Известно, что Национальный комитет ЮАР по контролю за обычными вооружениями одобрил продажу в Исламскую Республику Иран зенитных управляемых ракет ближнего действия «Умконто Мк2» южноафриканского производства. Сделка оценивается китайскими обозревателями военно-технических изданий в 115 млн долларов США. Министерство обороны Ирана планирует подписать с южноафриканской компанией «Денел Дайнемикс» соглашение о поставке 100 ракет для национальных военно-морских сил. Реализация контракта рассчитана на до конца 2020 года. По информации китайского издания «Знание об оружии» («Бинци чжиши») «Умконто Мк2» оснащена инфракрасной головкой самонаведения и способна поражать воздушные цели на удалении до 30 км на высотах до 12 км. Вес боевой части — 23 кг, длина — 3,32, длина — 3,32 м, диаметр 180 мм.
С учетом антииранских санкций, введенных США и их союзниками, МИД ЮАР обратился в Совет Безопасности ООН за разрешением международной организации разрешить экспорт зенитного вооружения. С целью успешной реализации контракта и решения задач развития двустороннего BTC сроки действия разрешения на экспорт данной продукции для южноафриканских производителей ВВТ были продлены до конца 2019 года.
Известно, что для анализа контрактов и подготовки рекомендаций привлекались специалисты министерств по национальной безопасности, иностранных дел, а также управления военной разведки ВС ЮАР. Ими установлено что, правительство Ирана намерено получить от компании «Денел» вооружение и военную технику категорий А и G (имеющие отношение к национальной безопасности основные вооружения (танки, вертолеты и т.д.) и имеющие отношение к национальной безопасности вооружения (стрелковое оружие и боеприпасы) соответственно) — ЗРК «Умконто», включая ракеты, пусковые установки и подготовку личного состава. Контракт № СТ0007317 от 25 июля 2016 года.
Хотелось бы уточнить отдельно, что Совбез ООН в декабре 2006 года ввел частичное эмбарго на экспорт технологий, имеющих отношение к системам-носителям ядерных боевых частей, эмбарго включает технологии, которые могут быть использованы в обычных системах вооружений. В 2007 году Совбез ООН ввел эмбарго на экспорт вооружений из Ирана. В октябре 2010 года ООН ввело эмбарго на экспорт обычных вооружений в Иран. Эти ограничения были сняты в октябре 2015 года после подписания Совместный всеобъемлющий плана действий (СВПД) между Ираном и шестеркой посредников (постоянные члены Совбеза ООН и Германия). Процесс СВПД стартовал с принятия резолюции ООН №2231 от 20 июля 2015 года после отчета МАГАТЭ о проведенной проверки ядерных объектов Ирана. Отчет подтвердил, что Иран предпринял требуемые действия в отношении ядерной программы. Резолюция ООН сняла эмбарго на экспорт и импорт обычных вооружений из Ирана. СВПД был имплементирован 18 октября 2015 года.
Однако, окончательное решение о разрешении поставки материалов и технологий, которые могут быть востребованы Ираном для разработки системы доставки ядерных зарядов находится в компетенции Совбеза ООН. На принятие такого решения отводится срок до 18 октября 2023 года. Любое государство может участвовать в поставке основных вооружений и связанных с ними компонентов в Иран на следующих условиях: вооружения должны быть определены в реестре обычных вооружений ООН; Совбез ООН должен предварительно одобрить сделку в каждом конкретном случае. Данные особые условия действуют до 18 октября 2020 года.
С другой стороны китайские специалисты утверждают, что не последнюю роль в принятии решения о поставках оружия играет внутренняя политика и ситуация с безопасностью в стране-покупателе. Так, В ИРИ обстановка стабильная. Имеются трения между сторонниками и противниками СВПД, так как обещанные экономические выгоды не последовали. Усиливается поддержка оппозиции действующему президенту Х.Роухани. Наблюдается рост антизападных (особенно антиамериканских) настроений после того, как США срывают исполнение своих обязательств по СВПД. Повышается интенсивность борьбы КСИР и Курдской демократической партии Ирана (КДПИ), особенно в провинции Западный Азербайджан. Между курдскими группировками КДПИ и Партией свободной жизни Курдистана (филиал турецкой Рабочей партии Курдистана) нарастают противоречия, т.к. одни хотят присоединится к ИГ («Исламскому государству». Запрещено в России) в Сирии и Ираке, вторые же нацелены на решение курдских интересов в Иране.
После подписания СВПД Иран продолжает укреплять свою международную позицию, становясь региональным гегемоном. Иран поддерживает правительство Сирии, группировку «Хизбалла» в Ливане, хоуситов в Йемене, нарастают трения с Саудовской Аравией. Угроза диверсий оценивается как средняя, исходя из специфики вооружения. Ракеты «Умконто» имеют радиус действия 15-20 км, могут быть применены в основном ВМС, а их применение иранскими специальными подразделениями в Сирии ограничено. В соответствии с оценкой, ракеты «Умконто» могут быть размещены на кораблях ВМС и КСИР Ирана, или могут быть использованы для инженерно-конструкторских целей для повышения точности иранских ракет. На данный момент ракетный арсенал Ирана один из самых больших на Ближнем Востоке, также имеются национальные ракетные программы. Большинство ракет представляют собой модифицированные версии российских и северокорейских ракет СКАД и «Но-донг» соответственно, которые Иран модернизировал при помощи России, Китая и Северной Кореи.
Таким образом, продажа вооружений и военной техники Ирану рекомендована представителями спецслужб ЮАР. Китайские специалисты отмечают, что в этом нет ничего удивительного, поскольку следует принять во внимание следующие моменты в отношении ИРИ: политическая и внутренняя обстановка в стране стабильна; риск диверсий минимален; вооружение должно быть определено в реестре обычных вооружений ООН; продажа должна быть санкционирована Совбезом ООН. Поэтому, по китайской оценке, поставка зенитных ракет южноафриканского производства в Иран подтверждает тенденцию к активизации военно-технического сотрудничества Претории с Тегераном. Решение компетентных органов ЮАР имеет и политическое значение, поскольку идет вразрез с позицией США.