Командование Вооруженных сил Исламской Республики Иран (ИРИ) придает приоритетное значение вопросам модернизации военной техники. Вместе с тем в настоящее время иранский военно-промышленный комплекс (ВПК) не способен осуществлять производство современных образцов вооружений на уровне ведущих стран мира. В связи с этим иранцы предпринимают попытки закупки наиболее передовых типов вооружения и технологий за рубежом. По оценке китайских специалистов, дополнительную трудность для иранцев создает режим международных ограничений на поставки оружия в ИРИ, что вынуждает их активно использовать так называемые серые схемы с привлечением фирм-посредников и «подставных» компаний.
По данным открытых источников, основной структурой, ответственной за организацию импорта вооружения и военной техники в Иране, является Главный коммерческий департамент (ГКД) Министерства обороны и поддержки вооруженных сил (МОПВС). В состав указанного департамента входят управления сухопутных войск (УСВ), военно-воздушных (УВВС) и военно-морских сил (УВМС). В свою очередь данные управления делятся на профильные отделы, занимающиеся вопросами импорта конкретных видов техники. В УСВ входят отделы: бронетанковой и автомобильной техники, артиллерии и стрелкового оружия, инженерного оборудования, в УВВС — боевой и вспомогательной авиации, в УВМС — надводных и подводных кораблей, а также береговых систем. Вопросы о закупке более сложных систем вооружения (ракетное оружие и входящие в его состав комплектующие, зенитные ракетные системы (ЗРС), радиолокационные станции (РЛС), авиационные двигатели, радиоэлектронное оборудование, средства связи) решаются профильными организациями ВПК, входящими в состав МОПВС ИРИ. Так, контракт на приобретение и обслуживание российской ЗРС С-300 реализуется силами Организации аэрокосмической промышленности, а закупки РЛС осуществляются структурами Организации электронной промышленности. При этом выбор структуры-импортера осуществляется в зависимости от предназначения и перспектив дальнейшего использования закупаемого оборудования. В случае принятия решения о последующем копировании зарубежного вооружения силами иранской военной промышленности ответственность за его импортирование возлагается на профильную организацию оборонного комплекса.
Известно, что руководство ГКД МОПВС ИРИ находится в постоянном контакте с представителями зарубежных организаций и предприятий, ответственных за экспорт продукции военного назначения. Информация о новых системах вооружения, полученная от иностранных производителей оружия, незамедлительно направляется для изучения потенциальным потребителям в вооруженных силах и оборонном комплексе. Одновременно представители ГКД получают для рассмотрения заявки предприятий ВПК. Импорт вооружения осуществляется в несколько этапов, первым из которых является планирование закупок в интересах вооруженных сил. Основными органами, ответственными за подготовку плана приобретения систем оружия, являются ГКД МОПВС и военно-техническая комиссия, в состав которой входят представители генерального штаба, штабов видов войск Армии и Корпуса стражей исламской революции, а также руководство oрганизаций оборонной, аэрокосмической, авиационной, морской и электронной промышленности. Заседания военно-технической комиссии проводятся два раза в год (в первой и второй половине). В ходе данных мероприятий определяется список вооружения и военной техники, необходимой для вооруженных сил и подготавливается обоснование для закупки конкретных образцов с учетом возможностей военного бюджета.
Первоначально обсуждение осуществляется на уровне профильных (по видам войск) подкомиссий, а затем выносится общее рассмотрение. В случае принятия положительного решения секретариат военно-технической комиссии готовит заявку на министра обороны, который, в свою очередь дает распоряжение о ее направлении для рассмотрения па межведомственном уровне с участием представителей министерств экономики и финансов, Центрального банка и аппарата вице-президента ИРИ по вопросам науки и технологий. В случае совпадения заинтересованности в определенных видах систем со стороны Министерства обороны и структур, подведомственных вице-президенту ИРИ по вопросам науки и технологий, вероятность ее приобретения значительно повышается. В дальнейшем список рекомендованных для приобретения систем направляется для утверждения в канцелярию верховного лидера ИРИ А.Хаменеи. Китайскими специалистами отмечается, что в отдельных случаях, как например, связанных с приобретением российской ЗРС С-300, вопрос сразу рассматривается па уровне верховного лидера и командования вооруженных сил.
Следующим этапом является проработка способа приобретения систем вооружения. В случае наличия возможности ее легальной закупки вся ответственность возлагается на ГКД. Представители данного департамента осуществляют выход па иностранную организацию или предприятие, ответственное за экспорт конкретного оборудования. Уточнение характеристик системы, согласование вопросов ее стоимости и способа оплаты (процент предоплаты, возможность кредитования) осуществляются в ходе переговоров, проводимых на территории ИРИ или страны-производителя. В случае положительного завершения переговоров подписывается контракт на поставку, исполнение которого отслеживается исполнителем из состава одного из профильных отделов ГКД. В случае назначения ответственной за импорт организации ВПК, контроль над выполнением сделки осуществляется отделами по внешнеэкономической деятельности соответствующих предприятий.
По мнению китайских экспертов в области ВТС, при необходимости закупки товаров, содержащих «чувствительные» технологии, исполнителем назначается одна из коммерческих фирм-посредников, используемых Министерством обороны для подобных операций. Как правило, приобретение данной продукции осуществляется через территорию Китая или Вьетнама, поскольку страны Запада значительно увеличили меры по контролю над процессом импорта двойных технологий в ИРИ. В целях обеспечения скрытности закупок отмечается активное использование представителей проживающей за рубежом иранской диаспоры, которые используют зарегистрированные на свое имя коммерческие фирмы или контактируют с потенциальными поставщиками продукции двойного назначения в качестве физических лиц.
В заключении мы бы хотели уточнить следующий момент:
В настоящее время для оплаты за полученный товар используются следующие варианты:
- Оплата наличными.
- Представитель иранской стороны осуществляет перевод средств па счет компании-поставщика в его стране со своего банковского счета в третьей стране (в основном в Китае, Объединенных Арабских Эмиратах или Турции).
- Иранцы выполняют оплату на счет поставщика в третьих странах с использованием «подставных» фирм.
- Иранская сторона осуществляет перевод средств на счет поставщика в иранском банке, расположенном в одной из свободных экономических зон ИРИ.
- Взаиморасчет при помощи импорта иранской продукции и ее доставки поставщику (в основном нефтепродуктами). В случае разовых сделок по добыванию изделий, имеющих невысокую стоимость, используется первый способ, поскольку перевод большой массы наличных за границу затруднен по причине задействования на ведущих мировых транспортных узлах (аэропорты, морские порты, пограничные переходы) средств технического контроля.