Об экономическом развитии эмирата Шарджа (ОАЭ)

Шарджа является третьим регионом ОАЭ по величине, численности населения и объему ВВП. Его площадь составляет 2 590 кв. км, или 3 % от страны, население – 160 тыс. человек без учета трудовых мигрантов из числа иностранных граждан (15 % населения ОАЭ), объемы ВВП в 2018 году достигли 26,5 млрд долл. США. Это единственный эмират, имеющий порты как на берегу Оманского залива, так и в Персидском заливе.

По данным правительства, в недрах Шарджи содержится менее 2 % от общего объема запасов нефти страны, что обуславливает высокую зависимость от федеральной помощи и более скромную экономическую роль по сравнению с Абу-Даби и Дубаем. Но при этом отрасли, не связанные с добычей и экспортом энергоносителей, формируют около 90% дохода региона, а эмират зачастую описывается как один из главных индустриальных центров страны: около 2/3 объема производства обрабатывающей промышленности ОАЭ приходится на Шарджу. Основным источником национального дохода является эксплуатация и продажа недвижимого имущества (19-22 % ВВП), обрабатывающая промышленность (16-20 %), торговля и сфера обслуживания (11-14 %), туризм (10 -12 %), строительство (менее 10 %), услуги финансового сектора (банки, страхование – менее 10 %), логистика (менее 10 %) и другие виды деятельности.

В период с 2001 до 2014 гг. ежегодные темпы роста экономики оценивались в 9 – 11 %, причем основным стимулом являлись предприятия обрабатывающей промышленности. В настоящее время показатель составляет 2 – 3 %.

Торговля и эксплуатация недвижимого имущества представляет собой стабильную и экономически устойчивую отрасль, хотя в 2017 и 2018 гг. наблюдались незначительные спады и рост доли незаселенного жилья по причине ухода катарских инвесторов и потребителей с рынка. Львиная доля приходится на жилую недвижимость, более 90% сделок заключается в отношении объектов, расположенных в городе Шарджа. Уровень заселенности арендуемого жилья составляет от 90 до 100 %, хотя в последние годы наблюдается тенденция к снижению стоимости при покупке и аренде. Преимущества эмирата обусловлены следующими факторами:

— географическое расположение, а именно близость к Дубаю;

— высокий уровень развития инфраструктуры и сферы обслуживания;

— более привлекательная цена при аренде и покупке недвижимости по сравнению с Дубаем. По этой причине жилье в Шардже пользуется популярностью у многих рабочих из Дубая, которые предпочитают экономить на аренде;

— репутация Шарджи как более строгого и консервативного с точки зрения соблюдения исламских традиций эмирата (например, ограничение на аренду для одиноких граждан в так называемых «семейных районах», наличие запрета на продажу алкоголя, более строгие требования к туристам и т.д.), что привлекает на этот рынок многих мусульман. Более 80% покупателей недвижимости – граждане государств-членов ССАГПЗ.

Вторая по значению сфера экономики Шарджи – обрабатывающая промышленность, которая начала развиваться здесь еще в 1960-е гг. благодаря самой развитой на тот момент логистической инфраструктуре в стране. Доходы формируются за счет сталелитейного производства и оборудования (32 %), химической продукции и пластика (20 %), деревообработки (17 %), производством стройматериалов (цемент, стекло, керамика – 12 %), целлюлозно-бумажной продукции (11 %), текстиля (8 %). Общее количество предприятий – более 2 тысяч, они представлены главным образом малыми и средними фирмами. Объемы инвестиций в развитие сектора составляют от 1,5 до 2 млрд долл. США в год, из них 70 – 80 % со стороны фондов и бизнес-структур ОАЭ, около 10 % — представители государств – членов ССАГПЗ (в основном Саудовская Аравия, Кувейт, до 2017 года Катар). Инвестиционная привлекательность для предприятий обрабатывающей промышленности обусловлена следующими факторами:

— географическое расположение;

— высокий уровень развития логистической инфраструктуры (наличие портов, аэропорта, удобное автомобильное сообщение с Дубаем);

— наличие свободных экономических зон Hamriyah Free Zone (HFZZA), Sharjah Airport International Free Zone (AIFZ), Sharjah Media City (SHAMS), U.S.A. Regional Trade Center (USARTC), Sharjah Publishing City Free Zone. Предприятия, которые ведут активность в этих зонах, освобождены от импортных и экспортных пошлин, НДС, а правительство эмирата компенсирует до 70 % от стоимости потребляемых коммунальных услуг. Основными зонами являются AIFZ и HFZZA.

AIFZ основана в 1995 году, численность предприятий и индивидуальных предпринимателей в ней составляет около 6 тыс., из них 60 % приходится на сферу торговли, 25 % — обслуживание (в т.ч. логитсика), 6 % — авиация, 9 % — легкая промышленность.

HFZZA основана в 1995 году, уступает AIFZ по объему производства, в ней ведут деятельность около 5 000 компаний, которые заняты преимущественно в капиталоемких отраслях (металлургия, электроника, машиностроение, производство строительных материалов). Расположена рядом с портом Эль-Хамрия.

Информации об объемах экспорта готовой промышленной продукции из Шарджи нет. На наш взгляд, значение может быть оценено в 1,5 – 2,5 млрд долл. США ежегодно. Основные виды товаров, вывозимые из эмирата: машины и оборудование, стройматиералы, сталелитейная продукция, пластик. Экспорт осуществляется в Саудовскую Аравию, Оман, соседние эмираты, Иран, Ирак, Кувейт, Индию.

Как со стороны чиновников, так и в прессе Шарджи и вообще ОАЭ в последние годы нередко звучат утверждения о расширении обрабатывающей промышленности в стране, что будет способствовать диверсификации экономики, созданию новых рабочих мест и т.д.

Оценивая дальнейшие перспективы развития промышленной индустрии Шарджи отметим, что некоторые достижения, опыт и репутация уже имеются. Привлечение новых инвестиций и расширение объемов экспорта тоже возможны, хотя главным инвестором, скорее всего, останется государство. Однако ждать существенного роста нет оснований: в условиях общего экономического спада и тенденциями как в ОАЭ, так и во всем регионе ССАГПЗ возможности по увеличению инвестиций и, что особенно важно, по расширению субсидирования ограничиваются. Кроме того, после EXPO 2020 следует ожидать и сокращения внутреннего спроса на продукцию обрабатывающей промышленности в ОАЭ, что тоже будет иметь негативный эффект. Сомнительна и инвестиционная привлекательность: к примеру, специалисты консалтинговой компании Hong Kong Means Business отмечают, что несмотря на все преимущества, себестоимость производства продукции в Шардже несопоставима с аналогичными показателями в странах АТР по причине более высокой стоимости рабочей силы (мигранты из стран Азии в ОАЭ получают больше чем многие рабочие в АТР).

По количеству иностранных туристов Шарджа (1,8 млн человек в 2018 году) существенно уступает Дубаю и Абу-Даби. Однако и эти цифры в значительной степени обусловлены близостью к Дубаю, многие посетители которого выбирают отели Шарджи по причине более низких цен и тихой обстановки. В 2015 году власти заявляли о намерении привлечь 10 млн туристов в 2021 году, однако сейчас очевидно, что эти цели не реалистичны.

Международный аэропорт Шарджи является третьим по величине в стране, география рейсов из этого пункта насчитывает 65 направлений, в аэропорту обслуживается 29 авиакомпаний, в том числе Air Arabia, штаб-квартира которой расположена в Шардже. Однако ее активность и возможности несопоставимы с Emirates и Etihad.

В эмирате функционируют 3 порта: Хаур-Факкан (Оманский залив), Эль-Хамрия и Халид-порт (Персидский залив).

Вместе с Эль-Фуджейрой Хаур-Факкан являются единственными портами ОАЭ на берегу Оманского залива, однако последний не обладает нефтеналивным терминалом, а обслуживает только грузовые и контейнерные перевозки. В качестве преимущества порта описывается возможность обслуживания экспорта и импорта страны, минуя Ормузский пролив, и некоторые логистические компании пользуются подобными услугами. Однако мощность контейнерного терминала (45 тыс. TEU) несопоставимы с портами Дубая и ограничивает возможности его использования для реэкспорта товаров из Шарджи. Эксплуатацию осуществляет Gulftainer Company Limited (Шарджа).

Порт Эль-Хамрия более важен для эмирата и страны в целом, так как обслуживает не только перевозку грузов общего назначения, но и экспорт углеводородов, обуславливает привлекательность свободной экономической зоны HFZZA, обслуживает экспорт и импорт Шарджи и частично Дубая. Является частью интегрированной системы DP World (Дубай), которая осуществляет его эксплуатацию.

Халид-порт в Шардже обслуживает грузы общего назначения, имеется контейнерный терминал, обслуживает потребности Шарджи и соседних эмиратов, эксплуатируется Gulftainer Company Limited.

Таким образом, наличие инфраструктуры, близость к Дубаю и широкая система государственного субсидирования позволяют эмирату Шарджа развивать экономические отрасли, не связанные с экспортом энергоносителей. Наличие производственной базы, привлекательность туристической индустрии, логистическая инфраструктура являются главными экономическими активами региона, обуславливают его инвестиционную привлекательность. Вместе с тем, все они широко опираются на поддержку со стороны государства, а их развитие в значительной степени зависит от соседнего эмирата Дубай. Несмотря на широкие финансовые возможности, объемы частного капитала, привлеченного для развития промышленности, остаются более скромными, тогда как основным инвестором является государство. Ввиду этого, рассматривать обрабатывающую промышленность Шарджи как потенциальную замену нефтегазовой отрасли страны пока преждевременно, а наличие у ОАЭ доходов от экспорта углеводородов в конечном счете будет ключевым фактором для развития эмирата в обозримой перспективе.

52.25MB | MySQL:103 | 0,484sec