Израильские эксперты анализируют ситуацию в Ливане. Часть 1

С вечера 17 октября этого года в Ливане проходят массовые акции протеста. Изначально поводом для выхода людей на улицы стало объявление о намерении правительства ввести налог на приложение WhatsApp в размере 6 долларов в месяц. Несмотря на то, что той же ночью министр телекоммуникаций Ливана Мухаммед Шукир отменил это решение, на утро ливанские улицы вновь были заполнены протестующими, хотя и в не таких масштабах, как накануне вечером. Люди перекрыли дороги и перекрестки в Бейруте и в других городах с требованием отставки правительства. Они выступали против дороговизны жизни и жаловались, что им приходится голодать. Демонстранты обвиняли в сложной ситуации, в том числе и проиранскую шиитскую организацию «Хизбалла». Звучали призывы к революции и были предприняты попытки прорваться к зданию правительства, что предотвращали силы безопасности с помощью слезоточивого газа. По сообщению ливанских СМИ, демонстранты перекрыли подступы к домам некоторых политиков и дорогу, ведущую в международный аэропорт, т.к. появились слухи о намерении некоторых из них выехать за пределы страны.

Премьер-министр Ливана Саад Харири заявил, что понимает требования протестующих о проведении досрочных выборов, и предпринял попытку успокоить ситуацию в стране. Он заявил: «Мы должны донести до своего народа правду и продемонстрировать прозрачность. Со вчерашнего дня мы видим неподдельную боль. Я чувствую ее и поддерживаю ее изъявление. Сейчас перед нами стоит вопрос: как решить проблему, потому что народ возложил на нас такую ответственность. В течение трех лет я пытаюсь найти решение. Но нашему государству навязали условия, и наш долг вырос настолько, что больше терпеть невозможно».

Правительство Ливана одобрило ряд экономических мер. Среди них сокращение вдвое зарплат бывших и нынешних министров и депутатов, а также закрытие некоторых не особо важных государственных ведомств. С.Харири пообещал подготовить закон о создании Национального управления по борьбе с коррупцией, и объявил об утверждении бюджета на 2020 год с дефицитом в 0,6%, где не предусмотрено введение новых налогов. Однако протестующие  продолжали требовать «свержения коррумпированного правительства».

В израильских СМИ сообщается о публикации некоторыми ливанцами в социальных сетях критических постов в адрес «Хизбаллы», которую также обвиняют в создавшейся ситуации. Один участник акций протеста открыто обратился к генеральному секретарю «Партии Аллаха» («Хизбалла» на араб. яз.) Хасану Насралле со словами: «Твои члены парламента нас обворовали и заставили голодать. Ты вообще знаешь, сколько у них было денег? Нет? Мы голодаем в полном смысле этого слова. Голодаем»[i].

По мнению Йони Бен-Менахема, аналитика Иерусалимского центра публичной политики (Jerusalem center for public affairs, JCPA), масштабные акции протеста в Ливане показывают, что позиции «Хизбаллы» и шиитского движения «Амаль» пошатнулись, т.к. даже в опорных пунктах шиитов в стране стали их рассматривать как часть коррупционного режима.  В условиях, когда заверения и предупреждения ливанского правительства и руководства «Хизбаллы» так и не смогли остановить протесты, растут опасения, что Х.Насралла выведет своих сторонников на улицы, чтобы подавить протесты. В Иране обеспокоены происходящими событиями в Ливане. Сообщается, что Касем Сулеймани, командир спецподразделения «Аль-Кудс» Корпуса стражей исламской революции (КСИР) прибыл в Бейрут, чтобы помочь подавить протесты, как он это уже пытался сделать в Ираке. При этом отмечается, что нет подтверждений подобным предположениям.

Иран, как полагает израильский аналитик, был удивлен уже дважды – протестами в Ираке, начавшимися в прошлом месяце, в ходе которых погибли 100 человек, и беспорядками в Ливане, которые пока обходятся без жертв. Протесты в Ираке были направлены против растущего влияния в стране иранцев, в частности, против того, что шиитские Силы народной мобилизации (Аль-Хашд аш-Шааби) стали сильнее, чем иракская армия. Тем временем в Ливане демонстранты выступают против коррупции и сложной экономической ситуации в стране, однако «их недовольство направлено также на зависимую от Ирана «Хизбаллу», которая удерживает ливанских граждан в заложниках»[ii].

Режим аятолл опасается, что протесты распространятся и на сам Иран. По словам Йони Бен-Менахема, действия иранцев в Ираке и Ливане привели только к притеснениям и коррупции в этих странах, поэтому, есть большая вероятность, к тому же в свете открытых угроз Х.Насраллы, что «Хизбалла» попытается подавить акции протеста на ливанских улицах.

Правительство Ливана и руководство «Хизбаллы» опасаются полностью потерять контроль, что ввергнет страну в хаос, который парализует жизнь и только усугубит и так тяжелое положение.

Речи президента Ливана Мишеля Ауна и лидера «Хизбаллы» Х.Насраллы не удовлетворили протестующих. Выступление премьер-министра Ирака Аделя Абдель Махди, обещание сменить членов правительства и провести реформы также не смогли предотвратить кровавые протесты. Беспорядки в Ираке и Ливане против растущего иранского влияния и коррупции продолжаются.

Для израильского аналитика одним из интересных аспектов ливанской интифады (восстания) является то, что протестующие впервые выступили против «Хизбаллы» и шиитского движения «Амаль», представители которых в правительстве и парламенте страны обвиняются в причастности к коррупции. «Народного иммунитета», которым прикрывалась организация Х.Насраллы будучи на острие борьбы с Израилем с момента своего основания, более не существует. Критика уже слышна в рядах ее сторонников на юге Ливана и в долине Бекаа.

Лидер «Хизбаллы» пытается сдерживать протестующих, предупреждая, что продолжение протестов приведет страну к гражданской войне, однако его речи не производят должного эффекта. В некоторых местах в Ливане были развешаны плакаты против Набиха Берри, спикера парламента и лидера «Амаль», которого вместе с женой обвиняют в коррупции, взяточничестве и проведении сомнительных сделок.

Не считая нескольких инцидентов в Бейруте и Эн-Набатии, «Хизбалла» и движение «Амаль» опасаются вступать в прямое столкновение с протестующими. Х.Насралла призвал своих сторонников отойти от площадей и улиц, на которых находятся демонстранты. С другой стороны, было дано указание продемонстрировать силу, и сразу же после его выступления на улицах Южного Бейрута и в ливанской долине Бекаа появились автомобильные колонны боевиков «Хизбаллы» под флагами организации.

Двойная игра Х.Насраллы и Н.Берри с точки зрения Йони Бен-Менахема вполне очевидна. С одной стороны, они проявляют солидарность с негодующими народными массами, а с другой – выступают против требования свергнуть правительство во главе с Саадом Харири.

Пошатнувшееся положение «Хизбаллы» в Ливане препятствует распространению иранского влияния на всем Ближнем Востоке. Власть шиитской организации в Ливане на протяжении многих лет была «историей успеха экспорта хомейнистской революции» за пределы Ирана, и вот теперь в ливанском оплоте Тегерана пошли трещины.

Х.Насралла, равно как и Иран, не откажется от своей власти и большого влияния в Ливане без борьбы. Генеральный секретарь «Хизбаллы» по-прежнему имеет возможность применить силу и позволить своим сторонникам навести порядок на ливанских улицах, что может привести к кровопролитию. Ливанское правительство не может убедить людей прекратить акции протеста, доверие потеряно, протестующие не отказываются от требования сменить коррумпированное правительство. Пока протесты проходят без серьезных столкновений с силами безопасности, хотя в некоторых местах Бейрута и Эн-Набатии активисты «Хизбаллы» и «Амаль» предприняли попытки разогнать протестующих.

Как отмечает израильский аналитик, «Хизбалла» является крупным бенефициаром нынешней правительственной структуры Ливана. Премьер-министр Саад Харири боится Х.Насраллу. Президент Ливана Мишель Аун – его марионетка, в то время как спикер парламента Н.Берри – шиит, поэтому «Хизбалла» делает в Ливане все, что ей заблагорассудится и проводит проиранскую политику без особых проблем. Ракетный потенциал «Хизбаллы» не может остановить сотни тысяч ливанцев, выступающих против руководства организации, ливанского правительства и президента страны. «Рискнет ли Х.Насралла вывести своих активистов на улицы, после того как он заявил о таких намерениях, и превратить акции протеста в кровопролитие?», – спрашивает Йони Бен-Менахем.

По его мнению, «народное пробуждение» в Ливане не может быть подавлено. Этот процесс затронул все партии и религиозные общины, главным образом, молодое поколение, всю ливанскую политическую систему. Интифада пока не имеет руководящего центра, ливанские партии до сих пор не смогли воспользоваться ситуацией в своих политических целях. Об отмене все еще действующих Таифских соглашений 1989 года пока речи не идет. Положение в стране диктует необходимость сменить провалившееся правительство, которое привело к сложной экономической ситуации.

Отмечается, что «Интифада WhatsApp» (по аналогии с палестинским восстанием 2000-2005 гг., получившим название «Интифада Аль-Акса») использует те же лозунги времен революционных событий «арабской весны» 2011 года («Люди хотят смены власти», «Ливанская весна»), до сих пор обходится без кровавых столкновений с армией и силами безопасности, а также распространилась на города с преимущественно шиитским населением, такие как Сур, Сидон, Эн-Набатия и Баальбек.

В своей речи генеральный секретарь «Хизбаллы» объяснил причины, по которым народный гнев направлен и в отношении его организации. По его словам, отсутствие у протестующих единого центра объясняется многими причинами: «Есть несколько групп, возглавляющих акции протестов, одна из которых связана с иностранными посольствами и внешними разведками». Таким образом, он указал на иностранное вмешательство в события в Ливане, добавив, что «в Израиле питают надежды».

По словам Йони Бен-Менахема, интифада в Ливане стала ударом по престижу иранского генерала Касема Сулеймани, который в интервью иранскому каналу «Аль-Алем» как-то отметил, что Ливан является наиболее успешным примером экспорта хомейнистской революции.

В нынешней ситуации, считает израильский эксперт, контроль «Хизбаллы» над государственными институтами, правительством и президентом находится под угрозой.

[i] Революционная ситуация в Ливане: тысячи людей вышли на улицы с протестом  // Вести. Израиль. 18.10.2019 — https://www.vesty.co.il/articles/0,7340,L-5609588,00.html

[ii] כירסום במעמד חזבאללה בלבנון // Arabexpert. 27.10.2019 — http://www.arabexpert.co.il/2019/10/blog-post_27.html

62.86MB | MySQL:102 | 0,612sec