Ракетный обстрел Израиля из сектора Газа на фоне политического кризиса в стране

В пятницу вечером 1 ноября с.г. по южным районам Израиля из сектора Газа было выпущено 10 ракет с временным интервалом, восемь из которых были перехвачены израильской системой ПРО «Железный купол». Одна ракета попала в дом в городе Сдероте, нанеся серьезный ущерб. Последняя ракета, видимо, упала на открытой местности. Сигнал тревоги «Цева адом» зазвучал в Сдероте и других израильских общинах на юге страны, когда многие семьи находились за праздничным столом в шабат. В результате ни один израильтянин не погиб. Как заявили в Армии обороны Израиля (ЦАХАЛ), в ответ на обстрел были нанесены удары по связанным с ХАМАСом целям по всему сектору Газа, при этом один человек погиб и двое получения ранения[i].

В пресс-службе израильской армии заявили, что атаки по Газе были направлены по «широкому спектру» целей ХАМАСа, включая военно-морскую базу, военный комплекс и завод по производству оружия. В руководстве движения сообщили, что обстреляли израильский самолет, совершавший рейды, в ЦАХАЛе подтвердили информацию о том, что был открыт огонь[ii].

Второго ноября днем израильтяне, которые прогуливались вдоль реки возле сектора Газа, обнаружили взрывное устройство, спрятанное в книге. Прибывшие на место саперы бомбу обезвредили. Предполагается, что это самодельное взрывное устройство было отправлено из сектора Газа с помощью привязанного к нему гелиевого шара.

Политические конкуренты премьер-министра Израиля Биньямина Нетаньяху 2 ноября с.г. выступили с резкой критикой действий его переходного правительства, буквально обвинив его личного в том, что произошло. Как написал в Facebook Авигдор Либерман, лидер партии «Наш дом – Израиль» (который в ноябре 2018 года подал в отставку с поста министра обороны в знак протеста против решения руководства не наносить жесткий военный удар по ХАМАСу в обмен на прекращение ракетных обстрелов со стороны сектора Газа), «запуск более 10 ракет в направлении Сдерота и общин на границе с Сектором, когда семьи сидят за столом в шаббат, является прямым результатом политики капитуляции правительства перед террористическими группировками в Газе».

По словам А.Либермана, последний ракетный обстрел стал результатом реакции израильского руководства во главе с Б.Нетаньяху на беспорядки в секторе Газа вдоль границы с Израилем, которые организуются еженедельно в рамках т.н. «маршей возвращения». Он с сарказмом призвал израильскую общественность не волноваться, т.к. «ответ премьер-министра уже в пути», имея в виду, что на следующей неделе руководство ХАМАСа с одобрения Б.Нетаньяху получит очередную партию миллионов долларов наличными от Катара.

Руководитель партии «Наш дом – Израиль» также сказал, что реакция Б.Нетаньяху на насилие, исходящее из Газы, привела к последствиям для безопасности страны в других районах. «Эрозия мощи израильского сдерживания на юге ободряет наших врагов на севере и в Иране», – заявил он.

Депутат Кнессета Яир Лапид, № 2 в партии «Кахоль-лаван», призвал Израиль ответить «силой и без колебаний». «ХАМАС и тем более лидеры «Палестинского исламского джихада» должны знать, что они поплатятся своими жизнями за каждое нападение на израильских граждан», – написал в Facebook Я.Лапид. По его словам, «на терроризм нужно реагировать силой, а не чемоданами долларов». «Политика умиротворения Нетаньяху обанкротилась», – добавил он.

Депутат Кнессета от «Новых правых» Нафтали Беннет 2 ноября написал в Twitter, что Израиль «находится в состоянии чрезвычайного положения», и призвал обоих – Б.Нетаньяху и Б.Ганца – пойти на компромисс и сформировать правительство. «Мы не можем долго откладывать серьезное решение по Газе», – сказал он, отмечая, что одновременно страна сталкивается с угрозами со стороны Ирана на севере. «Израиль не должен идти на третьи выборы, которые нас парализуют и предотвратят принятие срочных мер в сфере безопасности и обеспечения тыла».

Мэр Сдерота Алон Давиди вновь призвал руководство страны провести крупномасштабную военную операцию в Газе, «включая ликвидацию лидеров ХАМАСа». Он сказал, что жители южных районов Израиля «живут в этой реальности» ставшего привычным чрезвычайного положения почти два года, и этому уже давно пора положить конец.

Б.Нетаньяху раскритиковали и внутри его партии. Член Кнессета от Ликуда Гидеон Саар подверг резкой критике реакцию Израиля на ракетные обстрелы, заявив, что действия «должны быть гораздо более серьезными, чем те, которые были предприняты».

В ситуации, когда политическое будущее Б.Нетаньяху остается неопределенным, Г.Саар рассматривается как его потенциальный противник в борьбе за лидерство в партии.

По словам Г.Саара, «целью Израиля должно быть уничтожение военной инфраструктуры ХАМАСа и Исламского джихада в Газе». По его мнению, «это одна из причин того, что нужно немедленно выходить из политического кризиса и сформировать правительство общего единства».

Согласно СМИ, Б.Нетаньяху в ночь после обстрелов общался с начальниками из Министерства обороны в штаб-квартире ЦАХАЛа в Тель-Авиве и приказал отреагировать на ракетный обстрел. К слову, с момента начала в марте прошлого года еженедельных акций протеста («маршей возвращения») на границе сектора Газа с Израилем ЦАХАЛ провел несколько боевых операций против военизированных организаций, действующих в прибрежном палестинском анклаве.

Оппозиционные деятели критически относятся к Б.Нетаньяху, который также является министром обороны, за его политику в отношении сектора Газа, утверждая, что именно она способствовала дальнейшей эскалации насилия. Премьер-министр отстаивает свою позицию, заявляя, что более агрессивный ответ может привести к войне, а если Израиль свергнет ХАМАС, нет никого, кто мог бы эффективно управлять Газой вместо него.

Однажды Б.Нетаньяху сменил риторику, заявив, что война и свержение ХАМАСа, вероятно, неизбежны. Это произошло накануне выборов в сентябре с.г., спустя несколько дней после того, как ракетный обстрел из Газы заставил его и присутствующих на предвыборном митинге сторонников в Ашдоде спешно укрыться в бомбоубежище. Как сообщили израильские СМИ, после инцидента Б.Нетаньяху заговорил о крупном наступлении в Газе, но отказался от плана после того, как генеральный прокурор напомнил ему, что для этого ему прежде необходимо получить одобрение кабинета.

Для многих из его политических соперников сцена, когда Б.Нетаньяху был вынужден укрываться от ракет, стали очередным и весовым поводом перечеркнуть создаваемый премьером образ самого себя как «г-на Безопасность». Инцидент в Ашдоде, утверждали оппоненты, подтверждает неспособность его правительства справиться с продолжающимися атаками террористических группировок из сектора Газа.

В ХАМАСе также злорадствовали по поводу ракетной атаки в сентябре: официальный представитель движения Махмуд аз-Захар тогда сказал, что «все видели, как Нетаньяху бежал под ударами сопротивления», и что этот инцидент «обрушил имидж Израиля».

На этот раз риторика представителей ХАМАСа и второй по значимости действующей в секторе Газа организации «Палестинский исламский джихад» мало чем отличается от предыдущих периодов эскалации насилия. В ответ на воздушные удары ЦАХАЛа по сектору Газа в ХАМАС заговорили об «опасной эскалации» и заявили, что «сионистский враг несет ответственность за последствия».

При этом израильские СМИ цитируют неназванного высокопоставленного члена ХАМАСа, который сообщил, что запуск ракет по Израилю проводился без одобрения правящего в Газе движения и не был произведен одной из крупных палестинских фракций. По словам официального представителя ХАМАСа Фаузи Бархума, «израильские оккупационные бомбардировки и нападения на места сопротивления и наших людей в Газе являются продолжением серии сионистских преступлений и актов агрессии». «Мы утверждаем, что кровь нашего народа дорогая, и мы не позволим врагу ее проливать или превратить Газу в арену для экспорта внутренних кризисов».

В «Палестинском исламском джихаде» связали ответные удары Израиля по Газе с политическими и правовыми проблемами, с которыми столкнулся премьер-министр Б.Нетаньяху. «Премьер-министр противника пытается прикрыть свои неудачи и коррупцию агрессивной эскалацией насилия против сектора Газа», – говорится в заявлении действующей в Секторе военизированной организации.

По словам Ф.Бархума, «ответственной за это [авиаудары по Газе] мы считаем оккупацию и подтверждаем, что имевшая место агрессия является продолжением трагедии, которую переживает наш народ с тех пор, как Британия и силы западной колонизации сделали заявление и поддержали сионистских евреев в оккупации Палестины, изгнании и преследовании ее жителей». Имеется в виду Декларация Бальфура в поддержку еврейской государственности в Палестине, которая была опубликована как раз 2 ноября 1917 года.

В ХАМАСе заявили: «Мы подтверждаем продолжение законной борьбы с преступной оккупацией и подчеркиваем твердость палестинского народа в его единстве в противостоянии этой агрессии и всем заговорам, которые стремятся подавить его борьбу».

Согласно израильским СМИ, за ракетным обстрелом стоял «Палестинский исламский джихад». Ссылаясь на палестинские источники, 13-й канал израильского телевидения сообщил, что ХАМАС дистанцировался от ракетного обстрела и передал египетским посредникам информацию о том, что в движении пытаются определить виновного. Египетские представители, при посредничестве которых в течение прошлого года был заключен ряд соглашений о прекращении огня между Израилем и военизированными группировками в Газе, напрямую связались с лидерами «Палестинского исламского джихада», чтобы выяснить, связаны ли они с запуском ракет по территории Израиля.

Официально ни одна группировка, действующая в секторе Газа, не взяла на себя ответственность за ракетный обстрел, но позиция израильского руководства иногда (в зависимости от политической конъюнктуры) заключается в том, что режим ХАМАСа в Газе несет полную ответственность за любое насилие с территории этого палестинского анклава.

В прошлом году неоднократно происходили вспышки насилия между ХАМАСом и Израилем, поскольку исламисты стремились улучшить условия перемирия при посредничестве ООН и Египта, которое впервые было достигнуто в ноябре 2018 года.

На данном этапе Израиль находится в политическом кризисе после очередных парламентских выборов, прошедших 17 сентября 2019 года. Лидер партии «Кахоль-лаван» Бенни Ганц пытается сформировать правительство после того, как Б.Нетаньяху не смог этого сделать в течение 28 дней после дня голосования. «Кахоль-лаван», и партия «Наш дом – Израиль» призвали к созданию правительства единства с «Ликудом», но партия Б.Нетаньяху и Б.Ганца не смогли договориться ни об условиях, ни о том, кто должен стать премьер-министром страны.

Второго ноября Б.Ганц заявил, что правительство под его руководством не потерпит угрозы для жителей юга страны и не потерпит нарушения ее суверенитета. «Мы вернем сдерживание любой ценой, даже если нам придется лично ударить по тем, кто стал причиной эскалации напряженности». При этом он добавил, что до тех пор, пока свои обязанности исполняет нынешнее временное правительство, «мы будем поддерживать любую политику решительного и ответственного реагирования, чтобы обеспечить долгосрочное спокойствие жителей юга»[iii].

[i] Liberman, Lapid blame government’s ‘surrender policy’ for Gaza rocket // The Times of Israel. 02.11.2019 — firehttps://www.timesofisrael.com/liberman-lapid-blame-governments-surrender-policy-for-gaza-rocket-fire/

[ii] Hamas, Islamic Jihad warn Israel after Gaza strikes // The Times of Israel. 02.11.2019 — https://www.timesofisrael.com/hamas-islamic-jihad-warn-israel-after-gaza-strikes/

[iii] Likud’s Gideon Sa’ar criticizes Israel’s response to Gaza rocket attacks // The Times of Israel. 02.11.2019 — https://www.timesofisrael.com/likuds-gideon-saar-criticizes-israels-response-to-gaza-rocket-attacks/

52.32MB | MySQL:103 | 0,658sec