Оценки китайских специалистов необходимости присутствия ВМС НОАК в Ормузском проливе. Часть 2

Обозреватели китайского специализированного военно-технического издания отмечают, что после подрывов нескольких нефтеналивных судов, находящихся на рейде одного из портов Объединенных Арабских Эмиратов и последующего обстрела двух танкеров, следовавших по Ормузскому проливу, Президент США Дональд Трамп выступил с очередным неординарным заявлением о необходимости вовлечения КНР в процесс обеспечения безопасности морской навигации в Ормузском проливе.  Как известно, Д.Трамп отметил, что американские военные затрачивают слишком много сил на обеспечение безопасности в регионе и откровенно заметил, что Китай получает от этих действий слишком много выгоды.

Кроме того Д.Трамп откровенно высказал мнение о том, что официальный Пекин вполне мог бы приложить усилия к обеспечению безопасности в данной части мирового океана. Для китайских специалистов очевидно, что руководитель американского государства попытался неумело намекнуть официальному Пекину о численном превосходстве ВМС США в данном регионе океана и возможности заблокировать поставки нефти из Ирана в КНР.

Подобные намеки не вызывают паники среди военно-политического руководства Поднебесной, поскольку оно придерживается стратегического плана по расширению военного присутствия за рубежом только в тех регионах, которые отличаются более стабильной военно-политической обстановкой и не привлекают избыточного влияния со стороны США и их союзников.

Китайские аналитики тщательно отследили все публикации в европейских, американских и австралийских СМИ, которые были посвящены обсуждению вопроса о необходимости вовлечения ВМС НОАК в процесс обеспечения безопасности судоходства в Ормузском проливе. Некоторые китайские обозреватели присоединились к поверхностным оценкам западных специалистов, чьи публикации являлись лишь элементом пропагандистской работы, направленной на «втравливание» КНР в сложную, затяжную, конфликтную региональную ситуацию. Для китайских аналитиков вполне очевидно, что решение большинства  спорных ситуаций на БВ возможно только на базе переговорного процесса с участием представителей стран, чьи берега омывают воды Персидского залива.

Сотрудники информационно-аналитических научно-исследовательских отделов китайских кораблестроительных корпораций указывают, что военно-политическое руководство США сознательно пошло на разрыв договоренностей, достигнутых в рамках Совместного всеобъемлющего плана действий по ядреной программе Исламской Республики Иран и, тем самым, обеспечивает сбыт продукции национального оборонно-промышленного комплекса в страны Аравийского полуострова. В свою очередь даже ближайшие союзники и партнеры США, а именно Япония, Республика Корея и Индия, которые в большой степени зависимы от планомерных поставок углеводородов из стран Ближнего Востока вынуждены по закрытым каналам компенсировать затраты ВМС США на пребывание в Персидском заливе и Ормузском проливе.

По данным китайских источников, в рамках нескольких вооруженных конфликтов, которые приводили к обострению ситуации в регионе, официальный Токио оплачивал ВМС США, Великобритании и Франции вооруженное сопровождение коммерческих судов и нефтеналивных танкеров, следовавших под флагом страны Восходящего солнца, или нанятых в интересах японских компаний и корпораций.   Так, за период с 1980 по 1988 г. официальный Токио выплатил около 13 млрд долл. США «страховых взносов» за военное сопровождение, которое оказали иностранные военные.

Некоторые иностранные и китайские специалисты полагают, что корабельные группы охранения (КГО) ВМС НОАК, осуществляющие регулярное патрулирование в западной части Индийского океана могут  вполне успешно выполнять задачи по сопровождению гражданских судов и в другой части Аравийского моря. Основной довод таких специалистов состоит в том, что суть задачи остается неизменной – сопровождение крупноразмерных низкоскоростных грузовых судов.

В свою очередь, аналитики из НИИ предприятий судостроительного кластера ОПК КНР отмечают, что борьба с пиратами и обеспечение безопасности в регионе где стакиваются интересы нескольких крупных региональных и мировых держав это абсолютно разные задачи. В отношении современной деятельности КГО ВМС НОАК представляется возможным отметить, что пираты, действующие с территории Сомали, не отличаются высокой организованностью, располагают только легким стрелковым вооружением, действуют на небольших лодках и не обладают поддержкой от международных организаций или отдельных государств.

В таких условиях вооруженная борьба с пиратской угрозой представляется довольно простой задачей, поскольку благодаря ее выполнению ВМС НОАК формируют положительный имидж страны среди иностранных судоходных компаний и экипажей.

Аналитическая работа позволяет выявить серьезные расхождения между операциями по ликвидации пиратов и присутствием кораблей ВМС НОАК в Персидском заливе и Ормузском проливе. Сложность ситуации заключается в том, что базисом для напряженной военно-политической ситуации являются неразрешенные разногласия политического  и религиозного характера между странами шиитского и суннитского мира. Большинство стран Аравийского полуострова обвиняют иранское духовенство в неправильном толковании Корана, а официальный Тегеран находится под постоянными «нападками» за формирование «шиитской дуги» – условное наименование военно-политического объединения, включающего Ливан, Сирию, Иран и Йемен.

Одновременно с выступлениями в СМИ военно-политическое руководство противоборствующих сторон предпринимает усилия по поддержанию и повышению боеготовности национальных ВС. Еще в 2011 г. представители Командования ВМС ИРИ и морских подразделений КСИР сообщали, что при угрозе внешней морской блокады в качестве ответной меры будет перекрыто движение судов по Ормузскому проливу.

Основным способом перекрытия этой ключевой региональной транспортной артерии станут минные постановки с использованием широкой номенклатуры боеприпасов донного, акустического или магнитного типов. Анализ возможностей противоминной обороны ВМС аравийских монархий показывает, что они не способны выполнить такую задачу, как боевое разминирование акватории.

При перекрытии Ормузского пролива себестоимость нефти на рынках будет расти до момента перестройки схемы поставок сырья в основные страны потребители, а стоимость конечной продукции будет увеличиваться до того момента, пока компании не модифицируют свои производственные мощности. Следует отметить, что китайские компании уже рассматривают варианты модернизации нефтеперегонных заводов для работы с сырьем из других регионов.

Кроме того, китайские нефтедобывающие компании планируют расширение ресурсной базы в странах, с которыми уже подписаны долгосрочные контракты. В первую очередь запланировано расширение сотрудничества с бывшими среднеазиатскими республиками, руководство которых охотно идет на увеличение объемов поставок нефти в КНР.

В дополнение к вышесказанному отметим, что, по мнению китайских аналитиков, необходимо провести комплексную оценку всех открытых и скрытых факторов, влияющих на безопасность в регионе.

Дипломатам и представителям высшего политического руководства КНР следует проводить регулярные консультации с военно-политическим руководством Кувейта, Бахрейна, Эмирата Катар, Королевства Саудовская Аравия, Объединенные Арабские Эмираты,  Султаната Оман  и Исламской Республикой Иран с тем, чтобы сохранить мир и стабильность в регионе.

Сотрудники специальных служб КНР и НОАК должны сформулировать механизм оперативного реагирования на чрезвычайные ситуации в Ормузском проливе с тем, чтобы  официальный Пекин мог адекватно и оперативно действовать в случае внезапного ухудшения обстановки в указанном районе мирового океана.

55.86MB | MySQL:105 | 0,376sec