Оценки нынешней ситуации в Сирии с точки зрения интересов США на основе анализов американского экспертного сообщества. Часть 2

По оценке американских экспертов, одним из главных вызовов для американских интересов в Сирии, являются двусторонние отношения между Вашингтоном и Анкарой. На сегодня эти отношения напряжены в Сирии из-за резко расходящихся взглядов на перспективы существования «Сил демократической Сирии» (СДС); турецкая военная операция «Источник мира» представляет собой серьезную неудачу для американских целей в Сирии и начало нового кризиса в двусторонних отношениях.

Сразу отметим, что не разделяем этих оценок: решения президента США Д.Трампа о выводе сил с севера Сирии, несмотря на сиюминутные негативы в виде обвинений в предательстве курдов, несут в себе для США долгосрочные выгоды. И прежде всего потому, что этот шаг в значительный степени, если не снимает с повестки дня основной раздражитель в двусторонних отношениях в виде курдского вопроса, то, по крайней мере, очень сильно его минимизирует.
Американские эксперты дают следующую оценку американо-турецких отношений применительно к сирийскому досье.
Нынешнее партнерство Соединенных Штатов с СДС является, в значительной степени, результатом ограниченного участия Турции поддерживать первоначальные усилия США по борьбе с ИГ. Американские военные рассматривают СДС как ключевого партнера, который быстро и успешно реагировал на американские оперативные запросы. При этом, как бы ни был важен фактор СДС в оперативном плане, партнерство США- СДС сталкивается с несколькими проблемами. Турция, близкий партнер и союзник США по НАТО, считает СДС серьезной угрозой национальной безопасности. По мнению Турции, YPG-сирийский курдский компонент СДС —неотличим от базирующейся в Турции РПК. На это есть свои основания: между июлем 2015 года и июлем 2017 года почти три тысячи человек погибли в Турции в результате насилия, связанного с РПК, в том числе в результате взрывов в Анкаре и Стамбуле. Предыдущие турецкие вторжения в Сирию дают существенные доказательства того, что дополнительные турецкие военные операции, скорее всего, будут дестабилизировать и подрывать американские цели в Сирии. Нынешняя операция турок чревата для США: крах СДС или вынужденная сделка СДС с режимом Асада реальны,  как и переход сил режима Асада и его партнеров через Евфрат, а также отвлечение внимания сил курдской самообороны от борьбы с ИГ. Правительственные чиновники США подсчитали, что СДС насчитывает примерно 60 тысяч человек, в которых более или менее равномерно представлены курдские и арабские силы. Когда арабы и курды в рамках СДС вели борьбу с общим врагом в лице ИГ, они в значительной степени нивелировали свои этнические различия. Отметим, что в данном случае мы видим классическую попытку выдать желаемое за действительное: арабский компонент в этих силах несравненно уступает курдскому. Если бы это было не так, то противоречия между американцами и турками решались бы элементарно: достаточно было бы на место курдов на сирийско-турецкой границе поставить арабский сегмент этих сил, но их просто реально недостаточно для такой миссии. Хотя американские чиновники описывают отношения с курдскими силами, как «тактические, временные и транзакционные», на сегодня не существует публично сформулированной политики в рамках изменения характера отношений между США и СДС. Соединенные Штаты никогда явно не обещали поддерживать курдскую автономию или самоуправление в Сирии. В отсутствие поддержки со стороны США СДС на местах вполне вероятен сценарий раскола этого формирования по этническим и сектантским линиям, в то время как Б.Асад, Россия и Иран будут инициировать военные операции по возвращению под свой контроль районов, удерживаемых силами самообороны. Лидер СДС генерал Мазлум Абдо заявил, что они по-прежнему готовы вести переговоры о сделке с режимом при условии, что он признает полномочия СДС по «самоуправлению» и сохранению автономии курдских районов. Но Асад вряд ли согласится даже на ограниченную автономию для СДС в нынешних условиях. Тем более, что на освобожденных от ИГ территориях уже начали возникать первые признаки внутренней напряженности в рядах СДС, что ставит под сомнение их жизнеспособность. Одновременно растет и напряженность по линии взаимоотношений между курдами и арабами. Причина — отказ курдов передать значимые полномочия местному населению в районах традиционного сосредоточения арабов, особенно в Дейр-эз-Зоре. Арабские лидеры в Восточной Сирии жалуются, что курдское руководство СДС не желает справедливо делиться ресурсами и на жестокое обращение со стороны курдских подразделений, в том числе в рамках принудительной вербовки. В апреле 2019 года арабские протестующие в Дейр-эз-Зоре скандировали «Нет курдской оккупации!» и утверждали, что СДС извлекает выгоду из местных нефтяных месторождений, углеводороды с которых они часто продают режиму Асада. В этой связи этими американскими экспертами делается вывод о том, что самым главным негативным моментом нынешнего американского влияния в Сирии является впечатление от неопределенности политики Белого дома. Соединенные Штаты отступили оттуда, где у них были рычаги воздействия — вооруженные силы, иностранная помощь, дипломатическое участие, таким образом, уступая этот рычаг влияния противникам и давая союзникам и партнерам США мало вариантов для действий, кроме как подстраиваться под эти действия соответствующим образом.
В этой связи выскажем ряд возражений.

  1. Не стоит обманываться в отношении того, что курды развалятся или все скопом побегут в лагерь сирийского режима, обидевшись на вероломство американцев. Надо четко понимать, что курды из партии «Демократического союза» (ДС) являются очень централизованной силой, в которой практически ликвидирована любая внятная внутренняя оппозиция. Это предопределяет единую позицию этой партии без всяких отклонений. И она пока далека от полномасштабного союза с Дамаском, на что так уповают некоторые российские эксперты и дипломаты, и от решительного размежевания с американцами.
  2. Надо четко констатировать факт, который вытекает из последних по времени событий в Сирии. США сделали очень четкий маневр, пожертвовав условно территориями на границе с Турцией в рамках снижения градуса напряженности с Анкарой, при этом сделав Москву и Дамаск фактически заложниками этой ситуации. Теперь все спорные вопросы с турками в отношении курдов должны решать они, а курды при этом в том же Кобани (и не только там) получили гарантии безопасности от режима Асада и Москвы без всяких обязательств в рамках своей инкорпорации в структуру государственного федерального управления. При этом американцы при поддержке все тех же курдов сохранили свой контроль над стратегическими нефтяными месторождениями в Заевфратье. В этой связи, видимо, стоит отметить, что правительственные силы не смогли воспользоваться ситуацией и установить контроль над Заевфратьем, чего так оправданно боялись американские аналитики. Таким образом, Вашингтон снял с себя основное бремя в рамках своих отношений с турками; сохранил союз с сирийским курдами, надежно удерживая их от кардинального сближения с Дамаском; и сохранил свой контроль над ключевым финансовым аспектом в виде нефтяных месторождений в Заевфратье, как в рамках блокирования возможного ренессанса ИГ, так и экономического восстановления Сирии властями. Именно в этом цель этого шага, а не в «воровстве нефти», объемы которой с промышленной и мировой точки зрения мизерны.

Исследовательская группа по Сирии Института мира в США считает, что разумная политика Вашингтона в отношении Сирии требует устойчивой политической приверженности со стороны высших руководителей США взятым на себя ранее обязательствам, а также выработку стратегии, которая должна создать баланс между средствами и целями. От себя отметим, что в рамках последних шагов американцев мы как раз наблюдаем создание такого баланса. По оценке американских экспертов, первую задачу, безусловно, легче решить. Президент США и должностные лица, отвечающие за вопросы национальной безопасности, должны выступить с последовательным посланием в поддержку американской политики в Сирии и использовать все возможности для продвижения этой политики. Конгресс также должен расставить приоритеты по Сирии путем обеспечения энергичного надзора за политикой США в Сирии, проведения соответствующих слушаний и законодательных возможностей, чтобы сигнализировать, когда действия администрации затрагивает интересы национальной безопасности США.
Вторую проблему в рамках несовпадения целей и средств решить сложнее. Соединенные Штаты вряд ли резко повысят приоритет, который они придают Сирии. Группа признает, что без существенного увеличения в области наращивания ресурсов на сирийском направлении принципиально важным будет развертывание ограниченных рычагов США для достижения стратегических целей, будь то обеспечение окончательного поражения ИГ, защита гражданского населения или сплочение заинтересованных сторон за прекращение войны путем переговоров. Америка не должна стоять, сложа руки, или отступать. Россия сейчас стремится трансформировать свои военные победы в политическую победу и заявить о себе как о великой державе на международной арене. Сирия — это не замороженный конфликт, а скорее динамичный и развивающийся, который продолжает угрожать интересам США в регионе и за его пределами. Хотя военная миссия США в Сирии часто попадает вместе с миссиями в Ираке и Афганистане в категорию «вечная война», сирийской досье предлагает другие, и гораздо менее дорогостоящие модели действий. Она подразумевает небольшое военное присутствие США, усиленного американской авиацией и другими мощными средствами поражения. Безопасность США лучше всего будет обеспечиваться созданием в конечном счете такого сирийского государства, в котором сирийское правительство будет рассматриваться как законное своим собственным населением и имеет волю и возможности для прекращения зависимости от иностранных сил и предотвращение процветания террористических группировок на сирийской территории. Такое конечное состояние, по оценке этой группы, требует создание условий, в которых сирийские граждане живут без страха перед режимом Асада и «жестокостью России, Ирана и ИГ в рамках обновленного политического и социального договора», основанного на полномочиях местного правительства путем финансирования и справедливого распределения ресурсов.

Отметим, что нынешняя американская политологическая мысль подкупает ясностью в рамках декларирования своих истинных желаний. Если взять сухо и без пропагандистских вывертов, то цель остается предельно простой — через выборы с привлечением к этому процессу максимально большого количества суннитских и курдских оппонентов сирийского режима ликвидировать режим Асада (раз не получается сделать это чисто военным путем). Отметим, правда, что американские эксперты скептически относятся к тому, что это цель будет достигнута в ближайшее время.
Поэтому исследовательская группа по Сирии рекомендует стратегию, которая делает политическое урегулирование в Сирии более вероятным и позволяет Соединенным Штатам защищать свои интересы, даже если политическое решение не будет найдено. С этой целью группа рекомендует правительству Соединенных Штатов, работая в тесном сотрудничестве с союзниками и партнерами, продолжать свою военную миссию в целях поддержания давления на ИГ и другие террористические группировки, одновременно усиливая давление на режим Асада и его сторонников до тех пор, пока не будут созданы благоприятные условия для политического урегулирования в рамках окончания сирийского конфликта. Эта стратегия потребует поддержки местного управления в тех областях, где Соединенные Штаты, их союзники и партнеры имеют территориальный контроль, и доверительных отношений с местным населением, которые могут улучшить краткосрочные и среднесрочные условия и стабильность проживания для сирийских гражданских лиц. Эти сферы местного управления созидают альтернативную от Дамаска модель финансирования, а сама эта стратегия дает лаг по времени. Эта стратегия основана на выводе, что Соединенные Штаты имеют интересы в Сирии и сохраняют значимые инструменты рычагов воздействия для защиты этих интересов, особенно если эти рычаги используются в сотрудничестве с союзниками и партнерами. Этот подход также направлен на подрыв геополитической победы России и окончательный военный разгром ИГ. Для того, чтобы обеспечить устойчивое поражение ИГ, Соединенные Штаты должны ввести в действие целенаправленную гражданско-военную кампанию, объединяющая политические, информационные, военные и экономические аспекты операционных линий.
Эта кампания должна быть сосредоточена на:
• Определение приоритетов деятельности по стабилизации ситуации и работа с СДС для обеспечения инклюзивного финансирования, включая равный доступ к ресурсам для арабских общин и возможности для арабов реально участвовать в местном управлении.
• Проведение операций по борьбе с повстанцами и терроризмом с целью подрыва ИГ и «Аль-Каиды», в том числе путем обучения, консультирования и оказания помощи местным партнерам.
• Поддержка информационных операций путем артикулирования тезисов о хищническом и коррумпированном характере режима Асада, России, Ирана, ИГ, «Аль-Каиды» и насильственных экстремистских организаций для укрепления доверия на местном уровне.
• Предоставление местным партнерам возможности обеспечивать безопасность и содержание задержанных боевиков ИГ, а также предоставлять услуги членам их семей, не участвующих в боевых действиях, в соответствии с международными правовыми и гуманитарными нормами.
• Поощрение внесения союзниками и партнерами вклада в стабилизацию ситуации (например, командование и управление; тесная воздушная поддержка и контроль воздушного пространства; логистика, разведка, наблюдение и рекогносцировка).

Планирование США должно также включать непредвиденные обстоятельства, которые учитывают сценарии эскалации, такие как:
• Возрождение ИГ или значительное ухудшение ситуации в области безопасности на северо-востоке страны.
• Давление на американские войска в Эт-Танфе путем задействования иранских доверенных лиц или наемников, поддерживаемых Россией.
• Нарушение линии деэскалации по Евфрату режимом Асада, поддерживаемыми Ираном доверенными лицами или силами наемников, поддерживаемых Россией.
Группа реагирования на переходный процесс в Сирии (START) должна быть возвращена в Сирию в рамках восстановления стабилизационной помощи. Расходование средств США на ограниченные стабилизационные мероприятия пошлют необходимый сигнал о приверженности Вашингтона оставаться в Сирии и позволят американским учреждениям осуществлять эффективное планирование такой деятельности на основе наличия средств.
• Руководство Госдепартамента и Бюро дипломатической безопасности должны продемонстрировать гибкость и готовность взять на себя некоторый риск для того, чтобы американские гражданские лица могли эффективно работать на северо-востоке Сирии.
• Американские политические советники должны сопровождать американские войска во время всех их миссий по установлению контактов с местным населением.
• Партнеров следует просить увеличить взносы не только на вооруженные силы, но и на нужды гражданских усилий по стабилизации.
• Американские гражданские и военные субъекты должны привлекать ключевых племенных лидеров в нижней части племенной элиты. Особенно это касается долины Евфрата путем более непосредственного вовлечения их в местные усилия по обеспечению безопасности и стабилизации. Соединенные Штаты должны использовать значительные рычаги влияния, которые они имеют с СДС для обеспечения более инклюзивного управления в северо-восточной Сирии. Это потребует более тесной координации с СДС по этим вопросам как с гражданским, так и военным руководством США. В частности, американские чиновники должны попросить СДС разорвать его связи с руководством РПК и убрать любые фигуры РПК с ключевых постов в Сирии (наивность запредельная, которая свидетельствует о слабой страноведческой подготовке американских экспертов. Трамп разрубил это «гордиев узел» гораздо более эффективно путем вывода своих сил, что стимулировало отвод курдских отрядов – авт.).
• Предоставление права представителям гражданского общества и журналистам свободно работать в зонах своего контроля.
• Обеспечить, чтобы местные структуры управления в своем составе отражали демографические характеристики населения и политическое многообразие.
• Прекратить любые усилия по пропаганде идеологии РПК среди арабского населения северо-восточной Сирии.
• Более справедливое распределение ресурсов среди местного арабского населения.
• Обеспечить свободу передвижения для гражданского населения, в частности для ВПЛ из лагерей беженцев, в которых, как сообщается, были введены ограничения. Это возможность для СДС продемонстрировать, что они являются ответственным гарантом безопасности, позволяя международным НПО осуществлять гуманитарный и стабилизационный доступ к северо-восточному населению Сирии.

Коалиция по борьбе с ИГ должна приступить к решению проблем, связанных с задержанными боевиками ИГ и членами их семей. С этой целью Соединенные Штаты должны:
• Разработать скоординированную на международном уровне стратегию решения проблемы задержанных боевиков. В рамках этого определить одного высокопоставленного американского чиновника, ответственного за реализацию согласованной стратегии.
• Работа с европейскими правительствами по вопросам репатриации или судебного преследования их граждан третьих стран, которые содержатся в качестве заключенных в специальных лагерях, а также приемлемые решения для членов их семей.
• Оказании нажима на СДС, который контролирует лагерь Аль-Хол, в рамках увеличения транспарентности предоставления НПО доступа в лагерь и перечня программ, которые реализуются среди населения этого лагеря.
• Увеличить финансирование фонда подготовки и оснащения кадров для борьбы с «Исламским государством» и обновить санкционированную деятельность в отношении Сирии. Дополнительные средства должны быть использованы для улучшения инфраструктуры в управляемых СДС лагерях для заключенных ИГ и невоюющих ВПЛ. Финансирование по линии CTEF должно уделять приоритетное внимание необходимости поддержки США СДС для обеспечения того, чтобы условия лагерей для беженцев соответствовали международным стандартам, в том числе по гуманитарному доступу.
• Улучшить стратегические коммуникации в рамках готовности США репатриировать американских граждан и узаконить уголовное преследование США репатриированных боевиков ИГ.

ИГ в Сирии не будет разгромлено, если группировка восстановится в Ираке. Поэтому Соединенные Штаты должны уделять приоритетное внимание иракскому партнерству в рамках сохранения военного присутствия в Ираке, оказания содействия иракским силам безопасности в предотвращении возрождения ИГ и сотрудничества с невоенными иракскими институтами для оказания помощи в восстановлении Ирака. В частности, Соединенные Штаты должны:
• Оказать нажим на иракских чиновников в рамках определения ими приоритетнов деятельности по стабилизации в освобожденных от ИГ общинах.
• Продолжать оказывать военную поддержку законным иракским силам безопасности для усиления их противодействия терроризму и в рамках операций по борьбе с повстанцами.
• Поддерживать усилия иракского правительства по репатриации задержанных боевиков ИГ и их членов их семей.

Пока условия внутри Сирии не улучшатся, отрицать легитимность режима Асада и его сторонников путем обеспечения дипломатической изоляции режима и поддержания строгой архитектуры санкций. Соединенные Штаты должны:
• Дать понять, что любые шаги по нормализации требуют, как минимум, изменения поведения режима
• Приоритетность политики санкций в отношении Сирии, как вопрос геополитики.
• Требовать освобождения задержанных граждан США до смягчения санкций или дипломатической изоляции.
• Продолжать отказывать в финансировании реконструкции районам, контролируемым режимом.
• Отказ в признании легитимности президентских выборов 2021 года, если они состоятся в отсутствии значимых реформы со стороны режима Асада и не будут проводиться в соответствии с международными стандартами.
• Продолжать поддерживать развитие гражданского общества внутри Сирии и среди беженцев, признавая, что субъекты гражданского общества сталкиваются со значительными рисками для своей личной безопасности от режима и его союзников.
• Убеждать иностранные правительства, особенно на Ближнем Востоке, от реадмиссии Сирии в ЛАГ и восстановления с Дамаском дипломатических отношений. При этом дать понять, что такие шаги чреваты введением отношении их американских санкций. Принятие специального закона на эту тему, который предусматривал бы дополнительные санкции за такие шаги, чтобы сигнализировать о решимости США препятствовать нормализации отношений с режимом Асада.
• Изучение новых направлений для усиления экономического давления на режим Асада. Такие сферы, включая дальнейшее сокращение поставок иранской нефти в Сирию, в том числе через давление на региональных партнеров и третьи стороны; оказание давления на Организацию Объединенных Наций с целью повышения ее транспарентности и подотчетности, чтобы гарантировать, что ее операции в Дамаске не направляют доходы режиму Асада; призывать европейские и арабские правительства ужесточить санкции.

Даже если будет достигнут взаимоприемлемый политический компромисс между режимом Асада и оппозицией, долгосрочная стабильность Сирии требует ответственности конкретных фигур в режиме за военные преступления. В этой связи Соединенные Штаты должны:
• Надежно финансировать усилия по документированию и поддержки организаций, ориентированных на создание правотой базы для судебного преследования в третьих странах.
• Конгресс должен заявить о своей приверженности возможному преследованию за военные преступления и ответственности лиц режима путем утверждения кандидатуры на должность посла по особым поручениям в глобальном масштабе уголовного правосудия в Государственном департаменте. Это управление должно сосредоточиться на консолидации международных усилий по защите и поддержке информаторов, желающих давать показания или предоставлять доказательства военных преступлений, совершенных в Сирии; улучшение обмена информацией с правительством США с прокурорскими полномочиями; и обеспечение того, чтобы преступления в Сирии были задокументированы для будущих усилий прокуратуры.

США должны продолжать деятельность, которая увеличивает издержки для России за ее действия в Сирии. Российские чиновники активно работают над позиционированием Москвы как регионального центра влияния на Ближнем Востоке. Лучший способ противостоять этому для Соединенных Штатов-это:
• Последовательность в продвижении целей США в рамках объединения союзников и партнеров, избегая при этом подрыва этих усилий непредсказуемыми политическими действиями или заявлениями США.
• Подчеркивать, что Россия является сторонником режима Асада, разоблачая российские гибридные операции, информационные операции и ее основных действующих лиц в Сирии.
• Требовать конкретных действий России в соответствии с любыми обсуждениями политического урегулирования; при отсутствии таких действий следует избегать уступок Москве или легитимизации ее позиций.
• Призвать Россию к ответу за ее действия на дипломатическом направлении через сообщения, которые подчеркивают неспособность Москвы выполнить какие-либо из своих обязательств в Сирии или в регионе.
• Разработка стратегии информационных операций, которая использует инструменты Министерства обороны и разведывательного сообщества США для подрыва российских усилий по дезинформации по зонам уязвимости России, в том числе:
— Неизбирательное нанесение Россией ударов по сирийскому гражданскому населению и гражданским объектам.
— Поддержка Россией хищнического и коррупционного поведения в Сирии и во всем мире.
— Проникновение Ирана в сирийские государственные и культурные структуры, которые могут подорвать влияние России на Сирию.
• Провести исследование военных преступлений России в Сирии. Такое исследование продемонстрирует закономерности соучастия в преступлениях, совершенных как режимом Асада, так и самой Россией. Опубликование такого исследования публично, ориентируясь на общественное мнение в России и арабском мире.

Соединенные Штаты должны оставаться сосредоточенными на изгнании иранских войск из Сирии, имея ввиду, что это лучше всего делать поэтапно. Ключевой краткосрочной целью должно быть предотвращение дальнейшего закрепления Ирана и его многочисленных партнеров и доверенных лиц при одновременном повышении рисков для Ирана за поддержку режима Асада. Более конкретно, Соединенные Штаты должны:
• Продолжать поддерживать удары Израиля по иранским активам внутри Сирии. Эти удары имеют целью помешать Ирану достичь более экспансивных целей в Сирии, но вряд ли это помешает иранской стратегии по увеличению своего присутствия там.
• Обеспечить соблюдение и, где это возможно, расширить санкции, нацеленные на иранскую поддержку режима Асада и иранских доверенных лиц, вовлеченные в сирийский конфликт, такие как ливанская «Хизбалла» и шииты военизированных формирований Ирака, Афганистана и Пакистана. Дальнейшие действия европейских стран—такие, как захват в начале июля Британским Королевским флотом танкера, идущего в Сирию и перевозящего иранскую нефть, следует поощрять, поскольку это укладывается в тактику принудительного применения Европейским союзом своих собственных санкций. От себя отметим, что такая попытка кончилась иранской ответной акцией по захвату двух британских танкеров, после чего британцы очень быстро сдали назад. Что касается остальных европейцев, то их решимость следовать таким рекомендациям американцев с риском попасть в серьезный конфликт с иранцами, еще ниже.
• Сохранить свое присутствие в Эт-Танфе, чтобы предотвратить консолидацию сухопутного моста Ирана через Сирию в Ливан. Избегать уступки этой территории без существенных уступок со стороны России и Ирана.

Разработать многостороннюю стратегию по срыву деятельности Ирана в области использования «мягкой силы» в Сирии. Эта стратегия должна включать:
— Поддержку международных и неправительственных усилий по составлению карт иранской политической, экономической и культурной жизни, и религиозной деятельности в Сирии.
—Направлять помощь тем субъектам внутри и за пределами Сирии, которые противодействуют усилиям Ирана.
— Использование открытых и скрытых источников информации для распространения сообщений, отражающих негативное воздействие и последствия деятельности Ирана в Сирии.
• Придерживаться позиции о том, что любое поддерживаемое США политическое урегулирование сирийского конфликта требует эвакуации иранских и иранских опосредованных сил из Сирии.

Искать области для сотрудничества с Турцией и решать законные турецкие проблемы безопасности, одновременно давя на Турцию, чтобы избежать любого вторжения в Северо-Восточную Сирию (отметим, что этого сделать не получилось – авт.). Соединенные Штаты должны:
• Продолжить переговоры с Турцией о механизме обеспечения безопасности вдоль границы Турции с северо-восточной Сирия. Если зона будет создана, она должна предусматривать безопасных и надежных условий для местного населения, создание законного местного управления. Соединенные Штаты должны быть готовы выделить дополнительные войска для патрулирования любой зона безопасности с привлечением своих и должна также стремиться партнеров по коалиции для участия в такой миссии. (Как мы видим, американский президент решил эту проблему более эффективно – авт.).
• Поощрять и предлагать содействовать возобновлению мирных переговоров между Турцией и РПК, которые представляют лучший путь к разрешению турецких проблем с СДС ( этот вариант маловероятен в силу внутренних мотиваций самого Р.Т.Эрдогана».
• Стремится изолировать сирийский вопрос от более широкого досье в отношениях между США и Турцией, частично путем содействия более регулярному диалогу между турецкими и американскими военными командованиями. Этот механизм мог бы изучить предложения Турции по обеспечению безопасности и совместные военные операции против ИГ на северо-востоке Сирии.
• Совместно с усилиями по решению проблем безопасности Турции, оказать давление на Анкару в рамках выполнения ей обязательства по изгнанию экстремистских группировок из контролируемых ей районов Сирии, прекращение любых репрессий в отношении местного населения и обязуются осуществлять представительное местное управление в этих районах. Следует обеспечить полную прозрачность для официальных лиц США и ООН и других лиц, оценивающих условия в указанных областях. Одновременно Соединенные Штаты должны оказать давление на СДС, чтобы прекратить нападения их отрядов на турецкие цели. Стремиться урегулировать гуманитарный кризис в Идлибе и противодействовать присутствию террористов там. Соединенные Штаты должны:
• Сдерживать режим Асада, предупреждая, что применение химического оружия или других форм гражданского таргетинга могут привести к военному ответу. Эти меры следует применять в качестве крайней меры, которые лучше всего проводить с союзниками. Тем не менее, реальная угроза применения военной силы и ее осуществление подкрепляют дипломатические усилия по сдерживанию и противодействию государственному террору режима Асада; пренебрежение таким инструментом сдерживания стимулирует чувство безнаказанности режима, что приводит к разрушительным последствиям в Сирии и за ее пределами. Идлиб — это та область, где можно проверить готовность и способность России к конкретным шагам.
• Настоятельно призывать Турцию открыть свои границы, а также зону «Щит Евфрата» для лиц из Идлиба.
• Настоятельно призывать правительство Турции разрешить НПО использовать трансграничные механизмы помощи для удовлетворения гуманитарных потребностей населения, которые находится в Идлибе.
• Продолжать оказывать поддержку умеренным группам гражданского общества, предоставляющим информацию и гуманитарную помощь в Идлибе. Активизировать усилия по урегулированию гуманитарного кризиса внутри Сирии, предпринимая при этом шаги по поддержке стран, принимающих сирийских беженцев. В частности, Соединенные Штаты должны:
• Публично настаивать на том, что условия внутри Сирии не способствуют возвращению беженцев. Большинство сирийских беженцев вряд ли вернутся, учитывая опасения за свою безопасность.
• Координировать свои действия с европейскими партнерами, чтобы в частном порядке отговаривать правительства соседних с Сирией стран от конкретных шагов по возвращению сирийских беженцев.
• Наращивать дипломатические усилия в Совете Безопасности ООН и посредством публичной кампании по продлению действия резолюции Совета Безопасности 2449, чтобы обеспечить трансграничный доступ к гуманитарной помощи. Невозобновление этой резолюции фактически предоставило бы режиму Асада право вето на поставки гуманитарной помощи в Сирию.
• Оказывать давление на Организацию Объединенных Наций и гуманитарные НПО в целях обеспечения большей подотчетности и прозрачности всех операций по оказанию помощи в Сирии, тем самым гарантируя, что никакой помощи режим по этому каналу не получит. Соединенные Штаты должны выступить против перемещения всей этой системы ООН только в Дамаск.
• Поощрение инклюзивной политики в отношении беженцев с повышенным уровнем координации для полного финансирования обязательств по оказанию помощи Ливану и Иордании.
В частности, Соединенные Штаты должны:
— Создать механизмы совместного финансирования в целях оказания помощи, в том числе и путем проведения консультаций и координации с принимающими беженцев странами.
— Улучшить возможности получения образования, особенно на уровне среднего и высшего образования, для сирийских беженцев в регионе.
— Поощрять и поддерживать принимающие страны в предоставлении правовых путей трудоустройства для беженцев.
— Поддерживать усилия Всемирного банка и других международных финансовых учреждений по предоставлению помощи для поддержки принимающих беженцев правительств.

В этой связи отметим, что такие рекомендации в общем-то частных исследовательских фондов не надо понимать буквально как уже определенный курс Вашингтона. Пример с передислокацией американских войск в Сирии это красноречиво доказывает. Но важность этого анализа в том, что он принципиально отражает подход Вашингтона на сирийской направлении в среднесрочной перспективе, что делает по существу все попытки запустить мирный процесс в Сирии мало реальным делом. Одновременно можно сделать вывод об основных направлениях американской политики на сирийской направлении на среднесрочную перспективу, в которой возможны только тактические, но не стратегические поправки.

52.34MB | MySQL:103 | 0,670sec