Тема С-400 в отношениях между США и Турцией

7 ноября 2019 г. президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган рассказал о темах, которые он собирается поднять на переговорах с американским коллегой Дональдом Трампом в ходе визита в США, намеченного на 12-13 ноября. «Мы в первую очередь обсудим двусторонние отношения, а также региональные вопросы. В ходе переговоров также будут подняты темы С-400, ЗРК Patriot и истребителей F-35», — отметил он. При этом турецкий лидер добавил, что Анкара готова рассмотреть предложение по поставкам ЗРК Patriot, если «условия будут подходящими»[i].

Одновременно в Вашингтоне не исключают введения санкций по закону CAATSA («О противостоянии противникам Америки посредством санкций») в отношении Анкары в случае, если российские зенитно-ракетные комплексы С-400 действительно будут развернуты в Турции. «Если Турция действительно получит С-400, вполне вероятно, она попадет под санкции, обусловленные законом CAATSA, их одобрят большинство (представителей) обеих партий в Конгрессе, и она почувствует воздействие от этих санкций», — сообщил советник президента США по национальной безопасности Роберт О’Брайен в интервью, которое вышло в воскресенье в эфире американского телеканала CBS News. «Мы ясно донесли до президента Турции Эрдогана, что в НАТО нет места для С-400, нет места для значительных закупок российского вооружения. Это послание будет четко донесено до президента, когда мы встретим его в Вашингтоне», — отметил советник президента США[ii].

Получается, что если CAATSA будет применен в отношении Турции, она косвенным образом будет признана противником США. Еще в апреле 2019 г. турецкие СМИ сообщили, что если Турция приобретет ЗРК С-400, согласно 231-й статье CAATSA, она может оказаться перед лицом следующих санкций:

— Турции могут быть не переданы истребители F-35 и может быть не выдано разрешение на вывоз F-35, на которых сейчас в США летают турецкие пилоты. Программа может быть свернута. Согласно одной из статей соглашения между Турцией и США о партнерстве по F-35, в случае введения Соединёнными Штатами санкций Турция не имеет права на обжалование данного решения, что закрывает путь для правовой борьбы. США имеют юридическое право приостановить передачу истребителей при определенных условиях, включая наличие опасений относительно национальной безопасности.

— Пострадает военно-промышленное сотрудничество Турции и США.

— Может произойти трудно поправимое качественное изменение турецко-американских отношений.

— Могут быть отменены возможные поставки другого американского оружия в будущем.

— На повестку дня могут быть вынесены санкции против госучреждений, компаний или же лиц, имеющих отношение к поставкам С-400.

— Могут быть введены санкции в отношении компаний, лиц и госучреждений, работающих с оборонной промышленностью и разведывательными службами Турции.

— США получат возможность расширить эмбарго на продажу оружия, из-за чего турецкие оружейные компании могут быть лишены возможности закупать оружие и у западных стран.

— Турецкая экономика может пострадать от роста курса доллара. Так как этот фактор окажет влияние и на международные рынки, под влиянием окажутся и прямые иностранные инвестиции.

— Может пострадать авиационная и оборонная промышленность Турции.

— Будет приостановлено участие Турции в производстве деталей, ремонтных работах и обслуживании F-35, а турецкие компании будут исключены из производственно-сбытовой цепочки.

— Известно, что часть оружия и военного снаряжения, используемых Турцией в операциях в Сирии, содержит составляющие американского производства, поэтому в связи с санкциями могут возникнуть проблемы с заменой запасных частей.

— Оружейный инвентарь ВС Турции определяется по большей части в рамках деятельности НАТО, и это положение вещей, возможно, претерпит изменения.

— Турецко-американские отношения, включая совместные оборонные программы и военно-промышленное сотрудничество, могут приобрести запутанный характер.

— В соответствии с CAATSA может оказаться невозможной закупка российских военных технологий на американские доллары.

— Могут быть введены запреты на предоставление Турции кредитов международными финансовыми организациями.

— Могут быть созданы препятствия для участия турецких компаний в государственных тендерах США.

— Ведущие политики, глава и руководители разведывательного управления, министр обороны и руководители оборонных предприятий Турции могут быть внесены в санкционный список. Возможны введение запрета на въезд этих лиц в США  и заморозка их активов.

— В санкционный список могут быть внесены турецкие оборонные предприятия, и прежде всего ASELSAN, тем самым могут быть приостановлены поставки турецкого оружия в другие страны.

— Возможно, что американские санкции в связи с С-400 повлияют на существующие и планируемые совместные проекты турецких и российских оборонных предприятий.

— В санкции могут быть включены поставки из Турции запасных частей и сырья для оборонной промышленности[iii].

Несмотря на все это, мы не думаем, что Р.Т.Эрдоган в США пойдет на уступки в вопросе С-400. Почему? Чтобы понять причины, мы должны пояснить, почему он вообще купил С-400 в России. В 2009 г. Турция объявила тендер T-LORAMIDS (Turkish Long Range Air And Missile Defence System) на приобретение системы ПВО дальнего радиуса действия, который в 2013 г. выиграла китайская система HQ-9 (компания CPMIEC). Объявление о победе CPMIEC вызвало давление на Турцию со стороны ее союзников по НАТО, и в ноябре 2015 г. Анкара официально отменила результаты тендера. Турция прекрасно знала, что результаты тендера вызовут недовольство США (Запада), которые могли бы представить новые (выгодные) предложения насчет зенитных ракетных комплексов Patriot. Все это свидетельствует, по меньшей мере, о двух вещах.

  1. Турция не спешила в вопросе T-LORAMIDS, несмотря на то, что не имела системы ПВО дальнего радиуса действия, и что это было уязвимое место Турции (в реальности, член НАТО – Турция не ждала ракетных ударов от соседних стран).
  2. В 2015 г. Турция, особенно не сопротивляясь, отменила результаты тендера T-LORAMIDS. По нашему мнению, это было обусловлено, в первую очередь, военными успехами сирийских курдов. Турецкая сторона хотела, чтобы США в борьбе против «Исламского государства» (ИГ, запрещено в России) сосредоточились в первую очередь на Турции, а не на курдах Сирии. И поэтому в 2015 г. Турция пошла на уступки, в том числе и вопросе использования авиабазы Инджирлик.

Однако ситуация коренным изменилась после попытки военного переворота (ПВП) 15-16 июля 2016 г. Осенью 2016 г. стало известно, что Турция решила купить в России четыре дивизиона ЗРК большой дальности С-400 «Триумф». Первые сообщения о переговорах между странами появились в конце 2016 г., президенты России и Турции в Стамбуле обсудили этот вопрос 10 октября 2016 г. А 20 февраля 2017 г. факт переговоров между Россией и Турцией подтвердил Сергей Чемезов, возглавляющий государственную корпорацию «Ростех». Создавалось впечатление, что Турция решила снова применить ту же самую тактику по отношению к США (ныне вместо HQ-9 — С-400 «Триумф»). Однако существенная разница в том, что на сей раз процесс покупки ЗРК дальнего действия начался через 3 месяца после ПВП. Более того, 12 сентября 2017 г. Р.Т.Эрдоган в беседе с газетой Hurriyet сообщил, что Турция подписала с Россией контракт на покупку ЗРК С-400, и что Анкара внесла первый взнос за C-400[iv].

По нашему мнению, Эрдоган не случайно решил сообщить об этом контакте именно 12 сентября. Напомним, что 12 сентября 1980 г. в Турции произошёл (самый кровавый) военный переворот, а в июне 2014 г. суд в Турции приговорил экс-президента страны 96-летнего Кенана Эврена, возглавившего военный переворот 12 сентября 1980 г. в бытность начальником Генштаба, к пожизненному лишению свободы. Это сталօ  беспрецедентным событием, когда бывший президент Турции предстал перед судом․ Кстати, суд над экс-президентом Турции стал возможным благодаря референдуму по внесению изменении в конституцию 12 сентября 2010 г. (ровно через 30 лет после военного переворота). Примечательно, что поправки отменили временную статью 15 Конституции, гарантирующую юридическую защиту и неприкосновенность организатором военного переворота 1980 г., вводили положения о подсудности высших военачальников, включая начальника Генерального штаба. Эрдоган, таким образом, хотел показать, что даже тридцатилетняя давность не проблема для него, и что  организаторы военных переворотов будут строго наказаны в дальнейшем.

Здесь возникает вопрос – какая связь между ПВП и сделкой по С-400? Эрдоган прекрасно помнит, какая роль сыграла военная авиация (американские истребители F-16, а также вертолеты AH-1 Super Cobra) путчистов. Напомним, что во время ПВП авиация путчистов начала низкие полеты в Анкаре и в Стамбуле, таким образом, напугав граждан (для того, чтобы истребители F-16 долго держались в воздухе, из авиабазы Инджирлик были подняты танкеры KC135R[v]). Авиация путчистов также разбомбила здания MİT (Национальная разведывательная организация)[vi], Главного управления службы безопасности[vii], TÜRKSATа (оператор спутниковой связи[viii]) и других учреждений[ix]. Кроме того, 4 раза был нанесен авиаудар по зданию парламента Турции (3 раза за час[x]).

Но это не все – во время ПВП вертолет путчистов в городе Мармарис (провинция Мугла) атаковал ту гостиницу, где должен был быть Эрдоган, однако последний за пару часов до этого уже покинул отель[xi].

Эрдогану, таким образом, удалось избежать покушения на него и скрытно приземлиться в стамбульском аэропорту имени Ататюрка, уже находящийся под контролем полиции. При посадке в Стамбуле самолет Эрдогана TC-ATA был вынужден использовать код гражданского самолета Turkish Airlines (THY 8456), чтобы уберечься от авиации путчистов[xii]. Кроме того, авиация путчистов сбросила две бомбы в близи президентского дворца в Анкаре (погибли, по меньшей мере, пять человек)[xiii].

Таким образом, авиация путчистов в ночь с 15 на 16 июля сбросила 13 бомб в шести ключевых точках, включая парламент и резиденция президента[xiv]. Все это показывает важность авиации во время ПВП, и что сам Эрдоган с трудом избежал ее действий․ По нашему мнению, Эрдоган, несмотря на все усилия снизить роль военных, все еще стопроцентно не исключает возможность новой ПВП, учитывая, что приближается 2023 г. В этот год должны состояться очередные президентские и парламентские выборы, Эрдоган и его партия ПСР (Партия справедливости и развития) намерены обязательно победить на них. Кроме того, в 2023 г. будут отмечать столетие образования Турецкой Республики (ТР), а это скорее станет праздником главной оппозиционной силы в Турции – Народно-республиканской партии (НРП) кемалистов (Мустафа Кемаль Ататюрк — основатель и первый лидер РНП, первый президент ТР, основатель современного турецкого государства). Эрдоган наверное имеет опасения по поводу того, что кемалисты будут резко активизировать свою деятельность перед выборами 2023 г., а военные могут организовать новую ПВП.

Можем также предположить, что дело даже может и не дойти до ПВП. В принципе даже один военный самолет путчистов может разбомбить президентский дворец в Анкаре, а это может иметь фатальные последствия для Эрдогана. И мы считаем, что Эрдоган купил системы С-400, прежде всего, чтобы обезопасить себя, свой дворец и ряд других важных объектов в Анкаре и в Стамбуле. Напомним, что система С-400 «Триумф» предназначена для поражения воздушных объектов, включая самолеты и баллистические ракеты. Дальность поражения системы С-400 — около 400 километров.

По всей вероятности, Эрдоган до сих пор считает, что ПВП 2016 г. организовали США и не доверяет Белому дому. По данным турецких СМИ, самолеты, которые должны были сбить борт Эрдогана, взлетели с базы Инджирлик, находящейся под контролем США — НАТО (самолет Эрдогана преследовали несколькоF-16). Вместе с этим Эрдоган доверяет Кремлю. По сообщениям СМИ, Александр Дугин находился в Анкаре 14-15 июля и провел ряд критически важных переговоров. Дугин прибыл в Анкару, чтобы предупредить турецкое руководство о перевороте. И не только: он привез с собой обширный список лиц, замешанных в перевороте!

Кроме того, турецкий колумнист Хусеин Водинали не исключил, что при ПВП самолет Эрдогана прикрыли российские пилоты. По его словам, турецкие самолеты путчистов были взяты на прицел семью российскими военными самолетами и двумя ракетными системами С-400 на севере Сирии! Русские предупредили пилотов-путчистов: если на радаре будут видны неправильные шаги, будет нанесен прямой удар. Именно поэтому турецкие F-16 не смогли атаковать самолет Эрдогана, они могли только следовать за ним[xv].

Поэтому Эрдоган решил купить ЗРК дальнего радиуса действия не в США, а в России. Здесь надо учесть и то обстоятельство, что системы С-400 распознают американские истребители F-16 как «чужой», в то время как системы Patriot распознают их как «свой» (система распознавания «свой-чужой»). Поэтому Эрдоган решил поспешить в вопросе покупки ЗРК дальнего радиуса действия, и сделка была проведена менее чем за три года (с октября 2016 г. до июль 2019 г.). Первые поставки компонентов С-400 начались 12 июля 2019 г., что примечательно по двум причинам.

  1. Поставка С-400 началась до третьей годовщины ПВП, а это жест Эрдогана для внутренней аудитории.
  2. 12 июля 1947 г. между США и Турцией было подписано первое двустороннее соглашение, предусматривающее военную и экономическую помощь (это положило начало долговременному альянсу США с Турцией и предоставило США контроль над турецкими вооруженными силами). По сути, эта также стала жестом Эрдогана в адрес США․ Поэтому Эрдоган, в отличие от случаи HQ-9 (когда еще не был CAATSA) на сей раз не отказался от С-400, и дело было доведено до конца. В итоге Турция стала первой страной — членом НАТО, которая получает от России С-400.

Исходя из этого, мы ожидаем, что Эрдоган на предстоящей встрече с Д.Трампом не пойдет на уступки по вопросу С-400, несмотря даже на угрозы новых санкций США. С другой стороны, Эрдоган вновь может заявить, что Турция готова купить американские системы Patriot, чтобы попытаться смягчить позицию США и не получить санкции. С прошлого года Эрдоган не питает иллюзий относительно потенциала экономических санкций США. Он прекрасно понимает, что экономические санкции США в Турции могут навредить миллионам и даже десяткам миллионов, и что в результате люди могут выйти на улицы и даже положить конец политической карьере Эрдогана. Экономика уязвимое место Турции, а также та область (пожалуй, единственный сектор), где даже Россия не может помочь Турции серьезно․

[i] Başkan Erdoğan’dan son dakika F-35, S-400, ve Patriot açıklaması, Haber 7, 07.11.2019

[ii] Beyaz Saray: ABD Kongresi, Türkiye’nin S-400’lerden vazgeçmemesi durumunda yaptırım kararı almaya hazır, T24, 10.11.2019

[iii] Как американский закон CAATSA может быть использован против Турции в связи с поставками С-400?, ТРТ, 18.04.2019

[iv] Erdoğan ‘Kaporayı Ödedik’ Dedi: Türkiye ve Rusya S-400 Füze Anlaşmasını İmzaladı, Onedio, 12.09.2017

[v] Cinnetin perde arkası, Manşet Alanya Haber Protalı, 16.07.2016

[vi] “Askeri helikopterden MİT’e, MİT’ten askeri helikoptere ateş!”, T24, 16.07.2016

[vii] Ankara Emniyeti’ne saldırı anı polis kamerasında!,  Sabah, 04.08.2016

[viii] 15 Temmuzda TÜRKSAT böyle bombalanmış, Yeni Çağ Gazetesi, 16.02.2017

[ix] Özel harekatçı Gölbaşı’nda yaşananları anlattı: Karşılık verme fırsatımız olmadı, iki F-16 binayı bombaladı, T24, 16.07.2016

[x] Meclis 1 saatte 3 kez bombalandı!, Turktime, 16.07.2016

[xi] Cumhurbaşkanı Erdoğan’ın kaldığı oteli bombalayan yüzbaşı yaralı, Milliyet, 16.07.2016

[xii] David Cenciotti, Exclusive: all the details about the air ops and aerial battle over Turkey during the military coup to depose Erdogan, The Aviationist, 18.07.2016

[xiii] Cumhurbaşkanlığı Külliyesi yakınlarına 2 adet bomba atıldı: 5 şehit, Hürriyet, 16.07.2016

[xiv] 6 ayrı noktaya 13 bomba atılmış, Sabah, 21.08.2016

[xv] Hüseyin Vodinalı yazdı: Darbe girişiminde Erdoğan’ın uçağını Rus pilotlar mı korudu, OdaTV, 20․09․2016

52.25MB | MySQL:103 | 0,504sec