Китайские специалисты об организации управления национальной обороной Ливана

Известно, что в Ливанской Республике сложилась довольно стройная военная система, для которой характерно наличие двух ветвей управления — административной и оперативной. Министерство обороны является органом административного управления. Сфера оперативной деятельности находится в ведении командования армии, в которое входит Генеральный штаб. Министерство обороны является военно-политическим государственным органом. Министр обороны (гражданская должность) представляет министерство в совете министров и за рубежом. Он принимает участие в обсуждении и принятии политических решений по основополагающим проблемам военного строительства, применения вооруженных сил, отвечает за организацию их всестороннего обеспечения. Министерство включает в себя: главное административное управление; генеральную инспекцию; военный совет; управление делами министра обороны. Кроме того, у министра имеются два советника и адъютант. Представляется возможным более подробно остановиться на разборе основных структурных единиц министерства используя материалы экспертов Китайского института международных стратегических исследований Народно-освободительной армии Китая (КИМСИ НОАК) за 2017-2019 годы, основной деятельностью которых является выработка рекомендаций и предложений по совершенствованию национальной безопасности китайского государства.

По данным китайских специалистов главное административное управление занимается вопросами всестороннего снабжения национальных вооруженных сил. На основании заявок от различных инстанций военного ведомства, специалисты главного административного управления изучают возможности для обеспечения потребностей и составляют соответствующие предложения. Кроме того, на указанный орган возложены задачи по ведению финансовой деятельности министерства. Начальник управления отвечает за: обеспечение различных потребностей вооруженных сил; подготовку военного бюджета и организацию контроля за его выполнением; контроль за использованием финансовых средств, выделяемых различным инстанциям в структуре вооруженных сил. В его обязанности входит: выдавать лицензии для участия в контрактах в интересах вооруженных сил по согласованию с командующим армией изучать потребности вооруженных сил; определять приоритеты и очередность в удовлетворении запросов на снабжение вооруженных сил; предлагать министру обороны представителей для осуществления закупок предметов снабжения за рубежом. Главное административное управление включает: Основные подразделения: секретариат; отдел вооружения и техники; отдел МТО; инженерный отдел; топографический отдел; медицинский отдел; финансовый отдел. Вспомогательные подразделения: экономическая служба; служба социальной помощи офицерам; служба социальной помощи сержантскому и рядовому составу; служба социальной помощи гражданскому персоналу ВС.

Отмечается, что Генеральная инспекция предназначена для инспектирования состояния вооруженных сил, выполнения ими планов, руководящих документов и указаний определяемых министром обороны и командованием армии. Генеральный инспектор назначается указом правительства по предложению министра обороны. Подчиняется непосредственно министру обороны. В обязанности генерального инспектора входит: проверка деятельности всех структур и подразделений министерства; проверка выполнения законов и директив, приказов и инструкций; организация расследований в случае выявления нарушений; составление отчетов по результатам проверок и их доклад министру обороны; выдвижение необходимых предложений для улучшения функционирования различных структур министерства, армейских частей и подразделений. Генеральная инспекция включает: секретариат; инспекцию по вопросам военного обучения, боевой подготовки и спорта; инспекцию по вооружению; медицинскую инспекцию; инспекцию по делам личного состава, техники и финансам. Начальники и члены инспекций назначаются приказом министра обороны на основании предложений генерального инспектора. Деятельность инспекции регламентируется директивами и инструкциями министра обороны по предложению военного совета. Военный совет выполняет следующие функции:

утверждает:

организационно-штатную структуру всех основных структурных подразделений министерства обороны;

назначения руководящего состава территориальных командований, командующих ВВС и ВМС, командиров бригад, а также начальников военных учебных заведений;

назначения руководителей отделов и служб министерства, а также командиров батальонов в армейских частях на основании предложений командующего армией;

отстранение старших офицеров в звании майор и выше от исполнения обязанностей на срок от одного месяца и более;

присвоение очередных воинских званий капитан и выше;

порядок награждения орденами и медалями;

условия приема в военно-учебные заведения;

формирование военно-учебных заведений и их организационно-­штатную структуру по предложению командующего армией;

потребности армии в вооружении, технике, предметах снабжения соответствии с предложениями командующего армией;

передачу дел офицерского состава в дисциплинарный суд на основании заявок их непосредственных начальников;

списки кандидатов для поступления в военно-учебные заведения, а также списки лиц, успешно прошедших конкурсный отбор;

направление военнослужащих за границу для обучения или других целей;

назначение руководителей и членов комиссии по распределению подрядов в интересах военного ведомства.

разрабатывает и издает от имени министра обороны:

директивы и инструкции по улучшению организации деятельности структур МО;

планы по совершенствованию организационно-штатной структуры МО.

представляет рекомендации министру обороны:

по проекту военного бюджета;

по укреплению обороноспособности и корректировке оборонной политики;

по кандидатурам на должности военных атташе Ливана в зарубежных странах.

Кроме того, Военный совет отслеживает все этапы выполнения контрактов на приобретение имущества, вооружения и техники для нужд вооруженных сил, рассматривает их с точки зрения соответствия законодательной базе, имеет право одобрить их в полном объеме, внести поправки или полностью отклонить. После одобрения Военным советом проектов контрактов они передаются министру обороны для проведения необходимых мероприятий в соответствии с положениями «Закона о финансовой деятельности».

По данным китайских специалистов в состав Военного совета входят: командующий армией       — председатель; начальник генерального штаба — заместитель председателя; генеральный секретарь Высшего совета обороны; генеральный инспектор МО; начальник главного административного управления МО; начальник канцелярии командующего армией. Военный совет проводит очередные (плановые) заседания в соответствии регламентом, который утверждается в начале каждого года. Кроме того, могут проводиться внеплановые заседания по указанию министра обороны, председателя военного совета или по просьбе половины членов совета. Заседание совета считается незаконным, если на нем присутствовало менее пяти человек. Решения принимаются большинством. В случае равенства голосов, предпочтение отдается решению, за которое проголосовал председатель совета. При отсутствии председателя его функции выполняет начальник генерального штаба. Вопросы, выносимые на обсуждение, и принимаемые Военным советом решения носят секретный характер. При военном совете создан секретариат, в задачи которого входит: подготовка и организация заседаний совета в соответствии с предложениями его членов; ведение протоколов заседаний; доведение решений совета до соответствующих инстанций.

Отмечается, что Управление делами министра обороны предназначено для обеспечения деятельности министра обороны Ливана по выполнению возложенных на него полномочий и осуществления контроля за исполнением его решений. Управление включает в себя: секретариат; отдел административного контроля — занимается вопросами законности административной деятельности в МО, ревизия финансово- экономических органов МО; отдел общественных связей и информации; отдел аппаратов военных атташе Ливана за рубежом; юридический отдел; военно-пенсионный отдел.

Известно, что вооруженные силы Ливанской Республики в соответствии с Конституцией страны (принята в 1926 г.) и Законом о национальной обороне (утвержден Указом № 102 от 16.09.1983 г.) предназначены для решения трех основных задач: оборона, обеспечение безопасности и развитие государства. Эти задачи направлены на защиту нации, сохранение суверенитета и государственной власти, соблюдение конституционной законности, сохранение безопасности, а также обеспечение социальной стабильности и развитие общества. Задача ливанской армии по обороне заключается в защите границ Ливана от любой внешней агрессии. Наиболее важными мероприятиями в рамках ее решения являются: постоянная готовность к отражению агрессии со стороны Израиля, способность оперативно противостоять возможному нападению всеми доступными средствами; сохранение стабильности в южных регионах страны, пресечение провокационных действий, а также поддержание на высоком уровне готовности граждан отстаивать свои населенные пункты; сотрудничество и координация с Временными силами ООН в Ливане (ВСООНЛ) с целью осуществления резолюции ООН № 1701 (включает в себя фиксацию нарушений со стороны Израиля, проведение совместных военных маневров с целью повышения уровня готовности к действиям в любых чрезвычайных ситуациях); возобновление мероприятий по демаркации «голубой линии» (искажена в ходе израильской агрессии в июле 2006 года) силами специализированного комитета, включающего личный состав ВС Ливана и ВСООНЛ; мониторинг ливанских территориальных вод, поддержание сил в готовности противостоять израильским нарушениям и их нападениям на нефтяные ресурсы в территориальных водах Ливана; борьба с террористическими организациями вдоль ливано-сирийской границы на севере и востоке страны. Задача по обеспечению безопасности возложена на ВС Ливана в 1991 г. на основании резолюции кабинета министров. Она предусматривает поддержание мира и стабильности внутри страны совместно с другими национальными силами безопасности. Наиболее важные меры в данном направлении следующие: борьба с терроризмом и шпионажем, прежде всего со стороны Израиля; проведение совместных рейдов по поиску и уничтожению тайников с оружием и боеприпасами, а также аресты подозреваемых в причастности к преступной деятельности; оперативное блокирование районов, в которых произошли вооруженные инциденты различного характера, и их локализация с целью недопущения нанесения ущерба проживающим в данных районах гражданам; борьба с организованной преступностью во всех формах ее проявления.

В заключении хотелось бы отметить, что по оценке ливанских спецслужб, в последнее время возрастает опасность проведения террористических актов с использованием новых технологий и методов. С их точки зрения наиболее сложным является противодействие доставке средств поражения с помощью беспилотных летательных аппаратов (БПЛА). Учитывая состояние средств ПВО и РЭБ вооруженных сил Ливана, они не способны активно противодействовать возможным нападениям с применением БПЛА. Возможными целями для подобных акций могут стать правительственные учреждения, места массового скопления людей и дипломатические миссии .

62.87MB | MySQL:102 | 0,634sec