Научные сотрудники Китайского института международных стратегических исследований Народно-освободительной армии Китая (КИМСИ НОАК) в ноябрьском выпуске журнала «Стратегические международные исследования» уделили значительное внимание рассмотрению взглядов ливанского руководства на вооруженный конфликт в Сирийской Арабской Республике (САР). За основу ими был взят изданный в 2019 году доклад Центра стратегических исследований вооруженных сил Ливана «Сирийский кризис: борьба с терроризмом и перспективы урегулирования». Проанализировав этот аналитический документ, специалисты КИМСИ НОАК приходят к выводу, что сирийский вооруженный конфликт в период 2017-2019 гг оказал серьезное влияние на ряд региональных и международных событий. Основным среди них является качественная трансформация отношений между Россией, Турцией и Ираном. Благодаря достигнутым трехсторонним договоренностям удалось добиться прекращения огня между сирийским режимом и вооруженной оппозицией, более того, оппозиционные силы приняли участие в борьбе с террористическими группировками. В дальнейшем Россия попыталась использовать наметившееся межсирийское перемирие для организации в г. Астана (Казахстан) переговорного процесса взамен Женевской площадки. При этом деятельность в интересах политического урегулирования в Сирии была сосредоточена на четырех основных направлениях, определенных резолюцией Совета безопасности ООН № 2254: переходный политический процесс, разработка новой конституции, проведение выборов под наблюдением ООН и борьба с терроризмом.
Авторы КИМСИ НОАК справедливо замечают, что переговоры в Астане и Женеве не внесли серьезного вклада в урегулирование сирийского кризиса, так как не смогли создать благоприятную региональную и международную среду для достижения полноценного политического процесса. В тоже время в Сирии завершился разгром террористической группировки «Исламское государство» (ИГ, запрещена в России). Освобожденная от ее формирований территория распределилась между поддерживаемыми Россией и Ираном правительственными войсками, а также «Силами демократической Сирии» (СДС) под патронажем США и их союзников. Президент РФ В.В.Путин на фоне данных событий объявил об окончании антитеррористической операции, выводе части сил в места постоянной дислокации в России и начале политического урегулирования. Все это привело к оптимистическим прогнозам развития событий на фоне наметившейся положительной динамики в переговорах «Женева-7». Однако, как отмечают ливанские эксперты в своем докладе, провал «Женевы-8» быстро рассеял у международных экспертов данный оптимизм. Состояние и перспективы развития кризиса в Сирийской Арабской Республике по итогам произошедших в 2017-2019 гг событий ливанские специалисты рассмотрели по двум основным направлениям: вооруженный конфликт и возможные сценарии развития сирийского кризиса в 2019-2020 гг.
Часть 1. Вооруженный конфликт/возобновление боевых действий.
По оценке ливанских специалистов, приведенной специалистами КИМСИ НОАК, существуют два важных фактора, оказывающих влияние на протекание вооруженного конфликта в Сирии: а) районы разделены на сферы интересов между региональными и мировыми державами; б) территория страны находится под контролем проправительственных сил, вооруженной оппозиции и ИГ.
а) Сферы интересов региональных и мировых держав.
а. 1. Россия в настоящее время является ведущим мировым игроком в Сирии. Благодаря ее военной и политической поддержке режим Б.Асада восстановил утраченный ранее контроль над провинциями, такими как Алеппо, Хама, Хомс, Дамаск, Латакия и над всем сирийским средиземноморским побережьем. В рамках налаженного Москвой диалога с Турцией и Ираном, удалось снизить эскалацию напряженности между режимом и оппозицией вплоть до прекращения боевых действий. Кроме этого, Россия разместила на территории Сирии военно-воздушную базу «Хмеймим» и пункт МТО в Тартусе, а также Центр по примирению враждующих сторон в Африне.
Таким образом, западный, центральный и северо-западные регионы Сирии благодаря поддержке ВКС России и иранского шиитского ополчения перешли под контроль правительственных войск. В провинции Дейр-эз-Зор восстановлен контроль над большинством нефтяных и газовых месторождений. Россия успешно преследует в Сирии свои экономические и военные интересы, при этом значительно превосходя США.
а.2. США в соответствии со своими интересами до недавнего времени осуществляли в Сирии поддержку курдских сил. В провинциях Ракка и Дейр-эзЗор американцы оказывали им, в основном, военную помощь в виде поставок вооружения и боеприпасов, а также логистическое и разведывательное обеспечение боевых действий. В данном сирийском регионе присутствовали американские военные инструкторы из состава морской пехоты, артиллерии, а также военные советники из различных видов войск. Данная деятельность позволяла американцам сохранять свое присутствие на военных базах, находящихся на подконтрольных курдам территориях. Кроме этого, США контролируют северную часть сирийско-иракской границы с целью недопущения функционирования канала «Иран-Ирак- Сирия» для снабжения проиранских формирований, действующих на сирийской территории.
а.3. На юге Сирии до июня 2017 г. активно действовали отряды проиранского шиитского вооруженного ополчения при поддержке боевых отрядов иранского Корпуса стражей исламской революции. После активизации деятельности России и США по разделу сфер влияния в южносирийских провинциях, активные боевые действия там прекратились. Однако проиранские силы не выведены из этих районов полностью. Китайские специалисты подчеркивают, что Иран, сохраняя свое присутствие на юге Сирии, угрожает одному из основных американских союзников в регионе — Израилю. И это соответствует интересам Тегерана, направленным на поддержание в непосредственной близости от израильской территории группировки сил, способных противодействовать Израилю.
а.4. Турция создала на северо-западе Сирии подконтрольную им группировку сирийских оппозиционных сил т.н. «Сирийская свободная армия». Она является своего рода буферной зоной между Турцией и поддерживаемыми США курдскими «Силами народной самообороны» (СНС).
а.5. Турция в конце 2017 г. приступила военной операции против курдов в районе н.п. Африн на севере сирийской провинции Алеппо с целью ликвидации возможной угрозы, прежде всего в лице террористической группировки «Хайат Тахрир аш-Шам» (запрещена в России) в непосредственной близости от своих границ. Для этого в приграничную с Сирией полосу перебрасывается техника и личный состав ВС Турции.
а.6. Иран сохраняет свое присутствие практически на всей территории Сирии посредством поддержки шиитских отрядов народной самообороны. Данные силы размещаются в провинциях Хомс, Хама, Дамаск, Латакия Дейр-эз-Зор и в районе сирийско-иракской границы.
б) территория страны до недавнего времени находилась под контролем проправительственных сил, вооруженной оппозиции и ИГ. Китайские эксперты отмечают, что по состоянию на начало 2018 г. подконтрольные территории распределились в следующем соотношении: 52,8% — правительственные силы и их сторонники; 8%-ИГ. Российские средства массовой информации сообщали, что под контролем ИГ находится не более 5% территории, а вооруженной оппозиции — 13,8%. В тоже время СДС контролировали 25,4%, при этом 90% из них — в провинции Ракка.
- Политическое урегулирование.
Известно, что в течение 2017 г. в Женеве и Астане состоялось несколько раундов переговоров по межсирийскому урегулированию. Все они преследовали целью налаживание диалога между режимом и оппозицией. Так, в Астане в период с января по 22 декабря 2017 г. при посредничестве России были проведены восемь раундов переговоров между делегациями сирийского правительства и сил умеренной оппозиции. В ходе данных мероприятий обеими сторонами при международном посредничестве (гарантами выступили Россия, Иран и Турция) были достигнуты договоренности о прекращении огня, разграничении линий соприкосновения между режимом, оппозицией и террористами, а также определены границы и условия функционирования зон деэскалации (Идлиб, Хомс, Восточная Гута, Дераа и Телль- Рифаат). Это является самым главным событием года в процессе межсирий- ского урегулирования и стало возможным благодаря трехсторонним договоренностям между Россией, Турцией и Ираном. Кроме этого, благодаря их посредничеству был разработан и реализован механизм обмена пленными между правительством и умеренной оппозицией. Также удалось определить границы зон ответственности между различными силами в районах, не вошедших в зоны деэскалации. Следует отметить, что до настоящего времени нет четких границ только с районами, подконтрольными поддерживаемых США силами. Они могут быть определены в рамках российско-американских контактов по данному вопросу. К таким спорным территориям относятся зоны боевых действий с ИГ в районе Ракка и Дейр-эз-Зор, курдские анклавы на севере Сирии, а также район американской базы у н.п. Эт-Танф на сирийско-иорданской границе. В Женеве в период с февраля по ноябрь 2017 г. состоялось четыре переговорных раунда (по восьмой включительно). Наиболее выдающимся из них являются переговоры, на которых в соответствии с резолюцией 2254 Совета безопасности ООН были утверждены четыре основных направления деятельности в Сирии: установление новой формы правления, разработка новой Конституции, проведение выборов под наблюдением ООН и борьба с терроризмом. Помимо представления оппозицией документа, определяющего «конституционные процедуры переходного периода» (определяет сущность и содержание переходного процесса), на данном мероприятии был разработан механизм формирования Временного руководящего органа в качестве первого шага политического переходного процесса в соответствии с резолюциями 2118 и 2525 Совбеза ООН. Подготовка к восьмому раунду переговоров Женевского формата (заключительный в 2017 г.) проходила на позитивной ноте на фоне следующих положительных факторов: заявление России о разгроме ИГ в Сирии, выводе части российской группировки сил в места постоянной дислокации и призыве к началу политического урегулирования; готовность к участию в переговорах значительного числа экспертов; положительные итоги предварительных консультаций в Эр-Рияде. Мировые политические круги были настроены оптимистично. Однако уже первый раунд переговоров закончился негативно на фоне отказа правительственной делегации признать необходимость ухода Б.Асада с политической арены в качестве предварительного условия начала политического урегулирования. Эксперты КИМСИ НОАК отмечают, что второй раунд переговоров также завершился провалом. Спецпосланник генсека ООН презентовал делегациям от правительства и оппозиции документ из 12 пунктов. Представители режима Б.Асада отказались вести переговоры по ним в связи с тем, что бумаги были новыми, и делегация не ознакомилась с ними до начала переговоров. Оппозиция в свою очередь заявила об отказе обсуждать новую конституцию, проведение выборов и переходный политический процесс до признания в качестве первоочередного шага необходимость ухода Б.Асада.
Часть 2. Возможные сценарии развития сирийского кризиса
Изложенное выше в документе ливанских специалистов демонстрирует, что урегулирование в Сирии не достигло желаемого прогресса. Этому есть несколько важных причин, основными из которых являются следующие:
- России и США не удалось достичь компромисса по наиболее важным вопроса:
- форма и содержание постконфликтного переходного процесса в Сирии;
- участие в восстановлении сирийской государственности проиранских сил, даже возможность их нахождения на территории страны;
- судьба Б.Асада, возможность его участия в дальнейшей политической жизни страны.
- В последнее время ошеломляющих результатов достигло взаимное сближение России, Турции и Ирана (отметим, что китайские специалисты целенаправленно в своих документах указывают на возможности Китая принять возможность в восстановлении САР). Данным странам удалось преодолеть политические разногласия, однако наметившееся взаимодействие в военной сфере на территории Сирии не реализовано полностью. Аналогичная ситуация складываются вокруг российско-американских отношений. После первой встречи В.В.Путина и Д.Трапма на полях саммита АТЭС во Вьетнаме в ноябре 2017 г., казалось, данный контакт принес свои положительные плоды. Однако затем Россия заявила о том, что присутствие США на территории Сирии является оккупацией. Вашингтон ответил Москве, что намерен сохранить свои силы на сирийской земле до полного разгрома терроризма в данной стране. Взаимные упреки опять отдалили страны от выработки единой позиции по сирийскому кризису и путям его преодоления.
- Совместные действия сирийского режима и вооруженной оппозиции по борьбе с террористическими группировками в стране при поддержке России и Ирана не подкреплены намерениями садиться за стол переговоров без каких-либо предварительных условий. Кроме этого, правительство Сирии избегает прямых контактов с представителями оппозиции по причине того, что последние обвиняют их в нарушении условий перемирия. Все это создает серьезные трудности России, как основного союзника Сирии, в направлении действий Дамаска в сторону желаемого урегулирования.
- Сирийский режим продолжает «разыгрывать карту» между Россией и Ираном. В настоящее время Дамаск пытается занять среднюю позицию между российским планом политического урегулирования и стремлением иранских властей довести до конца военную операцию, что, в целом, препятствует процессу нормализации ситуации в стране.
- Российские «инвестиции» в режим Б.Асада направлены, прежде всего, на недопущение краха страны, а также достижение договоренностей между Турцией и оппозицией на совместную борьбу с терроризмом. Следует отметить, что в рамках российско-американских консультаций по сирийской проблеме Вашингтон предлагал Москве отказаться от поддержки Б.Асада взамен на уступки США по Восточной Украине. Но Россия выбрала Сирию.
- Россия отказалась от давления на власти Сирии и Ирана в интересах скорейшего достижения внутриполитического урегулирования. Политика США по отношению к сирийскому кризису также продолжает колебаться. В данной связи сирийский кризис в текущем году может прийти к своей заключительной стадии. Об этом свидетельствует прорыв к политическому урегулированию на основе совместного плана России, Турции и Ирана, несмотря на явное «охлаждение» отношений между Москвой и Вашингтоном.
На основе анализа приведенных выше аргументов специалисты КИМСИ НОАК предполагают, что ситуация в Сирии в ближнесрочной перспективе будет развиваться по одному из следующих сценариев:
Сценарий 1. Внутриполитическое урегулирование в стране при сохранении у власти Б.Асада на время переходного периода под гарантии России и Ирана. Также формируется правительство национального единства, представленное как сторонниками действующего режима, так и оппозицией. Данный сценарий наиболее вероятен на фоне изменений политики ряда региональных держав, прежде всего Турции и Королевства Саудовская Аравия, произошедших при непосредственном участии России. Говоря о КСА, следует отметить, что неизменная ранее позиция Эр-Рияда о недопустимости оставления Б.Асада у власти в настоящее время уже утратила свою принципиальность. Благодаря усилиям России, КСА может согласиться с продолжением политической карьеры Б.Асада при условии ощутимой корректировки иранской политики в регионе, прежде всего в Йемене и Ливане.
Сценарий 2. Внутриполитическое урегулирование в стране при сохранении Б.Асада, но утрате им части руководящих полномочий в пользу децентрализации власти. Переход к федеральной форме правления с расширением полномочий власти на местах устраивает Россию и США, но полностью отвергается Турцией и Ираном, особенно в части курдских автономий. Курдский вопрос в последнее время сблизил позиции Анкары и Тегерана. Турция категорически отвергла попытки создать три полуавтономные курдские администрации и по этой причине отказывается участвовать в Женевском формате переговоров по Сирии.
Сценарий 3. Продолжение разрешения сирийского кризиса в соответствии с усилиями, намеченными еще в конце 2017 г. Об этом свидетельствует провал «Женевы-8», отказ режима вести прямые переговоры с оппозицией по результатам конференции «Эр-Рияд-2», обострение политических противоречий между Москвой и Вашингтоном относительно Тегерана и другие проблемы. Россия в данных условиях намерена продолжить контакты в рамках Астанинской площадки. Как отмечают в завершении своего анализа специалисты КИМСИ НОАК, вышеизложенное свидетельствует о том, что Москва придерживалась, придерживается и будет придерживаться третьего сценария развития ситуации в Сирии.