К вопросу о позиции Турции по депортации террористов «Исламского Государства – иностранных граждан из Сирии

В отношениях между Европейским союзом и Турецкой Республикой назревает очередной виток напряженности.

До сих пор, одним из «узких мест» турецко-европейской повестки был вопрос беженцев. Впрочем, его решить не удалось. Ситуацию пока следует считать замороженной. С учетом того, что Турция продолжает, так или иначе, давать кров и возможности для жизни беженцам из Сирии, безуспешно пытаясь добиться материальной поддержки со стороны ЕС. Даже то, оскорбительное, по мнению многих наблюдателей соглашение по беженцам (так называемое «Брюссельское соглашение» — В.К.) и то не дало возможности Турции заручиться сколь-нибудь значительно финансовой поддержкой со стороны Европы.

По оценкам турок, если расходы на содержание 3,5 млн сирийских беженцев по европейским нормам должны были составить сумму около 240 млрд долларов США (в той же Германии, к примеру), то Турция несет издержки, меньшие, по крайней мере, в пять раз – около 50 млрд долл. Именно в таком объеме их оценили, во всяком случае, на конференции, посвященной ситуации в Сирии, организованной 28 сентября с.г. в Стамбуле со стороны главной оппозиционной Народно-республиканской партии (НРП) Турции.

Но даже и сумму, которая в 10 раз меньше, туркам не удается от Европейского союза получить. Турция, в прямом смысле этого слова, превратилась в центр временного (или уже, скорее, постоянного) содержания сирийских беженцев. Без малейших перспектив того, что ЕС, хоть каким бы то ни было образом, окажет Турции, в качестве «буферной зоны», финансовую помощь.

Кстати, аналогичным образом, ЕС пытается «увернуться» и от вопроса участия в послевоенном восстановлении Сирийской Арабской Республики. Стамбульский формат переговоров, который как раз и задумывался для того, чтобы привлечь ЕС к этому вопросу, в составе Россия – Турция – Германия – Франция, пока не функционирует. Его очередная встреча, не так давно, была отменена.

Теперь же, после того, как Турция провела свою военную операцию «Источник мира» на севере Сирии, в её руки попало некоторое количество заключенных «Исламского государства» (ИГ, здесь и далее – запрещенная в РФ террористическая организация – В.К.). Как сообщил накануне, в ходе пресс-конференции, министр внутренних дел Турции Сулейман Сойлу, число иностранных террористов, попавших в руки силовых структуры страны в ходе операции «Источник мира», составило 289 человек. Всего же, число заключенных ИГ, содержащихся в тюрьмах в САР, было оценено главной МВД Турции приблизительно в 1200 человек.

Что же до тех 289 человек, которые уже попали в руки силовых структур Турции, то среди них: 242 человека – граждане иностранных государств (всего 19 стран), и 45 человек – это граждане самой Турции. С последними Турция готова разбираться, но вот с первыми, судя по всему, нет.

Что стало понятно из выступления министра внутренних дел Сулеймана Сойлу, который отметил сигналы, исходящие из европейских государств, настаивающих, по его словам, на том, чтобы террористов судили «по месту их задержания». Таким образом, получается, что ответственность за их дальнейшую судьбу пока возлагается на Турецкую Республику. При том, что «ряд европейских государств», опять же, по словам Сулеймана Сойлу, уже вознамерился лишать этих лиц своего гражданства. То есть, получается так, что в руках силовых структур Турции окажутся люди без гражданства, с которыми не совсем понятно, что делать.

В результате турецкий министр внутренних дел С. Сойлу выступил с достаточно жестким заявлением, пообещав высылать иностранных граждан в страну их происхождения, даже если их родина лишит их своего гражданства. Процитируем турецкого министра: «Все находящиеся в тюрьме – иностранные боевики — террористы. В то же самое время, есть иностранные боевик-террористы и в наших депортационных центрах. В отношении всех из них мы осуществляем соответствующие мероприятия. Они теми путями, о которых вы говорите время от времени, попадали в Турцию и были (тут) пойманы. Здесь они все находятся под надзором наших сил безопасности. Они, будучи пойманными, передаются в наши судебные органы. После передачи они либо попадают в тюрьмы, либо в центры высылки. Мы же, время от времени, направляем их в их страны».

Продолжаем цитирование турецкого министра: «Сейчас мы тех, кто находится в наших руках, всенепременно, направим в их страны. Однако, в мире нашелся новый метод. Тот метод, который выискался, выглядит так. Они говорят: «Мы их лишим их гражданства». Особенно, после нашего заявления накануне, они пытаются использовать такой аргумент. Они говорят: «Пусть их судят в том месте, где они были обнаружены». То есть, это, вероятно, — новое международное право. Иными словам, в 21-м веке те страны, которые, к сожалению, демонстрируют неправильный подход к беженцам и переселенцам, сегодня в вопросе терроризма предъявляют новый подход. Этот подход является совершенно неприемлемым. Пусть они не огорчаются, однако, лишат ли они членов «Исламского государства» (ИГ, здесь и далее, запрещенная в РФ террористическая организация – В.К.) или не лишат гражданства, но мы их направим в их собственные страны».

Довольно точно эту ситуацию обрисовал колумнист известного турецкого издания «Хюрриет» Нихат Али Озджан, опубликовавший 5 ноября 2019 года статью под заголовком «Из государства–гарнизона в государство–надзиратель».

В своей статье он анализирует понятие «иностранный террорист–боевик», которое, как явление появилось в литературе с началом так называемой «арабской весны». Речь идет о тех иностранных гражданах, которые отправляются на гражданские войны в разные страны, руководствуясь при этом совершенно разными мотивами.

Часть этих лиц погибает в ходе столкновений, часть возвращается к себе на родину. И, наконец, третья категория оказывается захваченной на театрах боевых действий. Юридический статус тех лагерей, куда они попадают в заключение, как указывается автором статьи, является спорным.

Как отмечает Н.А.Озджан эта ситуация вызвала к жизни достаточно интересные дискуссии и предложения. Некоторые страны выделили две стороны в этом вопросе: «прокурор–охранник» и «террорист–заключенный». И тем, кого объявили охранниками, пытаются придать определенный легальный статус.

Что же до захваченных террористов, то как пишет автор, страны их исхода пытаются исповедовать подход «отрезанного ломтя». Они пытаются добиться того, чтобы эти люди не отправлялись назад и не представали перед судом на своей родине. Как пишет автор, для того, чтобы исключить отправку этих террористов домой, используются самые разные методы избавления, включая физическую ликвидацию.

Как пишет автор статьи, такой подход не только противоречит закону и правам человека, но и начинает создавать прецедент – из-за того, что предпринимается попытка возложить ответственность за этих лиц на третьи страны. Так некоторые страны Европы, как пишет автор, охранниками этих террористов, с возложением соответствующих полномочий, объявили курдские организации ПДС и СНС. При этом они возложили на ПДС / СНС и вопросы судопроизводства. Взамен они этим организациям пообещали «толерантность».

Как пишет Н.А.Озджан, этот подход содержит в себе весьма многое: свидетельство страха, эгоистичный подход к своей «безопасности», желание избавиться от долгосрочных расходов на содержание заключенных. Также, как подчеркивается автором, их подход по лишению гражданства не только попирает закон, но и мораль. В результате, происходит выхолащивание термина «гражданство», а также нарушение принципа «права на справедливый суд», которому в Европе придается столь большое значение. А ПДС / СНС, в результате такого подхода, получили права судебных органов власти. Н.А.Озджан указывает на то, что такой подход, помимо того, что нарушает европейские юридические нормы, но, к тому же ещё, и является серьезным ценностным тестом и предъявляет пример «эгоизма».

Ответ Турции, адресованный, в первую очередь, Бельгии и Великобритании, продемонстрировал, как пишет Н.А.Озджан, министр внутренних дел Турции С.Сойлу. Он отметил, что турецкие граждане, воевавшие на стороне ИГ, будут судимы в Турции. Те же иностранные граждане, которые будут задержаны в ходе операции «Источник мира» сначала будут помещены под стражу, а потом отправлены к себе на родину.

Тут автор приводит цитату С. Сойлу: «Все нашли легкий путь. Члена ИГ лишают собственного гражданства. То есть, он становится лицом без гражданства. После чего, они демонстрируют свою безответственность в том, что касается их перемещений из той страны, в которой они сейчас находятся. Это – процесс, который в предстоящий период следует обсуждать во всем мире. Мы не являемся ничьей гостиницей для (размещения) членов ИГ».

Первая реакция на это заявление последовала со стороны Бельгии и Великобритании. Официальные лица этих стран выступили с заявлениями на канале Euronews. Вслед за автором статьи, процитируем сделанное заявление: «Нашим приоритетом является безопасность тех, кто живет в Соединенном Королевстве. Те, кто воевал на стороне ИГ, и те, кто оказывал им поддержку, по возможности, должны быть судимы в тех районах, где они совершили правонарушения». Аналогичным образом, как пишет Н.А.Озджан, выступили и официальные лица со стороны Бельгии, заявившие о том, что они не примут, для собственной безопасности, задержанных членов ИГ.

Такое подход Н.А. Озджан характеризует как «двойные стандарты» и указывает на то, что эти страны «хорошо устроились».

Итак, как мы писали выше, налицо – очередной, потенциально весьма серьезный кризис в отношениях между Турцией и ЕС. При этом помимо влияния на двусторонние (точнее, многосторонние – В.К.) отношения, решение вопроса задержанных членов «Исламского государства» имеет значение и для всего региона в целом. Налицо ситуация, при которой все от них пытаются избавиться и не совсем понятно, где те в итоге окажутся и к чему это приведет.

47.18MB | MySQL:109 | 0,755sec