Опыт применения взрывостойких бронемашин южноафриканского производства в Афганистане и Ираке. Часть 1

Обозреватели китайского специализированного военно-технического издания «Танки и бронемашины» (официальный печатный орган «Китайской оружейной промышленной корпорации») пристально наблюдают за развитием и реальной эксплуатацией бронированной колесной и гусеничной техники иностранного производства. Вполне очевидно, что за счет большого количества экспертов и аналитиков удается собрать значительный объем информации по интересующему образцу военной техники, который либо является прямым конкурентом предприятий ОПК КНР на мировом рынке, либо может послужить источников ценной информации при проектировании перспективных образцов аналогичного назначения.

Китайские обозреватели отмечают, что по мере эволюции вооружения и приемов партизанской борьбы/действий антиправительственных сил/террористов все большую актуальность приобретает применение колесной маневренной бронированной техники, которая позволяет личному составу различных подразделений (спецназ, инженеры, саперы и т.д.) выполнять определенные задачи. В этой связи китайские специалисты осуществили сбор и анализ информации об опыте эксплуатации взрывостойких бронированных машин производства известно южноафриканской компании Denel OMC – на протяжении нескольких десятков лет достаточно успешно разрабатывает бронетехнику для различных подразделений ВС стран, которые на регулярной основе принимают участие в различных войсковых и специальных операциях.

Специалисты профильных предприятий ОПК КНР признают за южноафриканскими конструкторами лидерство в области разработки именно колесных бронемашин, которые призваны обеспечить пехотинцам или спецназу максимальную мобильность и защищенность от срабатываний серийных боеприпасов или самодельных взрывных устройств, используемых в качестве мин.

По данным корреспондентов китайского издания, первая взрывостойкая бронемашина (ВБМ) производства южноафриканской Denel OMC, которую приобрели ВС иностранных государств для применения в вооруженном конфликте была модель RG-31 с колесной формулой 4х4 и полной снаряженной массой 8,4 тонны. Днище машины, выполненное в форме латинской буквы V позволяло гарантированно защищать экипаж и десант при подрыве СВУ массой 14 кг. (в тротиловом эквиваленте), а защита колесных арок гасила взрывную волну и улавливала осколки от взрывного устройства массой до 7 кг.

Наличие бронированных стекол с амбразурами для ведения огня, хорошая обзорность из кабины и десантного отсека, наличие распашного люка большого сечения в крыше стали положительными моментами в соревновании южноафриканской компании с предприятиями ОПК США и Европы за контракты с ВС США, Канады, Великобритании, Объединенных Арабских Эмиратов на поставку, как установочных, так и крупных партий ВБМ для разных видов и родов войск национальных ВС.

Как известно, первым крупномасштабным вооруженным конфликтом, в котором ВС иностранных государств применили ВБМ RG-31 стала операция «Иракская свобода», которую западная коалиция начала в 2003 г. Рассматриваемые машины позволили американским и британским военным достаточно эффективно действовать в населенных пунктах Ирака на первом этапе операции.

По мере роста повстанческого движения и учащения случаев применения СВУ командованию коалиционных сил стало понятно, что необходимо увеличить количество ВБМ, которые выгодно отличались от бронированных вариантов HMMWV. Кроме того, попытки модернизации RG-31 в полевых условиях силами технического состава ВС США не привели к успеху, а  повлекли только происшествия повлекшие гибель личного состава в результате переворачивания машин и столкновений с препятствиями и другой техникой.

Все вышеперечисленное привело к тому, что компания Denel OMC в 2007 г. получила ряд твердых контрактов на поставку 247 ВБМ модели RG-31.  Фактически, иностранные военные приобрели боле 500 таких машин.

Благодаря опыту войсковой эксплуатации конструкторы южноафриканской компании смогли разработать несколько модификаций ВБМ RG-31 и, соответственно, успешно выполняли заказы ВС разных государств. В интересах ВС США были разработаны варианты ВБМ, которые позволяли выполнять скоростные броски и штурмовые действия, патрулирование, поиск и разведку, эвакуацию раненых, прикрытие грузовых автомобильных колонн, поиск мин/СВУ. По заказу Корпуса морской пехоты ВМС США машину комплектовали телеуправляемым модулем вооружения MR-555 от австралийской компании W&E.

Версия RG-31 Mk.3 для ВС Канады отличалась от базовой модели усиленным бронированием, а также возможностью установки оптико-электронной системы разведки и наблюдения, позволяющей действовать в сумеречное и ночное время. По заказу ВС Объединенных Арабских Эмиратов, на ВБМ RG-31 в модификации Mk5 устанавливали автоматическую коробку переключения передач Allison 2500 (пр-во США), новую раздаточную коробку для распределения крутящего момента между осями, а также новые мосты и амортизаторы Axletech 4000.

Все это в совокупности позволяло ВБМ в новой модификации развивать скорость 120 км/ч и уверенно останавливаться благодаря пневматической тормозной системе с ABS. Кроме того, опыт боевого применения в Ираке показал, что для обеспечения приемлемой обитаемости внутри бронированного корпуса необходимо устанавливать кондиционеры, а также дополнительные баки с питьевой водой для экипажа и десанта.

Именно с учетом опыта боевой эксплуатации RG-31 конструкторы Denel OMC разработали облегченную версию ВБМ под обозначением RG-32, базовой платформой которой стали полноприводные машины повышенной проходимости серии «Унимог» от известной немецкой компании «Мерседес-Бенц». Масса новой ВБМ в полном снаряженном состоянии составляла не более 6,5 тонн, что позволяло развивать максимальную скорость 130 км/ч.

Цельносварной бронированный корпус с днищевой частью в форме латинской буквы V  обеспечивал надежную защиту экипажа и десанта от подрыва на фугасах мощностью до 7 кг. в тротиловом эквиваленте под колесом, что характерно для бронемашин с массой более 10 тонн, изготавливаемых западными и американскими компаниями.

Как отмечают китайские специалисты, именно гибкий подход конструкторов Denel OMC привел к тому, что данная компания оказалась на определенном моменте основным поставщиком ВБМ для подразделений ВС США, находящихся в районах боевых действий. Очевидно, что американские разработчики колесных бронемашин ориентировали на RG-31 и RG-32 в процессе создания тактических колесных БМ серии JLTV.

Активность южноафриканской компании заметили и в корпорации ВАЕ Systems и приобрели контрольный пакет акций Denel OMC, что позволило создать сборочный конвейер на территории США и тем самым продолжить участие в жесткой конкурентной борьбе с местными производителями за самые крупные заказы ВС США.

В дополнение к вышесказанному отметим, что пристальное внимание конструкторов и инженеров «Китайской оружейной промышленной корпорации» к продукции компании Denel OMC, а именно к бронемашинам серии RG обусловлено следующими моментами. Во-первых, именно эти машины серьезно опережают продукцию китайского оборонного предприятия по тактико-техническим характеристикам, а именно БМ серии CS/VP-3. Во-вторых, у китайских специалистов отсутствует возможность приобретения даже малой партии БМ серии RG поскольку южноафриканская компания входит в состав корпорации ВАЕ Systems. В этих условиях, китайские производители вынуждены держать стоимость своих БМ на максимально возможном низком уровне с тем, чтобы привлечь покупателей из стран Африки и Ближнего Востока.

44.85MB | MySQL:115 | 1,185sec