Особенности и результаты применения нетрадиционных средств вооруженной борьбы в Сирии: оценки китайских специалистов

Достоверно известно, что нетрадиционными средствами вооруженной борьбы в сирийском конфликте со стороны незаконных вооруженных формирований (НВФ) стали «джихад-мобили», террористы-смертники и артиллерийские системы кустарного изготовления (бомбометы, бочкометы). Эксперты китайского военно-технического издания «Бинци чжиши» («Знание об оружии») подробно рассмотрели данные средства вооруженной борьбы,  а также способы и тактику их применения против сирийских войск.

Отмечается, что «джихад-мобили» требуют длительной подготовки к боевому применению с соблюдением повышенных мер предосторожности при обращении со взрывчатыми веществами. В связи с этим работа по снаряжению «джихад-мобиля» проводится на значительном удалении от линии боевого соприкосновения. Кроме того, требуется транспортировка к переднему краю с использованием трейлеров или большегрузных автомобилей с соблюдением мер маскировки, как правило, ночью. Как следствие, практически невозможно использование «джихад-мобилей» вне дорог с твердым покрытием и на сильнопересеченной местности. Вместе с тем успешное применение данного средства не только вносит существенный вклад в огневое поражение, но и оказывает мощное деструктивное информационно-психологическое воздействие на личный состав правительственных войск и население. Китайские эксперты отмечают, что атаки «джихад-мобилей» контролировались лидерами НВФ с использованием средств фото- и видеофиксации (включая съемку с БПЛА), полученные материалы использовались в информационном противоборстве.

Известно, что террористы-смертники в сирийском конфликте в большинстве случаев применялись группами непосредственно на переднем крае. Зачастую пояса шахидов имелись у 40–50% боевиков и использовались для самоподрыва при тяжелых ранениях или для предотвращения захвата в плен. Военный эффект при этом, как правило, был незначителен, однако факты массового самопожертвования экстремистов негативно влияли на морально-психологическое состояние военнослужащих ВС САР и мирных жителей.

Артиллерийские системы кустарного изготовления (включая пусковые установки неуправляемых реактивных снарядов) в основном применялись группами по три-четыре орудия (миномет, пусковая установка) для ведения сосредоточенного огня. Особенностью использования бомбометов, бочкометов и им подобных систем является крайне малая дальность стрельбы (как правило, надкалиберным снарядом), что обусловливает необходимость их размещения в зоне досягаемости огня стрелкового оружия правительственных войск. В результате такие средства в большинстве случаев использовались в качестве кочующих, либо из засад. Китайские эксперты отмечают, что еще одной особенностью (в первую очередь для пусковых установок реактивных снарядов) было широкое использование кустарно изготовляемых систем дистанционного управления выстрелом (пуском), в том числе созданных на основе мобильных телефонов. Точность огня такой артиллерии незначительна, могущество действия боеприпасов по цели (за исключением реактивных снарядов) также невелико. Однако вследствие внезапности обстрелов и наличия ярко выраженного шумового эффекта кустарно изготовляемые артиллерийские системы позволяют боевикам использовать их для оказания психологического давления на противника.

Китайские эксперты сходятся во мнении в том, что использование нетрадиционных средств войны со стороны НВФ было бы невозможно без организации тренировок и обучения по их применению. Известно, что система обучения боевиков включала одиночную подготовку и боевое слаживание в составе групп (отрядов). В специальных лагерях могли одновременно тренироваться от 50 до 500 человек. Программа предусматривала базовый и специальный курсы. Базовый курс проходили малообразованные лица, не имеющие военных навыков и опыта ведения боевых действий. Продолжительность – до шести недель. По информации издания «Бинци чжиши» он включает:

– огневую подготовку (использование стрелкового оружия, в том числе снайперского, крупнокалиберных пулеметов, минометов, противотанковых и противовоздушных средств);

– тактическую подготовку (тактика действий малых групп в городских условиях, в том числе в подземных коммуникациях, проведение налетов и организация террористических актов);

– минно-взрывное дело (основы минно-взрывного дела, применение инженерных и самодельных боеприпасов, минирование транспортных средств, оборудование подземных туннелей);

– религиозно-идеологическую обработку (разжигание ненависти к другим этническим и религиозным группам населения).

Отмечается, что к специальной подготовке допускались лица, имеющие техническое, военное образование или опыт участия в боевых действиях. Продолжительность курса – до 12 недель. Программы предусматривали обучение по различным специальностям:

– разведка (сбор информации, вербовочная работа и основы конспирации);

– минно-взрывное дело (изготовление взрывчатых веществ и боеприпасов кустарным способом, в том числе, химических на основе хлора и иприта);

– эксплуатация и ремонт вооружения и военной техники;

– связь (работа на спутниковых терминалах, радиоперехват);

– применение БПЛА;

– психологическая борьба и пропаганда (проведение психологических акций с использованием медиа-центров, социальных сетей, агитационные мероприятия и идеологическая обработка молодежи).

В заключении следует отметить, что на территории подконтрольной экстремистам в Идлибской зоне деэскалации функционируют школы для подростков (от 7 до 15 лет), в которых прививаются радикальные исламистские взгляды, преподаются основы владения стрелковым оружием и использования самодельных взрывных устройств. Полевые командиры незаконных вооруженных формирований обучаются планированию мероприятий по всестороннему обеспечению предстоящих операций. Китайские эксперты отмечают, что их обучение включает: организацию разведки объектов противника (позиций) и местности, создание запасов вооружения, боеприпасов, горюче-смазоч­ных материалов и продовольствия, образование сводных формирований, координацию действий с союзными группировками НВФ, подготовку вооружения, боеприпасов и военной техники к боевому применению, а также проведение мероприятий религиозно-идеологической обработки боевиков.

52.29MB | MySQL:103 | 0,455sec