Об изменениях в военно-политической обстановке на Ближнем Востоке и в Северной Африке (21 — 27 октября 2019 года)

Наиболее важные события в регионе на минувшей неделе происходили в Сирии, Ираке и Ливане. 22 октября по итогам переговоров президентов России и Турции В. Путина и Р. Т. Эрдогана был согласован Меморандум по урегулированию ситуации на северо-востоке Сирии. В Ираке вновь вспыхнули, а в Ливане продолжались массовые антиправительственные выступления. Президент США Д. Трамп 27 сентября объявил, что американские военные в ходе спецоперации в сирийской провинции Идлиб уничтожили главаря «Исламского государства» (ИГ, запрещено в РФ) А. Б. аль-Багдади.

Переговоры с президентом Р. Т. Эрдоганом в Сочи позволили выйти на судьбоносные решения по Сирии, заявил В. Путин. Согласованный сторонами Меморандум по урегулированию ситуации на северо-востоке Сирии декларирует необходимость сохранения территориальной целостности Сирии. Было заявлено, что в течение 150 часов (начиная с 12.00 23 октября) курдские формирования «Сил народной самообороны» (СНС) выйдут за пределы 30-километровой зоны на сирийско-турецкой границе. После этого начнется турецко-российское патрулирование к западу и востоку от места проведения операции «Источник мира». Совместное патрулирование будет осуществляться на сирийских территориях глубиной 10 км от границы с Турцией. Москва и Анкара создадут совместный механизм мониторинга и верификации соблюдения совместного меморандума по Сирии. Операция турецкой армии «Источник мира» на северо-востоке Сирии прекращается, дальнейшее развитие событий зависит от того, насколько успешно удастся осуществить отвод курдских военизированных формирований. Нынешний статус-кво в районе операции «Источник мира» между городами Тель-Абьяд и Рас Аль-Айн будет сохранен. Р. Т. Эрдоган особо подчеркнул, что силы СНС будут выведены из городов Телль-Рифаат и Манбидж, а турецкие власти будут следить за тем, чтобы сирийские курды не смогли «переодеться» в форму правительственной армии Сирии. Москва и Анкара будут вместе содействовать безопасному и добровольному возвращению беженцев в Сирию. Стороны заявили, что ситуация на северо-востоке САР не должна препятствовать началу работы сирийского Конституционного комитета. По окончании переговоров в Сочи В. Путин провел телефонный разговор с президентом Сирии Б. Асадом и проинформировал его о положениях Меморандума о взаимопонимании. Асад поблагодарил Путина, заявил о своей полной поддержке результатов работы. Коалиция «Силы демократической Сирии» (СДС), основу которой составляют курдские формирования, полностью приняла условия договоренностей, достигнутых в Сочи между РФ и Турцией, и приступила к отводу своих сил от сирийско-турецкой границы. СДС обратилась к России с призывом «выполнить свои обязательства и обеспечить конструктивный диалог между сирийскими курдами и центральным правительством в Дамаске».

23 октября Россия и Турция приступили к реализации положений совместного меморандума. Российская военная полиция выдвинулась на северо-восток Сирии к территориям, которые граничат с зоной турецкой операции «Источник мира» и начала патрулировать назначенные районы. Подразделения сирийской армии заняли позиции вдоль трассы, связывающей города Хасеке и Алеппо на севере Сирии. Министр обороны РФ С. Шойгу провел 23 октября переговоры с главнокомандующим СДС М. Абди. Стороны обсудили ход выполнения курдской стороной мероприятий в рамках договоренностей, достигнутых в Сочи. Абди поблагодарил Россию и В. Путина «за сохранение в безопасности курдского народа». Россия дополнительно перебросила в Сирию 279 военных полицейских и технику для выполнения задач в 30-км зоне на сирийско-турецкой границе. Подразделения сирийской армии продолжают развертывание на линии соприкосновения с ВС Турции.

Президент Р. Т. Эрдоган заявил, что если США или Россия не выполнят свои обещания в соответствии с принятыми соглашениями, Турция продолжит реализацию своих планов на севере Сирии. Также Анкара начнет новую операцию и освободит северо-восток Сирии от курдских формирований в случае, если они останутся в приграничной с Турцией зоне безопасности.

В приграничной зоне к востоку от Евфрата обстановка в целом стабилизируется. Вместе с тем, поступают сообщения о боестолкновениях турецкой армии и протурецких формирований сирийской оппозиции с курдскими силам, а также между сирийской армией и протурецкими отрядами.

В связи с приостановкой турецкой операции «Источник мира» в Сирии Минфин США исключил из санкционного списка турецкие министерство обороны и Министерство энергетики и природных ресурсов, их руководителей Х. Акара и Ф. Донмеза, а также главу МВД Турции С. Сойлу. В то же время президент Д. Трамп заявил, что США введут санкции против Турции в случае, если вооруженные силы этой страны откроют огонь по отрядам курдов, покидающих зону безопасности на севере Сирии.

США намерены оставить нефтяные месторождения на северо-востоке Сирии под своим контролем и охранять их от боевиков ИГ, сообщил президент Д. Трамп. Поэтому в этом районе останется американский военный контингент. Трамп обещал сирийским курдам, что американские войска надолго останутся на северо-востоке Сирии, заявил 24 октября главнокомандующий коалиции СДС М. Абди после телефонного разговора с Д. Трампом. Анкара направила США ноту о неприемлемости любых контактов с М. Абди, которого в Анкаре считают главарем курдских террористов. Сообщается, что американские военные начали прибывать из Ирака в сирийскую провинцию Дейр-эз-Зор для охраны нефтяных месторождений. Тем временем Минобороны России показало доказательства американской контрабанды нефти с нефтяных месторождений, расположенных на территории восточной Сирии.

США призывают Турцию к осторожности при соглашениях с РФ по Сирии и пристально следят за действиями Москвы, заявили в американской администрации. США также стремятся к сохранению хороших отношений и с Турцией, и с сирийскими курдами, и будут работать с обеими сторонами.

МИД Турции решительно отверг резолюцию Европарламента о санкциях против Анкары из-за операции «Источник мира» и назвал позицию Европы ошибочной и предвзятой, а президент Р. Т. Эрдоган пригрозил странам Европы открыть границу для сотен тысяч сирийских беженцев.

26 октября состоялся телефонный разговор между главами внешнеполитических ведомств России и США С. Лавровым и М. Помпео «Обсуждалась обстановка в Сирии. С российской стороны акцентировалась необходимость воздерживаться от шагов, подрывающих суверенитет и территориальную целостность этой страны».

Обстановка в Ираке вновь резко обострилась. В конце минувшей неделе в Багдаде и южных провинциях страны вспыхнули массовые антиправительственные выступления и беспорядки. Их участники требуют отставки правительства А. А. Махди и проведения новых парламентских выборов. Демонстранты протестуют против ухудшения условий жизни, роста безработицы и коррупции в органах власти. В ряде случаев выступления проходят под антииранскими лозунгами. Во многих провинциях протестующие жгут здания местных администраций и госучреждений, политических партий и шиитских военизированных формирований. Из-за этих действий пострадало более 80 правительственных учреждений, партийных штабов и объектов частной собственности. Власти ввели комендантский час в семи южных провинциях. Сообщается о 63 погибших и примерно 2600 раненых. О своей поддержке требований протестующих заявил влиятельный шиитский политики и религиозных деятель М. ас-Садр. Он призвал кабинет уйти в отставку, а его парламентский блок «Саирун» объявил о переходе в оппозицию в Совете представителей «вплоть до выполнения законных требований демонстрантов». В целом, несмотря на прилагаемые усилия, иракским властям не удается пока «купировать народное недовольство».

Массовые антиправительственные выступления не прекращаются в Ливане. Их участники выражают недоверие «всей правящей элите страны» и заявили о неприемлемости антикризисного плана, одобренного 21 октября кабинетом С. Харири, как заведомо невыполнимого. Манифестанты добиваются ухода кабинета в отставку и проведения досрочных парламентских выборов. Отвергли манифестанты и призыв к диалогу с властями, прозвучавший 24 октября в речи президента страны М. Ауна. Отметим, что шиитские активисты, сторонники движения «Аль-Мустакбаль», которое возглавляет Харири, и пропрезидентского Свободного патриотического движения в общих манифестациях не участвуют и провели собственные демонстрации. Характерно, что власти не принимают жестких мер по отношению к участникам протестных акций. Правительство Ливана заявило, что не собирается вводить чрезвычайное положение в стране из-за акций протеста. Однако власти считают недопустимым перекрытие автотрасс на въездах в столицу и крупные города. Для обеспечения безопасности и разблокирования автотрасс правительство широко использует армию. Имели место столкновения демонстрантов с военными при разблокировании дорог. В целом, по оценке политических наблюдателей, для нынешних событий в Ливане показателен межобщинный характер демонстраций, в которых «христиане и мусульмане, шииты, сунниты и друзы размахивали ливанскими национальными флагами, а не партийными лозунгами, обычно выставляемыми на демонстрациях».

21 октября премьер-министр Израиля Б. Нетаньяху вернул президенту страны Р. Ривлину мандат на формирование правительственной коалиции по итогам выборов 17 сентября, «так как не смог этого сделать». 23 октября Р. Ривлин вручил лидеру центристского блока «Кахоль-лаван» Б. Ганцу мандат на формирование кабинета министров. Б. Нетаньяху призвал 27 октября к формированию широкого правительства национального единства по итогам последних выборов в Кнессет.

Власти Судана подписали 21 октября соглашение о полном прекращении военных действий с Суданским революционным фронтом, который объединяет ряд действующих против Хартума вооруженных группировок.

23 октября в рамках саммита «Россия – Африка», прошедшего в Сочи, президент России В. Путин провел встречу с председателем Суверенного совета Судана А. Ф. Бурханом. Российский президент заявил, что наша страна будет оказывать поддержку Судану для нормализации внутриполитической ситуации в стране и настаивать на том, чтобы подходы международного сообщества к суданской проблеме носили непредвзятый и объективный характер. Обсуждались также вопросы военно-технического сотрудничества.

Египет рассматривает Россию как надежного партнера в Африке и надеется на ее участие в инфраструктурных проектах и в развитии энергетики, заявил президент АРЕ А. Ф. ас-Сиси на встрече в Сочи с В. Путиным. Президент России заявил, что отношения Москвы и Каира развиваются успешно. Обсуждались вопросы военно-технического сотрудничества. Путин выразил готовность оказать Египту и Эфиопии содействие в решении проблемы, связанной с плотиной «Возрождение», сооружаемой в Эфиопии. В Сочи по итогам встречи президента АРЕ А. Ф. ас-Сиси и премьер-министра Эфиопии А. Ахмеда две страны договорились о немедленном возобновлении работы технической комиссии по проблемной плотине. Было заявлено, что «техническая комиссия будет стремиться выработать окончательную концепцию по правилам заполнения водохранилища и эксплуатации плотины».

23 октября король Саудовской Аравии Сальман назначил нового министра иностранных дел страны. Пост главы МИД КСА занял Фейсал бен Фархан бен Абдалла. Королевским указом бывший глава ведомства И. аль-Асаф освобожден от занимаемой должности.

США призывают других членов НАТО в свете напряженности в отношениях с Ираном рассмотреть возможность отправки в КСА систем ПВО и других сил и средств, заявил 24 октября глава Пентагона М. Эспер.

25 октября на саудовскую авиабазу «Принц Султан» прибыли американские стратегические бомбардировщики B-1B «Лансер».

Правительство Йемена достигло соглашения с сепаратистами из «Южного переходного совета». Оно подразумевает создание правительства, в состав которого войдут 24 министра, в равных долях представляющие северные и южные провинции Йемена.

 

Приложение

О военно-морских силах Турции

Военно-морские силы Турции (52 тыс. человек) являются самостоятельным видом национальных вооруженных сил и предназначены для решения следующих основных задач: (1) ведения боевых действий на морских театрах военных действий с целью уничтожения группировок противника в море и базах, нарушения его коммуникаций (как самостоятельно, так и в составе группировок объединенных ВМС НАТО); (2) защиты собственных морских коммуникаций (до 90% внешней торговли страны осуществляется морем); (3) содействия сухопутным войскам в операциях на приморских направлениях; (4) высадки морских десантов и отражения десантов противника; (5) обеспечения охраны и обороны морских портов; (6) участия в операциях по противодействию терроризму, незаконному обороту оружия и наркотиков, контрабанды, а также в борьбе с браконьерством и незаконной миграцией; (7) участия в международных миротворческих и гуманитарных операциях или проведению их самостоятельно.

Новой задачей турецких ВМС стало обеспечение энергетических интересов страны в Восточном Средиземноморье в споре за раздел газовых месторождений вокруг острова Кипр, на которые претендует Республика Кипр «при политической поддержке Запада и экономической поддержке международных ресурсных корпораций», и находящаяся под протекторатом Турции непризнанная Турецкая Республика Северного Кипра (ТРСК). В интересах решения этой задачи на территории ТРСК создается турецкая военно-морская база. По оценке политических наблюдателей «созданием постоянной базы на Кипре, Турция превращает борьбу за энергоресурсы в Средиземноморье в новую фазу – от конкуренции к военно-морскому соперничеству».

Организационно ВМС состоят из шести командований: военно-морского флота, Северной и Южной военно-морских зон, войск береговой обороны, морской пехоты и учебного. Зона ответственности командования Северной военно-морской зоны (штаб в Стамбуле) включает в себя Мраморное море, проливы Босфор и Дарданеллы, районы Черного моря вдоль побережья Турции. Она разделена на три военно-морских района: Босфорский, Дарданельский и Черноморский. В зону ответственности командования Южной морской зоны (Измир) входят районы у берегов Турции в Эгейском и Средиземном морях. Зона разделена на два района: Средиземноморский и Эгейский. Высшим соединением турецких ВМС является флотилия однородных сил. Всего имеется шесть флотилий: боевая (фрегаты), подводных лодок, ракетных катеров, минная, патрульных кораблей и десантная. Каждая флотилия состоит из 2-5 дивизионов кораблей (катеров). Кроме того, имеются дивизионы вспомогательных судов, группа разведывательных кораблей, база морской авиации и кораблестроительный завод.

Командующий ВМС подчинен непосредственно начальнику Генштаба ВС Турции. Штаб военно-морских сил находится в Анкаре. Турецкий флот имеет разветвленную систему базирования. Главная военно-морская база (ВМБ) – Гельджюк (Мраморное море), наиболее крупные ВМБ – Стамбул, Эрегли (Черное море), Измир (Эгейское море), Мерсин и Искандерун (обе на Средиземном море). В оперативном подчинении командующего ВМС находится береговая охрана (1,1 тыс. человек, более 80 патрульных катеров, 3 базовых патрульных самолета и 8 вертолетов).

Корабельный состав флота представлен 88 боевыми кораблями, 73 боевыми катерами и 83 вспомогательными судами. Большинство боевых кораблей, в том числе все подводные лодки, построено за рубежом – в США, Германии и Франции. Растет число кораблей национальной постройки.

Ударную силу ВМС Турции составляют фрегаты (18), подводные лодки (13, все неатомные, из них 8 пр. 209 оснащены ПКР «Гарпун») и ракетные катера (24). Главным оружием фрегатов являются ПКР «Гарпун», зенитные и противолодочные ракетные комплексы. Кроме того, в составе ВМС имеется 6 корветов, 19 минных тральщиков, 3 минных заградителя, 29 танко-десантных кораблей, сторожевые и десантные катера, катера-тральшики. По своим боевым возможностям турецкие подводные лодки уступают израильским, которые оснащены крылатыми ракетами дальнего действия, способными поражать наземные цели.

Морская авиация (1 тыс. человек) имеет на вооружении 13 базовых патрульных и учебных самолетов, 21 противолодочный вертолет, поисково-спасательные вертолеты. Турецкая морская авиация не имеет на вооружении ударных самолетов. Для действий в интересах флота выделяются авиационные подразделения из состава ВВС. Регулярно проводятся учения и другие мероприятия по отработке взаимодействия сил флота и ВВС.

Морская пехота (6,6 тыс. человек) представлена бригадой (3 тыс. человек), отдельными батальонами и двумя отрядами боевых пловцов. Силы береговой обороны (6,3 тыс. человек) включают в себя 4 батареи противокорабельных ракет «Пигвин» (3) и «Гарпун» (1), артиллерийские и зенитные артиллерийские дивизионы.

Для турецких ВМС характерно постоянное наращивание и совершенствование своих возможностей. Основными направлениями развития ВМС определены: обновление корабельного состава, повышение возможностей флота по маневрированию, противоминной, противолодочной и противовоздушной обороне, внедрение современных АСУ и разведки, обеспечение эффективного контроля надводной и подводной обстановки, совершенствование тактики боевого применения сил флота, морской авиации и морской пехоты, совершенствование организационно-штатной структуры и системы материально-технического обеспечения.

Техническая модернизация ВМС осуществляется в рамках перспективного плана модернизации турецких ВС «Стратегия и политика в военно-промышленной отрасли на период до 2020-2025 годы». В настоящее время действует план строительства национальных ВМС на период 2017-2023 гг. В ближайшие годы планируется заменить или модернизировать большинство кораблей и судов. Предусматривается постепенный отход от заказов на строительство за рубежом боевых кораблей и импорта корабельных систем. Отметим, что Турция на сегодняшний день располагает развитой судостроительной промышленностью, но ряд кораблей строится за рубежом. Помощь в проектировании, постройке, техническом оснащении и вооружении кораблей и катеров оказывают главным образом Германия, Швеция, Норвегия, США и Южная Корея. Турецкие судостроители реализуют совместные проекты, в рамках которых головной корабль определенного типа строится за рубежом, а остальные – по лицензии в Турции.

К числу наиболее перспективных проектов по техническому переоснащению и модернизации флота относится постройка корветов по проекту «Милгем», предназначенных для противолодочной обороны, разведки и патрулирования. Всего намечено построить 12 кораблей этого проекта. Предусматривается строительство по лицензии шести подводных лодок нового типа. Ведется постройка универсального десантного корабля проекта «Алтай» (должен быть введен в строй в 2011 г.), серии новых тральщиков-искателей мин и патрульных катеров. Планируется усилить ПВО баз, и других береговых объектов, развернуть новые мобильные батареи ПКР. Будет происходить обновление и наращивание парка самолетов и вертолетов морской авиации. Повышенное внимание уделяется созданию отвечающих современным требованиям систем управления силами флота и оружием, особенно тех, которые позволяют эффективно противостоять ассиметричным угрозам (системы раннего обнаружения и предупреждения, системы контроля морских границ и др.). Разрабатываются новые образцы вооружения для кораблей и катеров.

В то же время экономические проблемы, финансовые трудности и сложности внешнеполитического характера затрудняют реализацию программ развития и усиления национальных ВМС.

ВМС Турции участвуют в коалиционных военных (в рамках НАТО), миротворческих и гуманитарных операциях. Национальная военно-морская стратегия предусматривает значительное расширение операционной зоны турецких ВМС. Так, турецкие боевые корабли и суда обеспечения несут постоянное боевое дежурство в Красном море, Аденском заливе, Аравийском море и смежных областях. Особое внимание командование ВМС уделяет охране и обороне проливной зоны Босфор — Дарданеллы.

В феврале-марте 2019 г. ВМС Турции провели крупнейшие за историю страны учения Mavi Vatan-2019 («Голубая родина-2019»). Учения впервые проведены в акваториях сразу трех морей – Чёрного, Эгейского и Средиземного. В них участвовали 20 тыс. военнослужащих, 103 корабля и катера, самолеты и вертолеты морской авиации, надводные и подводные платформы, системы программного обеспечения, системы боевого управления, морской спецназ и десантники. Объявленная цель мероприятия — повышение уровня подготовки и слаженности действий соединений и частей ВМС Турции. В ходе учений был отработан ряд сценариев на море, а также апробированы новые образцы техники и боеприпасов собственного производства.

43.97MB | MySQL:87 | 0,831sec