О внутренних причинах иракского кризиса и возможном зарубежном влиянии на него. Часть 1

Иракский социально-политический кризис, связанный с массовыми протестными выступлениями продолжается уже более месяца. Демонстранты выступают за отставку правительства и смену политической системы в Ираке. Хотя такие протесты не являются редкостью для этого ближневосточного государства в последние годы (достаточно вспомнить штурм протестующими демонстрантами «Зеленой зоны» Багдада в 2016 году), последние по впемени выступления являются наиболее масштабными по размаху и угрожающими политической стабильности в этой стране.

Причины иракских протестов хорошо известны. Во-первых, это резкое социальное расслоение в стране. Наряду с бедностью, в которой живет большинство иракцев, коррумпированная политическая элита сделала себе огромное состояние на бедах страны. По данным организации Transparency International, с 2004 года из страны было вывезено капиталов на сумму в 450 млрд долларов. В международном рейтинге коррупции Ирак занимает 12-е место.  Являясь одним из крупнейших нефтедобывающих государств в мире, Ирак существенно отстает от своих соседей по Персидскому заливу по развитию инфраструктуры и благосостоянию населения. В то время как молодежь составляет большинство населения страны, 25% иракцев в возрасте до 30 лет являются безработными. К этому необходимо добавить отсутствие доступа значительной части населения к электроэнергии и чистой питьевой воде. Главный редактор газеты «Рай аль-йаум» Абдельбари Атван отмечает определенные закономерности в ходе социальных протестов в арабском мире, начавшихся в 2011 году с первыми выступлениями «арабской весны». Первыми «революции» охватили государства с авторитарными, диктаторскими режимами, такие как Египет, Йемен, Ливию. Новая волна протестов весной 2019 годов  прошла по странам с военными режимами, где большую роль в политике традиционно играет армия (Алжир, Судан). В настоящее время они сотрясают демократические государства. Ведь и в Ираке, и в Ливане существуют многопартийные системы, свобода прессы, сменяемость власти и более-менее свободные выборы. Напомним, что и в Ливане и в Ираке последние по времени парламентские выборы, по итогам которых были сформированы правительства этих стран, прошли в мае 2018 года. И в Ираке, и в Ливане главной причиной коррупции является конфессиональная политическая система, при которой министерства и высшие чиновничьи посты распределяются по квотам религиозных общин. На сегодняшний день понятно, что такая система себя уже изжила. Требуются правительства технократов для того, чтобы уменьшить коррупцию и провести необходимые экономические реформы.

Еще одной общей чертой этих государств является политическое доминирование шиитов (в Ливане оно выражено не столь явно) и большое политическое влияние Ирана, осуществляемое через прокси-группы. В Ливане это «Хизбалла», в Ираке – вооруженные формирования «Аль-Хашед аш-Шааби» и шиитские политические партии, такие как Партия исламского призыва «Да’ава», партия «Аль-Хикма» и т.д. В этот раз шииты являются главной движущей силой социальных протестов. Однако на этот раз выступления шиитов идут независимо от Ирана, а в Ираке носят антииранский характер. Естественно, что определенные зарубежные круги, озабоченные иранской экспансией в регионе, стремятся нанести удар по позициям ИРИ в этих странах, воспользовавшись массовыми протестами.

В Ираке протесты начались 29 сентября с.г. Одним из формальных поводов к ним послужило увольнение популярного руководителя Антитеррористической службы, сыгравшей большую роль в борьбе против «Исламского государства» (запрещено в России) генерал-майора Абдель Ваххаба ас-Саади.    К концу октября помимо Багдада они охватили шиитские провинции юга страны, включая священные города Неджеф и Кербелу. В Багдаде протестные настроения особенно сильны в беднейшем шиитском районе Садр-Сити (бывшая Мадинат ас-Саура). При этом, если предыдущие выступления подобного рода инициировались и направлялись известным иракским политиком Муктадой ас-Садром, то нынешняя волна, похоже, изначально имела стихийный характер. Муктада ас-Садр, вернувшийся в середине октября из Ирана, попытался направить эти выступления в свою пользу. Здесь необходимо отметит мнимый характер  противостояния М.ас-Садра руководству ИРИ. Этот  вывод был основан на националистической позиции Муктады ас-Садра и его нескольких визитов в Саудовскую Аравию и ОАЭ. Между тем, он вовсе не  собирался противопоставлять себя иранской политике, а скорее стремится стать привилегированным иранским оператором на иракском пространстве. Это подтверждает и его недавнее посещение Ирана. 10 сентября с.г. иранские СМИ распространили фотографию, на которой Муктада ас-Садр сидит между верховным  лидером ИРИ Али Хаменеи и командующим спецназом «Кудс» генералом Касемом Сулеймани на церемонии поминовения Имама Хусейна. Вернувшись в Ирак, М.ас-Садр рассчитывал на то, что ему удастся взять протесты под контроль и получить новые министерские посты в правительстве, должности иракских послов за рубежом для своих сторонников и т.д. Однако протестующие отвергли лидерство М.ас-Садра. В Кербеле толпа даже не позволила ему выйти из автомобиля.

В последние дни  протесты стали принимать все более и более антииранский характер. 3 ноября демонстранты окружили и забросали «коктейлями Молотова» иранское генеральное консульство в Кербеле. В Басре они протащили по улицам одного из командиров отрядов «Асаиб ахль аль-хакк», входящих в состав «Аль-Хашед аш-Шааби». Несмотря на то, что поначалу иракское руководство старалось погасить протесты вооруженным путем, в результате чего погибло около 150 человек, в конце концов правящие круги страны согласились пойти на уступки демонстрантам. 31 октября президент Ирака Бархам Салих (представитель партии ПСК из Иракского Курдистана)  объявил, что премьер-министр Адель Абдель Махди согласен уйти в отставку в соответствии с требованиями митингующих. Одновременно он пообещал проведение в течение 60 дней новых выборов в случае принятия нового избирательного закона и формирования новой избирательной комиссии. Издание нового закона, не основанного на сектарных квотах, также входит в повестку дня. Здесь необходимо отметить, сравнивая иракский кризис с ливанским, что правительство Ливана оказалось дальновиднее своих иракских коллег. Оно с самого начала отказалось применять насилие против демонстрантов. Таким образом, настроения протестующих в Ливане не являются столь радикальными.

Решением президента остались чрезвычайно недовольны командиры «Аль-Хашед аш-Шааби» и иранское руководство, настроенные на то, чтобы оставить у власти лояльного им премьера Аделя Абдель Махди. По сообщениям иракских источников, 31 октября в Багдаде побывал командующий спецназом «Кудс» генерал Касем Сулеймани, отвечающий в Тегеране за иракское досье. Он провел совещание с ведущими политиками Ирака, настаивая на том, чтобы Адель Абдель Махди оставался премьер-министром Ирака. Подъем протестного движения К.Сулеймани объяснил происками зарубежных государств, прежде всего, США и Саудовской Аравии. Он привел в пример Иран, где в 2009 году протестное «Зеленое движение» попыталось, по его словам, свергнуть существующий режим, но благодаря эффективным действиям силовых структур эту попытку удалось пресечь.

52.23MB | MySQL:103 | 0,397sec