако, в отношении тех же салафитов, влияние которых в стране в последние годы в результате активной работы саудовских проповедников выросло, и чьи молельные дома встречаются в Алжире все чаще, это практически не распространяется.

Зато ранее министр по делам религии называл евангелические протестантские церкви «опасными» для страны.

Чем же было вызвано подобное отношение? Заметим, что из-за усиливающегося давления многие алжирские христиане предпочитают не заявлять официально о своей религиозной принадлежности.

Причем по данным на 2009 г., доля христиан в стране не превышала 2% по самым оптимистичным оценкам. Всего в Алжире на тот момент постоянно проживали 45 тысяч католиков и 10 тысяч протестантов.

Однако сейчас ситуация резко изменилась: если пропорция католических верующих спустя 10 лет осталась на том же уровне, то, по данным протестантских источников, их паства выросла в десятки раз благодаря активному прозелитизму среди мусульман-суннитов особенно в национальных регионах.

По разным оценкам, сегодня в Алжире насчитывается от 45 тысяч до 380 тысяч христиан-протестантов. Причем их доля в берберских районах выросла до 5%.

И это явление, свидетельствующее о размывании алжирской суннитской массы, становится все более очевидным и не только на примере протестантского миссионерства, но и шиитского, и салафитского прозелитизма.

В связи с этим алжирские власти и пытаются бороться с их популярностью. Однако преимущественно борьба ведется не против мусульманских течений, а с протестантами. Что и неудивительно – они воспринимаются нелояльным прозападным элементом.

Заметим, что существующие алжирские законы прямо не запрещают ведение миссионерской работы, но с другой стороны, в АНДР с 2006 г. действует закон, согласно которого прозелитизм среди суннитов карается уголовным преследованием и тюремным сроком до пяти лет.

Учитывая то, что под него можно подвести практически любого алжирского христианина, не являвшегося таковым при рождении, представители местной протестантской общины предпочитают все чаще отправлять свои богослужения на дому. И последние события только усилят это стремление, вынуждая их все глубже уходить в «катакомбы».

А это, в свою очередь, может вызвать к ним дополнительное внимание служб безопасности.

Таким образом, давление отмечается лишь в отношении представителей протестантов, тогда как католиков не трогают. Это во многом обусловлено тем, что они не были замечены в наращивании миссионерства в столь серьезных объемах.

Впрочем, такими решениями алжирские власти уже очень сильно подставились – кадры с разгонами христианских служб и митингов протестов попали в интернет и, разумеется, это будет использовано против них на Западе, особенно в США, откуда традиционно и поддерживается протестантизм.

В результате Алжир рискует «скатиться» в «демократических» рейтингах Вашингтона на уровень Пакистана и прочих стран, в которых христиане и вообще религиозные меньшинства подвергаются преследованиям.

Как представляется, наряду со многими сомнительными политическими и экономическими решениями такие действия властей АНДР способны еще больше понизить к ним лояльность Запада и особенно Вашингтона.

62.82MB | MySQL:102 | 0,577sec