О позициях партии «Хизбалла» в контексте продолжающегося социально-политического кризиса в Ливане

Мощный социально-политический кризис, разразившийся в Ливане после резкого ухудшения экономической ситуации в стране, не прекращается и набирает новые обороты. В последних по времени протестных выступлениях по всей стране приняли участие около миллиона человек (четверть населения Ливана), что позволяет сравнить их с протестами в мае 2005 года, которые привели к выводу сирийских войск из Ливана. Одним из крупных центров протеста стал город Триполи на севере страны с преимущественно суннитским населением, когда-то названный «ливанским Кандагаром» по причине засилья салафитских группировок, однако сейчас радикальные исламисты практически не участвуют в руководстве протестами.

Экономические причины, породившие кризис, продолжают оставаться в силе и оказывать влияние на ситуацию. В течение последней недели все ливанские банки были закрыты. Как заявила Ассоциация ливанских банков: «Банки будут открыты, когда нормальная ситуация восстановится».  Базирующийся в Дубае экономист Насер Саиди считает, что закрытие ливанских банков было ошибкой. «Когда вы закрываете банки, вы создаете кризис доверия, так как люди утрачивают доступ к своим депозитам. Когда банки откроются, есть риск, что вкладчики ринутся в них и станут снимать деньги со счетов», — отмечает экономист. По его мнению, «Люди боятся контроля за капиталами. В Бейруте почти невозможно сейчас обменять лиры на доллары, и создается параллельный черный рынок обмена валюты». Необходимо отметить, что значительная часть ливанцев живет за счет переводов денег от родственников из-за рубежа. Объем данных переводов составляет около 1,5 млрд долларов в год. Поэтому невозможность получить доступ к счетам больно ударило по значительной массе населения. Точно так же попытка ввести плату за использование сети Whats App породило новую волну гнева, так как значительное количество ливанцев общалось с родственниками за границей, используя данную сеть. Еще одной непопулярной мерой, вызвавшей протесты, является ситуации с жилищными займами (ипотекой). В январе 2018 года ливанские банки при поддержке Banque du Liban объявили о дешевых кредитах на покупку жилья, часть из которых субсидировало государство, но  в марте текущего года без всякого объяснения причин закрыли эту программу, на которую было выделено 500 млн долларов (750 млрд лир).

Правительство страны изыскивает средства для борьбы с экономическим кризисом, но пока все ограничивается полумерами. Например, кабинет министров принял решение о снижении на 50% зарплаты министрам и депутатам парламента. Необходимо отметить, что зарплата министрам в Ливане выплачивается пожизненно, в том числе бывшим министрам. В относительном исчислении она является одной из самых высоких в мире  по отношению к доходам беднейших слоев населения. Даже дети бывших министров, по ливанскому законодательству, имеют большие финансовые и имущественные льготы. Однако одно уменьшение зарплат власть предержащих не сможет обеспечить государству 3 млрд долларов, необходимые для покрытия бюджетного дефицита. В свете требований протестующих повести истинную, а не показную борьбу с коррупцией, прокуратура страны возбудила уголовное дело против бывшего премьер-министра (2009-2011 годы) и одного из самых богатых людей Ливана Наджиба Микати. Он обвиняется в причастности к злоупотреблениям «Банка Ауди», входящего в тройку крупнейших ливанских банков, главным акционером которого является Микати.

Создается стихийное руководство митингами и демонстрациями («Джумхур аль-Мукаввама», «Общество сопротивления»), в котором немалую роль играют отставные военные, такие как генералы в отставке Сами Раммах и Андре Бу Маашер. При этом демонстранты продолжают выдвигать лозунги полной отставки правительства и проведения новых парламентских выборов. Двойственной остается роль ливанской армии, одного из немногих институтов, сохраняющих, согласно социологическим опросам, народное доверие. С одной стороны армия, по приказу командующего генерала Жозефа Ауна и по согласованию с премьер-министром Саадом Харири охраняет демонстрантов и пикетчиков от  насилия. Такие случаи имели место 21 октября в Бейруте и 23 октября в Набатии. 21 октября группа байкеров, которые, по информации некоторых ливанских СМИ, принадлежали к сторонникам движений «Хизбалла» и «Амаль» попытались проникнуть в бейрутский Даунтаун и устроить стычку с демонстрантами. Правда, позднее руководство «Хизбаллы» отрицало свою связь с этими боевиками. В то же время 24 октября президент Ливана Мишель Аун дал вооруженным силам приказ разблокировать дороги, перекрытые демонстрантами. 26 октября были слышны выстрелы в районе Беддауи в Триполи, где демонстранты отказывались это сделать.

На этом фоне важно проследить позицию различных политических партий и группировок Ливана и их отношение к происходящему. За то, чтобы оставить нынешний  кабинет министров у власти выступил лидер движения «Хизбалла» шейх Хасан Насралла. Его телеобращение к протестующим по каналу «Аль-Манар» оставило их разочарованными. Генеральный секретарь «Хизбаллы» сказал, что протесты могут выродиться в «хаос», «коллапс» и гражданскую войну и призвал сторонников своего движения, участвующих в демонстрациях, уйти с улиц. Насралла подчеркнул: «Протестное движение больше не является спонтанным. Ими руководят известные нам партии и политические силы, которые их финансируют. Ситуация в Ливане вошла в фазу иностранного вмешательства при поддержке местных сторон». Выразив уверенность в том, что «страну тащат в сторону гражданской войны», Хасан Насралла заявил о том, что он «боится за весь Ливан, а не только за сопротивление (т.е. «Хизбаллу» — авт.)». Он еще раз предостерег от погружения Ливана в вакуум власти, так как такой вакуум может быть очень опасен. «Мы не принимаем падения нынешнего президента и не принимаем отставки правительства, а также досрочных парламентских выборов», — отметил Насралла. Лидер «Хизбаллы» заявил о том, что не хочет новых парламентских выборов также потому что среди различных политических сил Ливана нет согласия по избирательному закону. «Вначале выберите своих представителей для того, чтобы они договорились по избирательному закону, а потом выбирайте парламент», — обратился Насралла к протестующим. Хасан Насралла также констатировал, что, несмотря на то, что большая часть рядовых ливанцев, участвующих в протестах, являются честными людьми, часть их лидеров финансируются ливанскими политическими  партиями и посольствами зарубежных стран. Ряд ливанских журналистов считает, что под этими партиями лидер «Хизбаллы» имел в виду, прежде всего, «Ливанские силы» Самира Джаджаа, пользующегося финансовой поддержкой со стороны Саудовской Аравии. Один из лидеров этой партии Камиль Абу Сулейман был замечен в среде митингующих. Одновременно руководство «Хизбаллы» не согласилось с планами реорганизации правительства, предложенными Саадом Харири. План включал в себя замену десяти министров правительства. Лидерам «Партии Бога» этот план не понравился, так как он включал в себя отставку с поста министра иностранных дел главного союзника Хасана Насраллы – Джебрана Басиля.

Такая политическая позиция «Хизбаллы» обусловлена несколькими причинами. Во-первых, руководство этого влиятельного шиитского движения действительно боится, что проамериканские и просаудовские силы действительно воспользуются хаосом и нестабильностью для того, чтобы подорвать позиции «Хизбаллы» и ее союзников. Во-вторых, руководство этой партии весьма обеспокоено тем, что политическая активность шиитов впервые проходит не в рамках деятельности «Хизбаллы» и «Амаль», а вполне независимо от партийных лидеров, что чревато потерей влияния среди шиитской базы. В-третьих, нынешнее протестное движение проходит под антикоррупционными лозунгами. В то же время «Хизбалла», несмотря на свою народную ориентацию, как и все статусные партии Ливана замешана в коррупции. Эта партия не принимала участие в «распиле2 бюджета и разворовывании государственных средств, но в то же время боевики «Хизбаллы» держат под контролем аэропорт Бейрута и несколько важнейших морских портов, извлекая выгоды от беспошлинного импорта важнейших товаров. Таким образом, как и другие партии и группировки, находящиеся внутри нынешней ливанской политической системы, «Хизбалла» также «повязана» коррупцией и не может не чувствовать солидарности с другими политическими силами.

52.22MB | MySQL:103 | 0,506sec