Взгляды китайских специалистов на важнейшие морские проливы и каналы ближневосточного региона

Известно, что понятие «морские проливы, используемые для международного судоходства» было сформулировано на 3-ей  ассамблее ООН по морскому праву в процессе выработки Конвенции ООН по морскому праву. Согласно статье 35 Конвенции ООН по морскому праву 1982 года, «используемые для международного судоходства морские проливы» подразделяются на две категории. Первая: морские проливы на важнейших морских путях, чрезвычайно значимые для международного судоходства, но при этом узкие. У некоторых оба берега принадлежат одному государству, у других двум или нескольким государствам. В связи с их особым географическим положением и историческими факторами конкретный правовой статус их определён специальными международными договорами. Другая категория: используемые для международного судоходства морские проливы, не подпавшие под действие специальных договоров. Их статус и режим прохода определяются Конвенцией по морскому праву. В настоящее время на международном уровне получили признание 16 важнейших морских проходов. Учитывая нестабильную военно-политическую обстановку китайские специалисты отмечают важность морских путей для транспортировки углеводородов в КНР. Так, например, в «Справочнике офицера ВМС Народно-освободительной армии Китая (НОАК)» 2019 года отмечается важная роль следующих каналов ближневосточного региона.

Черноморские проливы

Черноморские проливы находятся между полуостровом Малая Азия на северо-западе Азии и Балканским полуострове на юго-востоке Европы. Проливы соединяют Чёрное море на востоке и Средиземное море на западе, состоят из трёх частей: северного участка, пролива Босфор, средней части, Мраморного моря и южного участка, пролива Дарданеллы. Общая длина – около 195 морских миль. Пролив Босфор имеет длину около 16,5 морских миль, максимальную ширину около 2 миль, минимальную – 747 метров. Пролив Дарданеллы имеет длину около 33 морских миль, ширину около 3,5 миль, в центральной части сужается до 1 200 метров. Черноморские проливы разделяют европейскую и азиатскую части Турции, оба берега составляют турецкую территорию. Проливы являются важным узлом на сухопутных и морских путях, связывающих Азию и Европу, Чёрное и Средиземное моря, а также важнейшим пунктом переправы между Европой и Азией, а кроме того единственным выходом из Чёрного моря в Средиземное и важной стратегической зоной Среднего Востока.

Р и с.  1. Пролив Дарданеллы (слева), пролив Босфор (справа)

Китайские специалисты отмечают, что Черноморские проливы составляют территориальные воды Турции, но в силу исключительной важности их стратегического положения их правовой статус и режим прохода определяются специальными международными договорами. Ныне действуют Конвенция Монтрё, подписанная в июле 1936 года Болгарией, Францией, Великобританией, Японией, Грецией, Румынией, Советским Союзом, Югославией и Турцией. Эта конвенция определяет: все страны утверждают принцип свободы прохода, судоходства в проливах; все торговые суда независимо от государственной принадлежности и характера груза могут следовать через проливы в любое время; однако в случае вступления Турции в войну свободный проход разрешается торговым судам только нейтральных государств; при проходе через проливы военных кораблей надлежит заблаговременно по дипломатическим каналам извещать правительство Турции; не прибрежные (не имеющие побережья) в Чёрном море государства могут проводить через проливы лёгкие военные корабли, малые боевые корабли и вспомогательные военные суда, при этом в двух проливах и Мраморном море одновременно должно находиться не более девяти кораблей общим водоизмещением не более 10 тысяч тонн, устанавливаются также соответствующие ограничения по суммарному тоннажу таких военных кораблей, находящихся одновременно в Чёрном море; ограничение для прибрежных государств – один линейный корабль в сопровождении двух эсминцев; подводным лодкам разрешается следовать только днём и в надводном положении; в случае войны, если Турция не является воюющей стороной, военные корабли нейтральных государств могут проходить по правилами мирного времени, а военные корабли воюющих государств – по особым правилам; если Турция участвует в войне или, не участвуя в войне, предполагает наличие реальной военной угрозы, то она может по своему усмотрению установить правила прохода через проливы иностранных военных кораблей.

Гибралтарский пролив

Известно, что Гибралтарский пролив находится между южной оконечностью территории Испании в Европе и северной оконечностью территории Марокко в Африке. Он соединяет Средиземное море на востоке с Атлантическим океаном на западе, имеет общую длину 32 морские мили, наименьшую ширину на востоке 7,5 миль, наибольшую ширину на западе 24 мили. Расположенный в восточной части северного берега Гибралтар, был занят британской армией в 1704 году. Франко-британский договор 1713 года закрепил за Великобританией право собственности на него. Переговоры между Испанией и Великобританией по вопросу принадлежности Гибралтара продолжаются до настоящего времени. Британская армия создала в Гибралтаре военную базу и фактически осуществляет полный контроль над проливом. Гибралтарский пролив является единственным проходом, соединяющим Средиземное море и Атлантический океан. Все гружённые нефтью суда, отправляющиеся из Персидского залива, направляясь в страны Западной и Северной Европы, следуют через Баб-Эль-Мандебский пролив, Красное море, Суэцкий канал, Средиземное море, проходят Гибралтарский пролив. Суда, следующие из Тихого и Индийского океанов в Западную, Северную Европу, также проходят этим путём, именуемым в Западной Европе жизненной артерией. Гибралтарский пролив, через который осуществляется интенсивное движение судов, стал воротами из Средиземного моря в Атлантический океан, из Европы в Северо-Западную Африку, и важнейшим проходом на маршруте поставок энергоносителей в Европу. Его экономическое значение и стратегическое положение чрезвычайно важны.

Р и с.  2. Гибралтарский пролив

Китайские специалисты отмечают, что правовой статус и режим прохода Гибралтарского пролива определены многосторонними договорами. В 1904 году, когда Марокко являлось французской колонией, Великобритания и Франция заключили договор, по которому пролив признавался нейтральной зоной со свободным проходом для судов всех государств. В целях обеспечения свободы судоходства Великобритания и Франция обязались не возводить на марокканском участке южного берега каких-либо оборонительных сооружений и вообще военных объектов. В том же году к договору присоединилась Испания. В 1907 году Великобритания, Франция и Испания подписали новое соглашение о демилитаризации Гибралтарского пролива, гарантировали неизменность его статуса, взяли на себя обязательства обеспечивать свободный проход через пролив судов всех государств. Свободный проход через пролив осуществляется до сих пор.

Ормузский пролив

Р и с.  3. Ормузский пролив

Ормузский пролив находится в юго-западной части Азии между Ираном и Аравийским полуостровом, соединяет Оманский залив на востоке с расположенным западнее морским заливом, который иранцы именуют Персидским, а арабы Аравийским. Имеет зигзагообразную форму. Является единственным выходом из залива в Индийский океан, а потому получил название «ключа к заливу». Занимает важное стратегическое положение. Большая часть добытой государствами залива нефти вывозится в Западную Европу, Австралию, Японию и США через этот пролив. Около 60% потребляемой западом нефти проходит через пролив, а потому западные страны именуют его «жизненной артерией». Пролив, соединяющий Персидский залив на западе и Оманский залив, Аравийское море на востоке, имеет ширину от 55 до 95 км, расположен между Ираном на севере и Аравийским полуостровом на юге. В проливе имеются острова Кешм, Ормуз и Хенгам. Танкеры, следующие в порты Персидского залива и обратно, должны проходить этот пролив, а потому он имеет важное стратегическое и экономическое значение.

Баб-Эль-Мандебский пролив

Р и с.  4. Баб-Эль-Мандебский пролив

Баб-Эль-Мандебский пролив находится между Аравией и Африкой, соединяет Красное море и Аденский залив, Индийский океан. С завершением строительства Суэцкого канала он стал важнейшим проходом на пути между Средиземным морем и востоком, его стратегическое и экономическое значение сильно возросло. Полное название – Баб-Эль-Мандебский пролив. Длина 50 км, ширина 26-32 км, глубина 30-323 метра. У входа в пролив имеется несколько мелких островов, самый крупный из них – Перим, площадью 13 кв. км., который делит пролив на два прохода – восточный и западный. Восточный проход шириной 3,2 км, глубиной около 30 метров называется Малым, является важным фарватером при следовании из Красного моря в Индийский океан.

Китайские специалисты отмечают, что западный проход шириной около 28,8 км, глубиной 323 метра, называется Большим, неудобен для судоходства из-за множества подводных рифов и мелей. Баб-Эль-Мандебский пролив, соединяя Красное море на севере и Аденский залив на юге, расположен на кратчайшем пути между Атлантическим и Индийским океанами, является важным звеном на маршрутах морских коммерческих перевозок между Европой, Азией и Африкой.

Суэцкий канал

Суэцкий канал находится в северо-восточной части Египта, соединяет Средиземное море на севере и Красное море на юге, имеет огромное стратегическое значение. Длина канала 195 км, ширина 365 метров, глубина 13 метров. Суэцкий канал находится на «перекрёстке» морских путей, связывающих Европу, Азию и Африку, является кратчайшим путём следования из Атлантического океана через Средиземное море в Индийский и Тихий океаны. Ежедневно через него проходит большое количество судов различных государств, экономическое и стратегическое значение его велико. Суэцкий канал находится на территории Египта, но в прошлом в течение длительного времени он контролировался другими государствами, его правовой статус и режим прохода определились документами, принятыми в одностороннем порядке, и неравноправными договорами.

Р и с.  5. Суэцкий канал

Известно, что Суэцкий канал был спроектирован Всеобщей компанией Суэцкого канала, созданной французским подданным Лессепсом, и через 10 лет строительства открыт для судоходства в ноябре 1869 года. С открытием движения управление осуществлялось Всеобщей компанией Суэцкого канала, контролируемой французами. В 1875 году британское правительство приобрело часть акций компании у египетского хедива и начало вмешиваться в управление каналом. В дальнейшем в 1882 году, воспользовавшись беспорядками в Египте, оно направило в страну войска, установив контроль как над ней, так и над каналом. В соответствии с его замыслом 29 января 1888 года Великобритания, Франция, Австро-Венгрия, Испания, Германия, Голландия, Италия, Россия и Турция подписали конвенцию о свободном плавании по Суэцкому каналу (Константинопольскую конвенцию). Канал объявлялся нейтральной зоной, он был открыт для прохода торговых судов и военных кораблей всех стран как в мирное время, так и в военное. Ограничение свободного плавания, блокада канала не допускались. Не допускались также остановки военных кораблей в канале, возведение военных сооружений. Эти условия фактически игнорировали суверенитет Египта, в полной мере отражая гегемонизм империалистических держав. С началом Первой мировой войны Великобритания в одностороннем порядке объявила Египет английским протекторатом. Признав самостоятельность Египта в 1922 году, она оставила свои войска в зоне Суэцкого канала. Согласно статье 8 «Британско-Египетского союзного договора» 1936 года стороны признавали Суэцкий канал неотъемлемой частью египетской территории, но оставляли за британской армией право размещаться на нём. Великобритания и Египет вели переговоры по новому соглашению вплоть до октября 1954 года, когда было объявлено о выводе английских войск из зоны канала. Таким образом, в течение длительного исторического периода фактический контроль над Суэцким каналом удерживали Франция и Великобритания. Правительство республики Египет 26 июля 1956 года объявила о национализации Суэцкого канала, сообщив при этом о приверженности принципу свободы судоходства. Однако эти законы и справедливые действия встретили ожесточённые возражения со стороны Франции и Великобритании. В ноябре того же года они совместно с Израилем предприняли вооружённую агрессию. Египет при общей поддержке всех миролюбивых государств и народов мира, в конце концов, одержал победу, установил суверенитет над каналом. Китайское правительство в ходе этих событий с начала и до конца стояло на стороне египетского народа, полностью поддерживало действия Египта по восстановлению права собственности над каналом. Египетское правительство 24 апреля 1957 года выступило с заявлением о намерении обеспечивать режим свободного пропуска через Суэцкий канал, предусмотренный ещё Константинопольской конвенцией, а 1 июля того же года оно опубликовало закон о создании администрации Суэцкого канала, ведающей организацией судоходства, содержанием, охраной и расширением канала. В соответствии с египетскими правилами прохода канала, иностранные военные корабли, намеревающиеся проследовать по каналу, должны как минимум за 11 дней до прибытия в порты у входов в канал уведомить египетское министерство иностранных дел. Военные корабли государств, с которыми Египет находится в состоянии войны, не имеют права требовать пропуска через Суэцкий канал. В августе 2001 года отряд китайских военных кораблей, следуя с визитом в Европу, впервые прошёл в Средиземное море через Суэцкий канал. В июле 2002 года отряд китайских военных кораблей, впервые совершавший кругосветное плавание, также прошёл через канал.

Транзитный проход проливов

Конвенция ООН по морскому праву установила порядок транзитного прохода проливов, являющегося новшеством в международном морском праве. Так называемый транзитный проход – это осуществление свободы судоходства и полёта в целях безостановочного и быстрого транзита через проливы между различными частями открытого моря или исключительных экономических зон. Режим транзитного прохода не влияет на суверенитет или юрисдикцию прибрежных государств над акваторией, воздушным пространством, дном и недрами проливов. Прибрежные государства в праве осуществлять контроль за безопасностью и соблюдением правил судоходства в проливах, утверждать и надлежащим образом публиковать законы и правила по запрету, сокращению, ограничению загрязнения воды, рыболовства в проливах, пресечению нарушений таможенного, финансового права, миграционных и санитарных норм. В законах и правилах прибрежных государств  не допускается дискриминация иностранных судов как по форме, так и по сути. Прибрежные государства не должны препятствовать транзитному проходу и обязаны оповещать о любой известной им опасности для судоходства в проливе или пролёта над ним.

Иностранные суда и самолёты, пользуясь правом транзитного прохода, должны соблюдать законы прибрежных государств и соответствующие нормы международного права, в частности относительно правил движения на море, предотвращения и ограничения загрязнения, запрета рыболовства и иной не связанной с транзитным проходом деятельности. Они не должны использовать вооружённую силу или угрозу применения вооружённой силы для посягательства на суверенитет, территориальную целостность и политическую самостоятельность прибрежных государств или иным образом использовать вооружённую силу и угрозу её применения в нарушение предусмотренных уставом ООН норм международного права. Они обязаны проходить проливы без малейшей задержки, за исключением случаев воздействия непреодолимой силы и опасных ситуаций. Следующие через пролив транзитным проходом суда, в том числе научно-исследовательские, океанологические и гидрографические, не должны проводить какую-либо исследовательскую деятельность, гидрографические съёмки без предварительного разрешения граничащих с проливом государств.

Таким образом, наращиваемое в последние годы присутствие китайских ВМС в акваториях Мирового океана, а также экспансионистская политика, проводимая КНР направлены на получение Пекином возможности контроля морских перевозок. При этом отмечается, что действия КНР направлены в первую очередь на увеличение военного присутствия (под предлогом борьбы с морским пиратством) в узловых коммуникационных точках, основной из которых на Ближнем Востоке является Ормузский пролив. Ежедневно через нее проходит свыше 17 млн баррелей нефти. И хотя полное перекрытие Ормузского пролива, даже при наличии у КНР достаточного количества сил, невозможно ввиду его высокой важности для большого числа стран, любая эскалация напряженности неизбежно отразится на стабильности поставок энергоресурсов.

52.37MB | MySQL:110 | 0,463sec