Оценки китайских специалистов эволюции производства беспилотных летательных аппаратов Израиля

Зарождение беспилотной авиации Израиля началось в 1970 году, когда Израиль закупил в США 12 примитивных БПЛА «Файрби». После модификации эти аппараты, получившие обозначение «Мабат» и «Шедмит» составили основу первой эскадрильи беспилотных машин. Проверку боем эти БПЛА прошли в ходе Войны Судного дня в октябре 1973 года. Тогда их использовали в основном в качестве приманок с целью обнаружения зенитно-ракетных комплексов противника. По данным китайского издания «Современные корабли» (официальный печатный орган китайской Кораблестроительной корпорации) противник осуществил по израильским БПЛА не менее 43 пусков зенитных управляемых ракет. Начальный этап развития беспилотников в Израиле связан с именами двух израильских авиаинженеров – Иегуды Мази и Элвина Эллиса. По итогам Войны Судного дня они предположили, что некоторым военным задачам наиболее полно может соответствовать небольшой БПЛА, оснащенный телевизионной камерой с передачей полученного видеоизображения на наземную станцию управления в реальном масштабе времени. К концу 1970-х годов такие аппараты были созданы и приняты на вооружение. Ими стали, аппараты «Мастиф» и «Скаут», созданные фирмами «Тадиран» и «Израэль эркрафт индастрис» (IAI) соответственно. Подлинное понимание роли БПЛА в современной войне пришло к военным всего мира после первого «боевого крещения» аппаратов «Мастиф» и «Скаут» – в 1982 году в ходе операции «Мир Галилее». В частности, в течение второй половины 1981 года и первой половины 1982 года эти БПЛА совершали разведывательные полеты в непосредственной близости от сирийско-ливанской границы с проникновением в воздушное пространство этих государств. Так шла подготовка удара израильтян по сирийской группировке ПВО в долине Бекаа. Во время самого боя, состоявшегося 9 июня 1982, опять же активно используя при наводке ударных самолетов разведданные от БПЛА, израильтянам удалось за полтора часа в долине Бекаа уничтожить 29 сирийских ЗРК. Китайские специалисты отмечают, что в настоящее время в Израиле разработкой, производством и экспортом беспилотных систем занимаются порядка 10 фирм, которые в общей сложности создали более 70 типов различных аппаратов. Израиль занимает первое место в рейтинге поставщиков новых БПЛА класса высотных и средневысотных большой продолжительности полета по периоду 2010–2018 годов, в основном с линейкой аппаратов «Герон» и «Гермес» (240 ед. на сумму 3,930 млрд долл.). В 2010–2013 году на экспорт было поставлено 152 аппарата стоимостью 2,370 млрд долл., портфель заказов на период  2014–2018 годов составил 88 новых аппаратов на сумму 1,559 млрд долл. В рейтинге поставщиков новых тактических БПЛА первое место также занимает Израиль, который поставил на экспорт 137 БПЛА на сумму 617,5 млн долл., а портфель заказов на период 2014–2017 годы составляет на текущий момент 28 БПЛА на сумму 170 млн долл. И только в рейтинге поставок мини- и микроБПЛА, Израиль занимает второе место (США – первое) с количеством экспортируемых БПЛА – 383 ед., на сумму 115,1 млн долл. период 2010–2017 годы. Китайские специалисты отмечают, что наиболее широкий модельный ряд разработан фирмами «Израэль эркрафт индастрис» и «Элбит системз». Ввиду невозможности в рамках данной статьи рассмотреть все беспилотные летательные аппараты, созданные в Израиле, поэтому ограничимся наиболее известными разработками этих двух фирм. Так, боевой опыт полученный при применении БПЛА «Мастиф» показал необходимость увеличения массы полезной нагрузки, высоты и продолжительности полета. В связи с этим для его замены фирмой IAI в 1991 году был создан аппарат «Серчер» с увеличенными массогабаритными характеристиками и расширенной номенклатурой бортового оборудования. В 1998 году была создана модификация «Серчер-II», которая по сравнению с предыдущей, имеет большие массогабаритные характеристики. Ее отличает крыло большего размаха, большая масса полезной нагрузки, а также более мощная силовая установка с трехлопастным воздушным винтом. Повышенная мощность электросистемы позволяет использовать комплекс оптико-электронной разведки одновременно с РЛС, которая может устанавливаться в подфюзеляжном обтекателе. Состав полезной нагрузки БПЛА зависит от требований заказчика. Данный аппарат был закуплен следующими странами: Индия, Шри-Ланка, Испания, Тайвань и Таиланд. В настоящее время фирмой производится модификация «Сёрчер МK III», а в ряде стран развернуто лицензионное производство. Самым известным и массово выпущенным БПЛА фирмы IAI стал разработанный совместно с американскими коллегами из фирмы TRW в начале 1990-х годов, в интересах CВ США, аппарат «Хантер». Машина оснащена двумя поршневыми двигателями, расположенными в носовой и хвостовой частях фюзеляжа. Такое конструктивное решение позволило добиться повышения мощности и параметров надежности силовой установки без увеличения лобового сопротивления планера. Взлет и посадка осуществляется по самолетному, с использованием неубирающегося шасси, а для сокращения взлетной дистанции могут применяться пороховые ускорители. В состав средств видовой разведки включены оптико-электронная система и радиолокационная станция. Передача информации в реальном масштабе времени осуществляется по каналам связи С-диапазона. Для увеличения радиуса действия системы возможно применение ретранслятора, в качестве которого может использоваться БПЛА «Хантер», оснащенный соответствующей аппаратурой. В США с целью расширения круга решаемых задач и сохранения на вооружении вплоть до 2019 года БПЛА «Хантер» постоянно модернизируют. Более того, благодаря большой массе полезной нагрузки на его базе создан многоцелевой («вооруженный») вариант, получивший обозначение МQ-5B. В состав вооружения включены суббоеприпасы «Бэт» и «Вайпер Страйк», а также BLU-108. Различные модификации машины, кроме США и Израиля, поставлялись в Бельгию, Францию и другие страны. Отмечается, что в соответствии с требованиями МО Израиля к средневысотному разведывательному БПЛА большой продолжительности полета подразделением «Малат» фирмы IAI в конце 90-х годов создан аппарат «Герон». Он предназначен для замены устаревших модификаций БПЛА «Серчер» и ведения видовой и радиоэлектронной разведки, выдачи целеуказания системам оружия, решения задач РЭБ и ретрансляции сигналов систем связи. В состав оборудования входят оптико-электронная система, радиолокационная станция с синтезированием апертуры, обеспечивающая селекцию движущихся целей, аппаратура спутниковой связи. Оборудование связи и обмена данными обеспечивает связь со станцией управления на дальности прямой видимости. Однако, значительная масса полезной нагрузки позволяет установить оборудование спутниковой системы связи. Состав полезной нагрузки может меняться в зависимости от требований заказчика. Аппарат также может оснащаться управляемыми авиационными средствами поражения. Первой страной, которая официально приняла на вооружение БПЛА «Герон» (в 2000 году) стала Индия. Затем в 2005 году он был принят на вооружение ВС Турции. На базе данного аппарата французскими специалистами из концерна EADS разработана разведывательная беспилотная система, где БПЛА получил обозначение «Игл-1». Аппарат «Герон» также эксплуатируется ВС Австралии, Германии, Индии, Канады, Сингапура, Турции и ряда других стран. В самом Израиле официальная церемония приема БПЛА «Герон» на вооружение ВВС состоялась на базе «Пальмахим» в марте 2007 года. Первоначально она должна была состояться в июле 2006 года, но ее вынуждены были перенести из-за начала второй ливанской войны. Несмотря на то, что в момент конфликта с Ливаном аппарат не был принят на вооружение, он в опытном порядке широко задействовался на протяжении всего вооруженного конфликта. За время войны при помощи БПЛА «Герон» было обнаружено более 20 пусковых установок ракет, общая продолжительность нахождения БПЛА в воздухе составила более 10 тыс. ч. В настоящее время налажено серийное производство большего по массе и габаритам аппарата «Герон TP» (второе название «Эйтан»), первый экспериментальный полет которого состоялся в 2006 году. Аппарат «Эйтан» разработан как многоцелевая платформа с возможностью выбора различного устанавливаемого бортового радиоэлектронного оборудования, а также и размещения на нем авиационных средств поражения. Оборудование связи и обмена данными обеспечивает связь со станцией управления как на дальности прямой видимости, так и через КА-связи. В дальнейшем на базе платформы «Эйтан» возможно создание аппарата для перехвата баллистических ракет на начальном этапе полета, и БЛА – топливозаправщик для дозаправки в воздухе других БПЛА. Наземное оборудование беспилотных систем «Герон» и «Герон ТР» полностью совместимым. По даннымм китайских источников с 2005 года специалисты фирмы ведут работы по исследованию концепции высотных БПЛА с продолжительностью полета 7 суток и более с массой полезной нагрузки 200–300 кг. В качестве электрических силовых установок таких аппаратов планируется использовать электрохимические генераторы – топливные элементы. В настоящее время они являются одним из наиболее перспективных источников энергии благодаря их высокой удельной мощности и энергоемкости. Особо следует отметить беспилотные системы с БПЛА «Гарпия» и «Гароп», также разработанные фирмой IAI, в которых сами аппараты относятся к классу боевые БПЛА одноразового применения. В разработке, производстве и выработке тактики боевого применения аппаратов данного класса Израиль является безусловным лидером. Разведывательно-ударная система, в состав которой входят турбореактивные БПЛА «Гарпия» (Harpy), разработана в конце 1980-х годов ХХ века. Она предназначена для поражения работающих РЭС противника. Запуск БПЛА «Гарпия» осуществляется с наземных пусковых установок, размещенных на шасси автомобиля или с борта надводного корабля на значительном удалении от района патрулирования в воздухе. После выхода в заданный район аппарат самостоятельно обнаруживает работающие РЭС противника, сравнивает параметры их сигналов с информацией, заложенной в базу данных, исходя из заданной программы, выбирает приоритетную цель, наводится на нее, переходит в крутое пикирование и поражает цель, осуществляя подрыв фугасной боевой части непосредственно над ней. По данным китайских военных обозревателей данная система находится на вооружении также Китая, Индии, Ю. Кореи, Испании и Турции. В 2008 году фирма IAI завершила разработку подобной беспилотной системы с аппаратом «Гароп». Однако, в отличие от БПЛА «Гарпия», и, несмотря на то, что «Гароп» относится к классу аппаратов одноразового применения, в случае отмены атаки цели предусмотрено его возращение и посадка. Беспилотная система с БПЛА «Гароп» предназначена для ведения видовой воздушной разведки оптико-электронными средствами, обеспечения стрельбы артиллерии и решения ударных задач. Транспортно-пусковые контейнеры с БПЛА могут устанавливаться на различных платформах, включая корабли и катера. Атака неподвижной или движущейся цели выполняется в автоматическом или дистанционно-управляемом режиме с различных видов пикирования: пологого, крутого или отвесного.  В настоящее время Индия закупила несколько подобных БПЛА, а представители Германии и предположительно Турции выразили желание иметь на вооружении ВС такую систему. Специалистами другого крупного разработчика и производителя беспилотных систем фирмы «Элбит системз» за истекшее десятилетие создана линейка аппаратов большой продолжительности полета различных классов – семейство «Гермес». В это семейство входят аппараты различной взлетной массы: «Гермес 90», «Гермес 180», «Гермес 450», «Гермес 900» и «Гермес 1500». Аппараты семейства «Гермес» разрабатывались как многоцелевые платформы с возможностью размещения на них различного БРЭО. В зависимости от установленного оборудования способны решать задачи видовой, радио и радиотехнической разведки, РЭБ и использоваться в качестве ретранслятора. Модификации «Гермес 450» и «Гермес 450» могут нести управляемые авиационные средства поражения Наземная станция управления является универсальной и позволяет управлять аппаратами всего семейства «Гермес», при этом оператор может управлять одновременно двумя аппаратами. Оборудование НСУ позволяет проводить полный цикл планирования и управления ходом разведывательных полетов БПЛА на базе одной рабочей станции. Это дает возможность сопоставления разведданных, поступающих от двух аппаратов, редактирования поставленных задач и принятия решения в реальном масштабе времени. Аппарат семейства «Гермес 450» был закуплен Ботсваной, Великобританией, Грузией, Хорватией и другими странами. Необходимо отметить, что Израиль также является крупнейшим разработчиком и экспортером мини (взлетная масса до 30 кг, продолжительность полета более 2 ч) и микроБПЛА (взлетная масса до 5 кг, дальность и продолжительность полета до 10 км и 1 ч соответственно). Так, для обеспечения разведданными отдельных групп, взводов и рот разработаны следующие аппараты:

– миниБПЛА: «Орбитер 1, 2, 3» (фирмы ADS); «Скайларк I LE», (фирмы «Элбит системз», «Спайлайт В» (фирмы «Блюбёрд»), «Ай-Вью 50», «Бёрд Ай 400», «Бёрд Ай 600», «Мини Пантера» (фирмы IAI), «Каспер 250», «Каспер 650» (фирмы «Топи Вижн») и др.;

– микроБПЛА: «Москито-1» и «Москито-1,5» (фирмы IAI), «Микро В» (фирмы «Блюбёрд»), WASP (фирмы «ЮВижн») и др.

Таким образом, Израиль, после США, является ведущей страной в области разработки, производства и применения беспилотных систем различных типов. В целом, учитывая уровень развития научно-технологической и производственной базы Израиля можно утверждать, что и в наступившем десятилетии он останется лидером в производстве беспилотных летательных аппаратов. По оценке китайских специалистов военно-промышленный комплекс Израиля в состоянии не только обеспечить потребности своих ВС и спецподразделений в беспилотных системах, но также удовлетворить любые требования потенциальных заказчиков. Промышленность Израиля способна выпускать беспилотные системы всех известных классов, за исключением только беспилотных систем со специализированными боевыми БПЛА многоразового применения (подобных американскому боевому БПЛА Х-47В) в виду отсутствия в них потребности со стороны своих вооруженных сил.

52.3MB | MySQL:103 | 0,423sec