О китайско-пакистанском сотрудничестве в области транспорта

Транспортное сообщение между КНР и Пакистаном

Устойчивое транспортное сотрудничество между государствами, а именно авиационные перевозки, являются залогом развития торгово-экономических связей, особенно в условиях недостаточного развития наземной  транспортной сети. Именно последнее обстоятельство характерно для китайско-пакистанского торгово-экономического сотрудничества, поскольку единственная высокогорная автомобильная дорога, известная как «Каракорумское шоссе» (неофициальное название «Дорога 88 героев») не позволяет перевозить значительные объемы грузов в силу пропускных способностей, которые продиктованы географическими и метеорологическими условиями.

Как известно, строительство этой транспортной артерии было связано с серьезными происшествиями, повлекшими смерти среди строителей. Только в КНР похоронено 88 человек, потери пакистанских строительных отрядов установить не представляется возможным.

Обозреватели китайских политических и экономических изданий также пристально наблюдают, как за работами по расширению «Каракорумского шоссе», так и за переговорным процессом между Исламабадом и Пекином по строительству высокоскоростной железной дороги. Перспективная ж/д свяжет два государства и позволит перевозить грузы со средней скоростью 120 км/ч. Пассажирские составы смогут двигаться на скоростях от 160 до 200 км/ч, что позволит радикально сократить время в пути.

Следует отметить, что китайские строители планируют создать на территории Пакистана сеть высокоскоростных железных дорог, связывающих ключевые населенные пункты между собой и с КНР. Как известно, переговорный процесс на высшем уровне по вопросу о строительстве высокоскоростной ж/д затянулся более чем на 10 лет по причине внутренней политической нестабильности в Пакистане и, как следствие, очевидно нежелание официального Пекина рисковать значительными финансовыми ресурсами. Однако, в рамках визита премьер-министра Пакистана Имран Хана в Пекин в период с 8 по 10 октября 2019 г. были подписаны документы, которые представляют собой основу договоренностей по строительству высокоскоростной ж/д.

Как уже было отмечено выше в современных условиях, основным средством перевозки пассажиров из Пакистана в КНР и обратно остается авиационный транспорт, а именно рейсы гражданских авиационных компаний China Airlines, China Southern Airlines и Pakistan International Airlines. Указанные компании выполняют регулярные полеты из Пекина, Урумчи, Чэнду и Гуанчжоу в Исламабад, Лахор и Карачи. Вполне естественно, что основную массу перевозок выполняют именно китайские компании, поскольку обладают большим количеством воздушных судов.

Пассажиры из таких крупных торгово-экономических центров Китая, как Шанхай, Чжэнчжоу, Иу, Ханчжоу вынуждены добираться до Пакистана с несколькими пересадками. Известно, что Управление гражданской авиации КНР оказывает поддержку Pakistan International Airlines в вопросах организации авиационных перевозок по маршруту Лахор-Исламабад-Пекин-Токио.

Одновременно с пассажирскими перевозками китайские логистические компании, обладающие собственными грузовыми воздушными судами, развивают сектор транспортировки грузов. Так, известная компания YTONG, которая располагает грузовыми самолетами «Боинг»-757F, 737-800BCF, 767-300ER, с сентября 2019 г.  осуществляет регулярные полеты из аэропортов г.Куньмин (пров. Юньнань), г.Шанхай и г.Урумчи (Синьцзян-Уйгурский автономный район) в направлении на Карачи и Исламабад.

Достоверно известно, что поддержку компании YTONG на пакистанском направлении оказывают Управление гражданской авиации КНР, правительства провинций и управляющие компании китайских аэропортов – предоставляют погрузочную технику и необходимые складские помещения (в т.ч. холодные склады). Основную часть грузов составляют фрукты из Пакистана и предметы ручных промыслов, а из КНР по воздушным коридорам перевозят электронику и дорогостоящее электрооборудование.

 

Строительство новых аэропортов в Пакистане

Одновременно с постоянным расширением сотрудничества в области организации воздушного движения и перемещения пассажиров и грузов китайская сторона достаточно активно содействует властям Пакистана в реализации плана по модернизации действующих и строительству новых воздушных гаваней, которые позволят привлечь потоки туристов, а также бизнесменов из других стран. По данным китайских источников, официальный Исламабад еще в 2003 г. приступил к разработке данного плана, поскольку уже на тот момент было сформировано четкое понимание о загруженности действующих аэропортов, которые просто не справляются с потоком туристов и грузов. Тендеры на модернизацию и строительство аэропортов начали разыгрывать с 2013 г.

Основную часть подрядов в Пакистане получило Третье управление Китайской национальной строительно-инженерной корпорации (англ. аббревиатура CSCES), которое успешно выполнило строительство нового международного аэропорта Исламабада Quaid-e-Azam, который расположен в 40 км. к юго-западу от центра столицы исламского государства. Стоимость контракта составила 236 млн долл. США.

По оценкам китайских специалистов, новый аэровокзальный комплекс, состоящий из трех прямоугольных корпусов, оснащенных телетрапами, позволит перевозить не менее 9 млн пассажиров ежегодно, однако при максимальной эффективности персонала аэропорта и отсутствии сбоев в технической части пропуская способность новой воздушной гавани может составить 15 млн пассажиров в год.  Известно, что новая взлетно-посадочная полоса позволяет принимать даже такие тяжелые гражданские самолеты, как «Аэробус» А-380.

Кроме самого аэровокзального комплекса (площадь, по разным оценкам от 165 до 200 тыс. кв. м), в котором предусмотрены зал обслуживания официальных лиц и делегаций, магазины беспошлинной торговли, кинотеатр, комнаты матери и ребенка, молельная и другие помещения, китайские строители провели значительную подготовительную работу и проложили дополнительные коммуникации, предназначенные для обеспечения устойчивого электропитания аэропорта, водоснабжения и т.д.

Большинство строительных и отделочных материалов было доставлено из КНР, что указывает на отсутствие таковых в Пакистане. Кроме того, китайские строители спроектировали и возвели новую автомобильную дорогу к аэропорту.

Достоверно известно, что только для строительства здания аэровокзала было израсходовано 7500 куб. м бетона. Массивные металлические конструкции изготовили в КНР, а конечная сварка и сборка была выполнена на месте.

Вполне очевидно, что все электрические и электронные системы нового аэропорта были также поставлены из КНР. Особо обратим внимание на поставку из КНР комплекса управления воздушным движением в столичном воздушном районе Пакистана.

Благодаря высокому качеству и темпам строительных работ Управление гражданской авиации Пакистана смогло полностью перевести внутренние и международные рейсы в новый аэропорт еще в 2016 г. Старый международный аэропорт Исламабада (назван в честь премьер-министра Пакистана Беназир Бхутто) в настоящее время находится в активной эксплуатации подразделениями национальных ВВС.

Данный стратегический объект задействован в регулярных учениях, маневрах и передислокациях подразделений. По информации китайских специалистов, подразделения ВВС Пакистана постепенно модернизируют инфраструктуру старого аэропорта под свои задачи.

Вторым в списке объектов авиатранспортной инфраструктуры Пакистана, который возводят специалисты Третьего управления Китайской национальной строительно-инженерной корпорации является новый международный аэропорт Лахор. Достоверно известно, что китайская корпорация выполняет полный комплекс работ, который предусматривает проектирование, строительство, оснащение, поставку аэропортового и аэродромного оборудования. Третьим в списке аэропортов находится новая воздушная гавань приморского города Гвадар, которая позволит повысить объемы грузовых перевозок за счет полетов более вместительных воздушных судов типа «Боинг»-757, 767 и 777.

Подводя итог вышесказанному, отметим, что китайская сторона постепенно расширяет свое участие в процессе развития транспортной инфраструктуры страны, что продиктовано долгосрочными интересами КНР.

62.85MB | MySQL:102 | 0,465sec