Оценки китайских специалистов в отношении доклада Центра стратегических исследований вооруженных сил Ливанской Республики «Сирийский кризис: борьба с терроризмом и перспективы урегулирования»

Научные сотрудники Китайского института международных стратегических исследований Народно-освободительной армии Китая (КИМСИ НОАК) в ноябрьском выпуске журнала «Стратегические международные исследования» уделили значительное внимание рассмотрению взглядов ливанского руководства на вооруженный конфликт в Сирийской Арабской Республике (САР). За основу ими был взят изданный в 2019 году доклад Центра стратегических исследований вооруженных сил Ливана «Сирийский кризис: борьба с терроризмом и перспективы урегулирования».  Проанализировав этот аналитический документ, специалисты КИМСИ НОАК приходят к выводу, что сирийский вооруженный конфликт в период 2017-2019 гг оказал серьезное влияние на ряд региональных и международных событий. Основным среди них является качественная трансформация отношений между Россией, Турцией и Ираном. Благодаря достигнутым трехсторонним договоренностям удалось добиться прекращения огня между сирийским режимом и вооруженной оппозицией, более того, оппозиционные силы приняли участие в борьбе с террористическими группировками. В дальнейшем Россия попыталась ис­пользовать наметившееся межсирийское перемирие для организации в г. Астана (Казахстан) переговорного процесса взамен Женевской площадки. При этом деятельность в интересах политического урегулирования в Сирии была сосредоточена на четырех основных направлениях, определенных резо­люцией Совета безопасности ООН № 2254: переходный политический про­цесс, разработка новой конституции, проведение выборов под наблюдением ООН и борьба с терроризмом.

Авторы КИМСИ НОАК справедливо замечают, что переговоры в Астане и Женеве не внесли серьезного вклада в урегулирование сирийского кризиса, так как не смогли создать благоприятную региональную и международную среду для достижения полноценного политического процесса. В тоже время в Сирии завершился разгром террористической группировки «Исламское государство» (ИГ, запрещена в России). Освобожденная от ее формирований территория распределилась между поддерживаемыми Россией и Ираном правительственными войсками, а также «Силами демократической Сирии» (СДС) под патронажем США и их союзников. Президент РФ В.В.Путин на фоне данных событий объявил об окончании антитеррористической операции, выводе части сил в места постоянной дислокации в России и начале политического урегулирования. Все это привело к оптимистическим прогнозам развития событий на фоне наметившейся положительной динамики в переговорах «Женева-7». Однако, как отмечают ливанские эксперты в своем докладе, провал «Женевы-8» быстро рассеял у международных экспертов данный оптимизм. Состояние и перспективы развития кризиса в Сирийской Арабской Республике по итогам произошедших в 2017-2019 гг событий ливанские специалисты рассмотрели по двум основным направлениям: вооруженный конфликт и возможные сценарии развития сирийского кризиса в 2019-2020 гг.

Часть 1. Вооруженный конфликт/возобновление боевых действий.

По оценке ливанских специалистов, приведенной специалистами КИМСИ НОАК, существуют два важных фактора, оказывающих влияние на протекание вооруженного конфликта в Сирии: а) районы разделены на сферы интересов между региональными и мировыми державами; б) территория страны находится под контролем проправительственных сил, вооруженной оппозиции и ИГ.

а) Сферы интересов региональных и мировых держав.

а. 1. Россия в настоящее время является ведущим мировым игроком в Сирии. Благодаря ее военной и политической поддержке режим Б.Асада вос­становил утраченный ранее контроль над провинциями, такими как Алеппо, Хама, Хомс, Дамаск, Латакия и над всем сирийским средиземноморским побережьем. В рамках налаженного Москвой диалога с Турцией и Ираном, удалось снизить эскалацию напряженности между режимом и оппозицией вплоть до прекращения боевых действий. Кроме этого, Россия разместила на территории Сирии военно-воздушную базу «Хмеймим» и пункт МТО в Тартусе, а также Центр по примирению враждующих сторон в Африне.

Таким образом, западный, центральный и северо-западные регионы Сирии благодаря поддержке ВКС России и иранского шиитского ополчения перешли под контроль правительственных войск. В провинции Дейр-эз-Зор восстановлен контроль над большинством нефтяных и газовых месторожде­ний. Россия успешно преследует в Сирии свои экономические и военные ин­тересы, при этом значительно превосходя США.

а.2. США в соответствии со своими интересами до недавнего времени осуществляли в Сирии поддержку курдских сил. В провинциях Ракка и Дейр-эзЗор американцы оказывали им, в основном, военную помощь в виде поставок вооружения и боеприпасов, а также логистическое и разведывательное обеспечение боевых действий. В данном сирийском регионе присутствовали американские военные инструкторы из состава морской пехоты, артиллерии, а также военные советники из различных видов войск. Данная деятельность позволяла американцам сохранять свое присутствие на военных базах, находящихся на подконтрольных курдам территориях. Кроме этого, США контролируют северную часть сирийско-иракской границы с целью недопущения функционирования канала «Иран-Ирак- Сирия» для снабжения проиранских формирований, действующих на сирийской территории.

а.3. На юге Сирии до июня 2017 г. активно действовали отряды проиранского шиитского вооруженного ополчения при поддержке боевых отря­дов иранского Корпуса стражей исламской революции. После активизации деятельности России и США по разделу сфер влияния в южносирийских провинциях, активные боевые действия там прекратились. Однако проиранские силы не выведены из этих районов полностью. Китайские специалисты подчеркивают, что Иран, сохраняя свое присутствие на юге Сирии, угрожает одному из основных американских союзников в регионе — Израилю. И это соответствует интересам Тегерана, направленным на поддержание в непосредственной близости от израильской территории  группировки сил, способных противодействовать Израилю.

а.4. Турция создала на северо-западе Сирии подконтрольную им груп­пировку сирийских оппозиционных сил т.н. «Сирийская свободная армия». Она является своего рода буферной зоной между Турцией и поддерживаемыми США курдскими «Силами народной самообороны» (СНС).

а.5. Турция в конце 2017 г. приступила военной операции против курдов в районе н.п. Африн на севере сирийской провинции Алеппо с целью ликвидации возможной угрозы, прежде всего в лице террористической группировки «Хайат Тахрир аш-Шам» (запрещена в России) в непосредственной близости от сво­их границ. Для этого в приграничную с Сирией полосу перебрасывается тех­ника и личный состав ВС Турции.

а.6. Иран сохраняет свое присутствие практически на всей территории Сирии посредством поддержки шиитских отрядов народной самообороны. Данные силы размещаются в провинциях Хомс, Хама, Дамаск, Латакия Дейр-эз-Зор и в районе сирийско-иракской границы.

б) территория страны до недавнего времени находилась под контролем проправительственных сил, вооруженной оппозиции и ИГ. Китайские эксперты отмечают, что по состоянию на начало 2018 г. подконтрольные территории распределились в следующем соотношении: 52,8% — правительственные силы и их сторонники; 8%-ИГ. Российские средства массовой информации сообщали, что под контролем ИГ находится не более 5% территории, а вооруженной оппозиции — 13,8%. В тоже время СДС контролировали 25,4%, при этом 90% из них — в провинции Ракка.

  1. Политическое урегулирование.

Известно, что в течение 2017 г. в Женеве и Астане состоялось несколько раундов переговоров по межсирийскому урегулированию. Все они преследовали целью налаживание диалога между режимом и оппозицией. Так, в Астане в период с января по 22 декабря 2017 г. при посредничестве России были проведены восемь раундов переговоров между делегациями сирийского правительства и сил умеренной оппозиции. В ходе данных мероприятий обеими сторонами при международном посредничестве (гаран­тами выступили Россия, Иран и Турция) были достигнуты договоренности о прекращении огня, разграничении линий соприкосновения между режимом, оппозицией и террористами, а также определены границы и условия функци­онирования зон деэскалации (Идлиб, Хомс, Восточная Гута, Дераа и Телль- Рифаат). Это является самым главным событием года в процессе межсирий- ского урегулирования и стало возможным благодаря трехсторонним догово­ренностям между Россией, Турцией и Ираном. Кроме этого, благодаря их посредничеству был разработан и реализо­ван механизм обмена пленными между правительством и умеренной оппози­цией. Также удалось определить границы зон ответственности между раз­личными силами в районах, не вошедших в зоны деэскалации. Следует отме­тить, что до настоящего времени нет четких границ только с районами, под­контрольными поддерживаемых США силами. Они могут быть определены в рамках российско-американских контактов по данному вопросу. К таким спорным территориям относятся зоны боевых действий с ИГ в районе Ракка и Дейр-эз-Зор, курдские анклавы на севере Сирии, а также район американской базы у н.п. Эт-Танф на сирийско-иорданской границе. В Женеве в период с февраля по ноябрь 2017 г. состоялось четыре пе­реговорных раунда (по восьмой включительно). Наиболее выдающимся из них являются переговоры, на которых в соответствии с резолюцией 2254 Со­вета безопасности ООН были утверждены четыре основных направления де­ятельности в Сирии: установление новой формы правления, разработка но­вой Конституции, проведение выборов под наблюдением ООН и борьба с терроризмом. Помимо представления оппозицией документа, определяющего «конституционные процедуры переходного периода» (определяет сущность и содержание переходного процесса), на данном мероприятии был разработан механизм формирования Временного руководящего органа в качестве перво­го шага политического переходного процесса в соответствии с резолюциями 2118 и 2525 Совбеза ООН. Подготовка к восьмому раунду переговоров Женевского формата (за­ключительный в 2017 г.) проходила на позитивной ноте на фоне следующих положительных факторов: заявление России о разгроме ИГ в Сирии, вы­воде части российской группировки сил в места постоянной дислокации и призыве к началу политического урегулирования; готовность к участию в пе­реговорах значительного числа экспертов; положительные итоги предвари­тельных консультаций в Эр-Рияде. Мировые политические круги были настроены оптимистично. Однако уже первый раунд переговоров закончился негативно на фоне отказа правительственной делегации признать необходи­мость ухода Б.Асада с политической арены в качестве предварительного условия начала политического урегулирования. Эксперты КИМСИ НОАК отмечают, что второй раунд переговоров также завершился провалом. Спецпослан­ник генсека ООН презентовал делегациям от правительства и оппозиции до­кумент из 12 пунктов. Представители режима Б.Асада отказались вести пере­говоры по ним в связи с тем, что бумаги были новыми, и делегация не озна­комилась с ними до начала переговоров. Оппозиция в свою очередь заявила об отказе обсуждать новую конституцию, проведение выборов и переходный политический процесс до признания в качестве первоочередного шага необ­ходимость ухода Б.Асада.

 

Часть 2. Возможные сценарии развития сирийского кризиса

Изложенное выше в документе ливанских специалистов демонстрирует, что урегулирование в Сирии не достигло желаемого прогресса. Этому есть несколько важных при­чин, основными из которых являются следующие:

  1. России и США не удалось достичь компромисса по наиболее важ­ным вопроса:
  • форма и содержание постконфликтного переходного процесса в Си­рии;
  • участие в восстановлении сирийской государственности проиранских сил, даже возможность их нахождения на территории страны;
  • судьба Б.Асада, возможность его участия в дальнейшей политической жизни страны.
  1. В последнее время ошеломляющих результатов достигло взаимное сближение России, Турции и Ирана (отметим, что китайские специалисты целенаправленно в своих документах указывают на возможности Китая принять возможность в восстановлении САР). Данным странам удалось преодолеть по­литические разногласия, однако наметившееся взаимодействие в военной сфере на территории Сирии не реализовано полностью. Аналогичная ситуа­ция складываются вокруг российско-американских отношений. После первой встречи В.В.Путина и Д.Трапма на полях саммита АТЭС во Вьетнаме в но­ябре 2017 г., казалось, данный контакт принес свои положительные плоды. Однако затем Россия заявила о том, что присутствие США на территории Сирии является оккупацией. Вашингтон ответил Москве, что намерен сохра­нить свои силы на сирийской земле до полного разгрома терроризма в дан­ной стране. Взаимные упреки опять отдалили страны от выработки единой позиции по сирийскому кризису и путям его преодоления.
  2. Совместные действия сирийского режима и вооруженной оппозиции по борьбе с террористическими группировками в стране при поддержке Рос­сии и Ирана не подкреплены намерениями садиться за стол переговоров без каких-либо предварительных условий. Кроме этого, правительство Сирии избегает прямых контактов с представителями оппозиции по причине того, что последние обвиняют их в нарушении условий перемирия. Все это создает серьезные трудности России, как основного союзника Сирии, в направлении действий Дамаска в сторону желаемого урегулирования.
  3. Сирийский режим продолжает «разыгрывать карту» между Россией и Ираном. В настоящее время Дамаск пытается занять среднюю позицию меж­ду российским планом политического урегулирования и стремлением иран­ских властей довести до конца военную операцию, что, в целом, препятству­ет процессу нормализации ситуации в стране.
  4. Российские «инвестиции» в режим Б.Асада направлены, прежде все­го, на недопущение краха страны, а также достижение договоренностей между Турцией и оппозицией на совместную борьбу с терроризмом. Следует от­метить, что в рамках российско-американских консультаций по сирийской проблеме Вашингтон предлагал Москве отказаться от поддержки Б.Асада взамен на уступки США по Восточной Украине. Но Россия выбрала Сирию.
  5. Россия отказалась от давления на власти Сирии и Ирана в интересах скорейшего достижения внутриполитического урегулирования. Политика США по отношению к сирийскому кризису также продолжает колебаться. В данной связи сирийский кризис в текущем году может прийти к своей заключительной стадии. Об этом свидетельствует прорыв к политическому урегулированию на основе совместного плана Рос­сии, Турции и Ирана, несмотря на явное «охлаждение» отношений между Москвой и Вашингтоном.

 

На основе анализа приведенных выше аргументов специалисты КИМСИ НОАК предполагают, что ситуация в Сирии в ближнесрочной перспективе будет развиваться по одному из следующих сценариев:

Сценарий 1. Внутриполитическое урегулирование в стране при сохра­нении у власти Б.Асада на время переходного периода под гарантии России и Ирана. Также формируется правительство национального единства, пред­ставленное как сторонниками действующего режима, так и оппозицией. Дан­ный сценарий наиболее вероятен на фоне изменений политики ряда регио­нальных держав, прежде всего Турции и Королевства Саудовская Аравия, произошедших при непосредственном участии России. Говоря о КСА, следу­ет отметить, что неизменная ранее позиция Эр-Рияда о недопустимости оставления Б.Асада у власти в настоящее время уже утратила свою принци­пиальность. Благодаря усилиям России, КСА может согласиться с продолже­нием политической карьеры Б.Асада при условии ощутимой корректировки иранской политики в регионе, прежде всего в Йемене и Ливане.

Сценарий 2. Внутриполитическое урегулирование в стране при сохра­нении Б.Асада, но утрате им части руководящих полномочий в пользу децен­трализации власти. Переход к федеральной форме правления с расширением полномочий власти на местах устраивает Россию и США, но полностью от­вергается Турцией и Ираном, особенно в части курдских автономий. Курд­ский вопрос в последнее время сблизил позиции Анкары и Тегерана. Турция категорически отвергла попытки создать три полуавтономные курдские ад­министрации и по этой причине отказывается участвовать в Женевском фор­мате переговоров по Сирии.

Сценарий 3. Продолжение разрешения сирийского кризиса в соответ­ствии с усилиями, намеченными еще в конце 2017 г. Об этом свидетельствует провал «Женевы-8», отказ режима вести прямые переговоры с оппозицией по результатам конференции «Эр-Рияд-2», обострение политических противоре­чий между Москвой и Вашингтоном относительно Тегерана и другие про­блемы. Россия в данных условиях намерена продолжить контакты в рамках Астанинской площадки. Как отмечают в завершении своего анализа специалисты КИМСИ НОАК, вышеизложенное свидетельствует о том, что Москва придерживалась, придерживается и будет придерживаться третьего сценария развития ситуации в Сирии.

62.96MB | MySQL:105 | 0,856sec