В Пакистане определены сроки президентских выборов

20 сентября Избирательная комиссия Пакистана (далее ИКП) опубликовала следующее расписание президентских выборов:

до 27 сентября – подача документов на выдвижение кандидатов;

до 29 сентября – рассмотрение поданных документов;

до 1 октября – снятие кандидатов, документация которых не соответствуют требованиям Конституции и избирательного законодательства;

1 октября – публикация списка кандидатов в президенты;

6 октября с 10.00 до 15.00 – выборы президента, которые будут одновременно проводиться в зданиях парламента в Исламабаде и провинциальных законодательных собраний в Лахоре, Карачи, Пешаваре и Кветте (Notification F.4(1)/2007-Cord(1): http://www.ecp.gov.pk/content/notification/sep2007/20.htm).

В извещении ИКП не сообщаются сроки последующих мероприятий, включая публикацию результатов выборов президента и приведение новоизбранного руководителя государства к присяге. Отсутствует также информация о возможности проведения выборов в несколько туров. Однако в пресс-релизе председателя комиссии Кази Мухаммада Фарука, изданном 20 сентября, сказано, что срок полномочий нынешнего президента истекает 15 ноября с.г. и выборы нового президента должны быть проведены в период с 15 сентября по 15 октября. Таким образом, к 15 октября с.г. выборы президента должны быть завершены.

Нотификацией ИКП была поставлена точка в острой дискуссии, которая велась более года и касалась вопроса о сроках президентских выборов. Основой для этой дискуссии стали три события, которые могли рассматриваться в качестве начала первого президентского срока генерала Первеза Мушаррафа:

1. Референдум 30 апреля 2002 г., на котором был поставлен следующий вопрос: «В интересах выживания системы местного самоуправления, установления демократии, продолжения реформ, прекращения сепаратизма и экстремизма и реализации представлений Кайид-и-Азама (т.е. Мухаммада Али Джинны. – В.М., П.Т.) хотели бы Вы избрать Президента генерала Первеза Мушаррафа в качестве Президента Пакистана на следующие пять лет?»;

2. Принесение присяги П. Мушаррафом в качестве президента 16 ноября 2002 г.;

3. Голосование о вотуме доверия президенту в парламенте и законодательных собраниях провинций (т.е. коллегией выборщиков) 1 января 2004 г.

Для того чтобы понять суть дискуссии, необходимо учесть два факта. Во-первых, сроки полномочий и президента, и парламента составляют по пять лет. Во-вторых, предыдущие выборы в парламент прошли 10 октября 2002 г. Таким образом, если взять за стартовую точку президентского срока референдум или принесение присяги, то президентские выборы должны предварять парламентские. При этом в голосовании примет участие та коллегия выборщиков, которая в 2004 г. уже выказала вотум доверия П. Мушаррафу. Если же в качестве точки отсчета взять голосование о вотуме доверия президенту, то парламентские выборы должны предшествовать президентским. В этом случае президента будет избирать новая коллегия выборщиков, что с демократической точки зрения было бы безупречным вариантом, обеспечивающим в данных условиях П. Мушаррафу и его сторонникам полную неопределенность относительно результатов президентских выборов.

Как кажется, для сторонников нынешнего президента более предпочтительным вариантом были бы президентские выборы до парламентских. И нотификация ИКП свидетельствует о том, что решение было принято в пользу этого варианта. Но в действительности даже этот наиболее благоприятный вариант не может обеспечить П. Мушаррафу гарантированной победы.

Во-первых, вотум доверия президенту был оказан в 2004 г. благодаря поддержке блока исламистских партий «Муттахида Маджлис и Амаль» («Объединенный комитет действия», далее ММА), который решил голосовать за президента после того, как тот пообещал оставить высший военный пост. Однако это обещание не было выполнено. Президент страны до сих пор остается начальником штаба армии. И хотя 18 сентября с.г. министр информации Мухаммад Али Дуррани объявил о решении П. Мушаррафа принести присягу (в случае переизбрания) в качестве светского главы государства, т.е. выйти в отставку после его выборов (President Musharraf to doff uniform before Nov. 15; says Durrani // Associated Press of Pakistan. Islamabad, 18.09.2007), оппозиция сомневается в том, что президент пойдет на такой шаг. Партии ММА и Мусульманская лига Наваза Шарифа (далее МЛ(Н)) уже объявили о намерении бойкотировать президентские выборы.

Во-вторых, попытка участия в выборах начальника штаба армии может быть расценена как антиконституционная Верховным судом, который уже неоднократно заявлял о незаконности совмещения одним лицом двух постов – главы гражданской исполнительной и военной властей. Учитывая тот факт, что председатель Верховного суда Ифтикхар Мухаммад Чаудхри пользуется широкой популярностью после известных событий этого года, можно ожидать, что официальное осуждение высшим судебным органом участия военнослужащего в выборах может поставить под вопрос саму легитимность переизбрания генерала П. Мушаррафа. Кроме того, такое решение Верховного суда может повлечь за собой массовые беспорядки, способные оказать определенное влияние на коллегию выборщиков.

В-третьих, предугадать результаты президентских выборов трудно и из-за того, что за время, прошедшее после выборов 2002 г., состав национального и провинциальных законодательных собраний серьезным образом изменился. Только в парламенте, по данным ИКП, депутатский корпус обновился в 2002-2006 гг. на 10% (Bye-Elections after General Elections – 2002: http://www.ecp.gov.pk/content/Bye-Elections.htm). Причем в результате довыборов в парламент прошли не только представители правящей Пакистанской мусульманской лиги Кайид-и-Азама (далее ПМЛ(КА)), но и оппозиционных ММА и МЛ(Н).

В-четвертых, в случае развития ситуации по кризисным сценариям у различных сил в Пакистане может возникнуть сомнение в том, что у кандидатуры П. Мушаррафа нет альтернативы. Тем более что уже сейчас можно услышать голоса даже среди военных о том, что П. Мушарраф не является безальтернативной кандидатурой на пост президента.

Очевидно, что если возникнет дилемма «П. Мушарраф или стабильность?», выбор может быть сделан в пользу последней. До середины 2006 г. так вопрос не стоял. Сторонникам П. Мушаррафа удавалось доказывать уравнение «П. Мушарраф равно стабильность». Несмотря на недавние заверения премьер-министра Шауката Азиза, министра информации Мухаммада Али Дуррани, других высокопоставленных чиновников, зарубежных лидеров и т.п., события второй половины 2006 – 2007 гг. поставили это уравнение под сомнение.

Интересно, что своеобразную поддержку П. Мушаррафу недавно оказал террорист «номер один» Усама бен Ладен, который 20 сентября заявил, что «долгом каждого мусульманина в Пакистане являются ведение джихада и борьба за смещение Первеза, его правительства, его армии и всех тех, кто ему помогает» (Bin Laden declares ‘war’ on Musharraf in new tape // Dawn. Karachi, 20.09.2007). Поскольку Усама бен Ладен является не духовным лидером, а руководителем террористической организации, его призыв сместить П. Мушаррафа сослужил плохую службу политической оппозиции, которая выдвигает аналогичные требования. В послании Усамы бен Ладена еще раз подчеркивается, что П. Мушарраф ассоциируется с борьбой с терроризмом. Соответственно, выступление против президента – это джихад, у которого, как показали летние события вокруг «Красной» мечети в Исламабаде, не так уж много сторонников в Пакистане.

И все же нельзя исключать, что в случае дестабилизации обстановки в стране угроза нынешнему президенту может возникнуть в рядах его собственных сподвижников, которые, решив в этом случае, что сохранение власти за П. Мушаррафом негативно скажется на национальной безопасности, предложат альтернативную кандидатуру на пост президента.

52.35MB | MySQL:103 | 0,471sec