Ситуация в Пакистане накануне выборов

Сложные времена переживает Пакистан (впрочем, это ему не в диковинку). Его северо-западная часть полыхает в огне столкновений на религиозной и этнической почве. В стране беспрерывно происходят теракты, рвутся «живые» бомбы (именно с этого года террористы-смертники стали важным оружием в политической борьбе). Бурлят крупные города. Происходит перестановка сил на политической арене, рушатся старые и создаются новые коалиции. И тут еще своими претензиями и советами досаждают зарубежные союзники. В такой непростой ситуации действия правительства зачастую осложняют его положение. И все это в преддверии выборов высших органов исполнительной и законодательной власти.

Между тем эти выборы имеют исключительно большое значение для судеб страны. Речь идет о том, продолжит ли Пакистан свое развитие как умеренное мусульманское государство с гражданскими демократическими и конституционно-парламентскими институтами или сойдет с этого пути, превратившись в теократию с традиционными формами управления и правосудия. Неизбежный союз с набирающим силу исламистским экстремизмом в Афганистане и других странах сделает в этом случае развитие событий в Пакистане угрожающим не только для самой страны, поскольку речь идет о государстве, обладающим ракетно-ядерным оружием.

Выразителем первого направления является нынешний политический режим П. Мушаррафа. На выборах ему будет противостоять сильный противник – блок фундаменталистских партий «Муттахида Маджлис и Амаль» (ММА) и примыкающие к нему экстремистские организации. Укрепились связи между этим альянсом и Пакистанской мусульманской лигой Наваза Шарифа (ПМЛ(Н)). Эта партия довольно популярна в стране, особенно в провинции Пенджаб; она ведет за собой массы правоверных, принципиально не принимающих курс администрации П. Мушаррафа, но в то же время опасающихся крайностей ММА. На выборах в 2002 г. ПМЛ(Н) получила столько же голосов, сколько и блок фундаменталистов. На нынешних выборах, судя по опросам населения, за эти организации проголосует большее число избирателей [1]. Но главное, если ММА и ПМЛ(Н) вступят в предвыборную коалицию, то действующая в Пакистане мажоритарная система подсчета обеспечит им солидную прибавку в отношении депутатских мандатов (на выборах в 2002 г. ММА и ПМЛ(Н) получили примерно 11% голосов, но в Национальном собрании у фундаменталистов оказалось мест в четыре раза больше, чем у сторонников Наваза Шарифа) [2]. Само собой разумеется, что недавнее насильственное выдворение из страны этого лидера (10 сентября), а также его непреклонная антиправительственная позиция, резко контрастирующая с оппортунизмом лидера Пакистанской народной партии (ПНП) Беназир Бхутто, существенно увеличили в последнее время популярность Наваза Шарифа в стране.

Несомненно, правящий режим ждут на выборах большие испытания. И дело даже не в том, что растет число сторонников ММА и ПМЛ(Н). Главное, что вообще существенно увеличиваются ряды противников власти, и эта протестная часть электората может составить серьезный резерв правой оппозиции. Мобилизующая роль исламизма в острых ситуациях хорошо известна. Фундаменталистские партии действуют очень умело, учитывая все нюансы современной ситуации и используя ошибки властей. Они выступают не только в своей главной роли защитника ислама и его ценностей, но и как патриоты, демократы, националисты. В условиях роста имущественного неравенства в обществе они, играя на эгалитаристских настроениях широкого круга людей, привлекают их на свою сторону.

К сожалению, правительство своими ошибочными, и можно сказать, неуклюжими действиями «помогает» оппозиции. История с отставкой Главного судьи Пакистана оттолкнула от правительства демократически настроенные и просто умеренные слои общества. Массовые выступления и кровавые столкновения осложнили внутриполитическую ситуацию. Длительная, какая-то невнятная борьба с кучкой экстремистов в центре Исламабада («Красная мечеть») также серьезно дестабилизировала обстановку в стране; одновременно эта история породила много слухов и пересудов, весьма нелестных для правительства и его силовых структур, особенно спецслужб. Негативными для властей были и последствия их непродуманной и фактически не подготовленной операции в связи с приездом Наваза Шарифа [3]. Надо сказать, что в «мутной волне», поднятой этими и некоторыми другими аналогичными событиями, исламисты имели неплохой «политический улов».

Большая опасность для режима таится в известном неприятии существующей власти вообще, особенно если это чувство замешано на крутом антиамериканизме. К тому же нынешняя власть несколько «засиделась» и просто «надоела». Из некоторых высказываний наблюдателей, оценок происходящих событий, бесед с пакистанцами (отнюдь не из оппозиционного лагеря) следует, что именно это сейчас происходит в стране. Напомним, кстати, что в прошлом периоды правления военных продолжались в среднем немногим более семи лет. Режим генерала П. Мушаррафа находится у власти почти восемь лет и, как видно, не собирается с ней расставаться.

Психологически люди связывают надежды на лучшее с переменами, одновременно надеясь на сохранение всего хорошего, что было раньше. При этом не думается или не хочется думать о худшем варианте. Как известно, «надежда умирает последней».

В подобной ситуации союз с ПНП – это серьезная поддержка властям, поскольку партия Б. Бхутто, согласно социологическим опросам, наиболее популярна сейчас в стране [4]. Одновременно данный союз будет символизировать обновление власти и таким образом уменьшит число недовольных ею. Конечно, за такую услугу режиму П. Мушаррафа придется заплатить немало. Тут уж не откупишься одними генеральскими лампасами (хотя и это большая потеря для П. Мушаррафа). По всей видимости, придется пожертвовать и постом премьер-министра в пользу Беназир Бхутто. В таком случае Пакистан ожидает длительная и изнурительная конфронтация первых лиц государства за приоритетное положение в высшей структуре власти и обладание такими полномочиями, как роспуск парламента, увольнение в отставку правительства, назначение на высшие командные посты и др. Это «перетягивание каната» традиционно происходит с момента принятия в 1973 г. нынешней Конституции, в результате чего высшие полномочия попеременно находятся в руках то президента, то премьер-министра.

Не приходится сомневаться в том, что подобное развитие событий приведет, как это было в прошлом, к резкой дестабилизации политической ситуации Пакистана, окажет негативное влияние на все сферы жизнедеятельности общества. В конечном итоге, это может привести либо к установлению очередного военного режима, либо к приходу к власти исламорадикалов. Перспективы, прямо скажем, не радостные.

1. Пульс планеты. Азиатско-Тихоокеанский регион. М., 10.09.2007, АК-10.

2. International Crisis Group. Asia Report 49. Pakistan. Islamabad / Brussels, 2003, рр.17-18.

3. П.В. Топычканов. Попытка экс-премьера Наваза Шарифа вернуться в Пакистан в контексте политического развития страны (http://www.iimes.ru/rus/stat/2007/10-09-07b.htm).

4. Dawn, Karachi, 02.05.2007.

52.31MB | MySQL:103 | 0,664sec