Организация импорта вооружения и военной техники в Иране: механизм принятия решения об импорте, государственные органы и их функции

Командование Вооруженных сил Исламской Республики Иран (ИРИ) придает приоритетное значение вопросам модернизации военной техники. Вместе с тем в настоящее время иранский военно-промышленный комплекс (ВПК) не способен осуществлять производство современных образцов воо­ружений на уровне ведущих стран мира. В связи с этим иранцы предпринимают попытки закупки наиболее передовых типов вооружения и технологий за рубежом. По оценке китайских специалистов, дополнительную трудность для иранцев создает режим международных ограничений на поставки оружия в ИРИ, что вынуждает их активно использовать так называемые серые схемы с привлечением фирм-посредников и «подставных» компаний.

По данным открытых источников, основной структурой, ответственной за организацию импорта вооружения и военной техники в Иране, является Главный коммерческий департамент (ГКД) Министерства обороны и поддержки вооруженных сил (МОПВС). В состав указанного департамента входят управления сухопутных войск (УСВ), военно-воздушных (УВВС) и военно-морских сил (УВМС). В свою очередь данные управления делятся на профильные отделы, занимающиеся вопросами импорта конкретных видов техники. В УСВ входят отделы: бронетанковой и автомобильной техники, артиллерии и стрелкового оружия, инженерного оборудования, в УВВС — боевой и вспомогательной авиации, в УВМС — надводных и подводных кораблей, а также береговых систем. Вопросы о закупке более сложных систем вооружения (ракетное оружие и входящие в его состав комплектующие, зенитные ракетные системы (ЗРС), радиолокационные станции (РЛС), авиационные двигатели, радиоэлектронное оборудование, средства связи) решаются профильными организациями ВПК, входящими в состав МОПВС ИРИ. Так, контракт на приобретение и обслуживание российской ЗРС С-300 реализуется силами Организации аэрокосмической промышленности, а закупки РЛС осуществляются структурами Организации электронной промышленности. При этом выбор структуры-импортера осуществляется в зависимости от предназначения и перспектив дальнейшего использования закупаемого оборудования. В случае принятия решения о последующем копировании зарубежного вооружения силами иранской военной промышленности ответственность за его импортирование возлагается на профильную организацию оборонного комплекса.

Известно, что руководство ГКД МОПВС ИРИ находится в постоянном контакте с представителями зарубежных организаций и предприятий, ответственных за экспорт продукции военного назначения. Информация о новых системах вооружения, полученная от иностранных производителей оружия, незамедлительно направляется для изучения потенциальным потребителям в вооруженных силах и оборонном комплексе. Одновременно представители ГКД получают для рассмотрения заявки предприятий ВПК. Импорт вооружения осуществляется в несколько этапов, первым из которых является планирование закупок в интересах вооруженных сил. Основными органами, ответственными за подготовку плана приобретения систем оружия, являются ГКД МОПВС и военно-техническая комиссия, в состав которой входят представители генерального штаба, штабов видов войск Армии и Корпуса стражей исламской революции, а также руководство oрганиза­ций оборонной, аэрокосмической, авиационной, морской и электронной промышленности. Заседания военно-технической комиссии проводятся два раза в год (в первой и второй половине). В ходе данных мероприятий определяется список вооружения и военной техники, необходимой для вооруженных сил и подготавливается обоснование для закупки конкретных образцов с учетом возможностей военного бюджета.

Первоначально обсуждение осуществляется на уровне профильных (по видам войск) подкомиссий, а затем выносится общее рассмотрение. В случае принятия положительного решения секретариат военно­-технической комиссии готовит заявку на министра обороны, который, в свою очередь дает распоряжение о ее направлении для рассмотрения па межведомственном уровне с участием представителей министерств эконо­мики и финансов, Центрального банка и аппарата вице-президента ИРИ по вопросам науки и технологий. В случае совпадения заинтересованности в определенных видах систем со стороны Министерства обороны и структур, подведомственных вице-президенту ИРИ по вопросам науки и технологий, вероятность ее приобретения зна­чительно повышается. В дальнейшем список рекомендованных для приоб­ретения систем направляется для утверждения в канцелярию верховного лидера ИРИ А.Хаменеи. Китайскими специалистами отмечается, что в отдельных случаях, как например, связанных с приобретением российской ЗРС С-300, вопрос сразу рассматривается па уровне верховного лидера и командования вооруженных сил.

Следующим этапом является проработка способа приобретения сис­тем вооружения. В случае наличия возможности ее легальной закупки вся ответственность возлагается на ГКД. Представители данного департамента осуществляют выход па иностранную организацию или предприятие, ответственное за экспорт конкретного оборудования. Уточнение характери­стик системы, согласование вопросов ее стоимости и способа оплаты (процент предоплаты, возможность кредитования) осуществляются в ходе переговоров, проводимых на территории ИРИ или страны-производителя. В случае положительного завершения переговоров подписывается контракт на поставку, исполнение которого отслеживается исполнителем из состава одного из профильных отделов ГКД. В случае назначения ответственной за импорт организации ВПК, контроль над выполнением сделки осуществляется отделами по внешнеэкономической деятельности соответствующих предприятий.

По мнению китайских экспертов в области ВТС, при необходимости закупки товаров, содержащих «чувствительные» технологии, исполнителем назначается одна из коммерческих фирм-посредников, используемых Министерством обороны для подобных операций. Как правило, приобретение данной продукции осуществляется через территорию Китая или Вьетнама, поскольку страны Запада значительно увеличили меры по контролю над процессом импорта двойных технологий в ИРИ. В целях обеспечения скрытности закупок отмеча­ется активное использование представителей проживающей за рубежом иранской диаспоры, которые используют зарегистрированные на свое имя коммерческие фирмы или контактируют с потенциальными поставщиками продукции двойного назначения в качестве физических лиц.

В заключении мы бы хотели уточнить следующий момент:

В настоящее время для оплаты за полученный товар используются следующие варианты:

  1. Оплата наличными.
  2. Представитель иранской стороны осуществляет перевод средств па счет компании-поставщика в его стране со своего банковского счета в третьей стране (в основном в Китае, Объединенных Арабских Эмиратах или Турции).
  3. Иранцы выполняют оплату на счет поставщика в третьих странах с использованием «подставных» фирм.
  4. Иранская сторона осуществляет перевод средств на счет постав­щика в иранском банке, расположенном в одной из свободных экономиче­ских зон ИРИ.
  5. Взаиморасчет при помощи импорта иранской продукции и ее дос­тавки поставщику (в основном нефтепродуктами). В случае разовых сделок по добыванию изделий, имеющих невысо­кую стоимость, используется первый способ, поскольку перевод большой массы наличных за границу затруднен по причине задействования на ведущих мировых транспортных узлах (аэропорты, морские порты, по­граничные переходы) средств технического контроля.
47.39MB | MySQL:109 | 0,825sec