В Израиле анализируют последствия очередной эскалации насилия в противостоянии с действующими в секторе Газа группировками. Часть 4

Министр иностранных дел Ирана Мохаммад Джавад Зариф 19 ноября с.г. позвонил главе правящего в секторе Газа «Исламского движения сопротивления» (ХАМАС) Исмаилу Хании и подтвердил, что Тегеран поддерживает палестинское сопротивление. В сообщении на сайте ХАМАСа говорится: «Министр… сказал, что Исламская Республика Иран поддерживает палестинский народ и его доблестное сопротивление в Газе». Иранский министр иностранных дел поздравил И.Ханию с «победой сопротивления, достигнутой в последнем раунде борьбы с оккупацией», говорится в сообщении на веб-сайте ХАМАСа. Иранское государственное информационное агентство IRNA также сообщило о телефонном разговоре Зарифа и Хании[i].

Иран оказывает существенную поддержку как военному крылу ХАМАСа, «Бригадам Изз ад-Дин аль-Кассам», так и «Бригадам Аль-Кудс» другой действующей в секторе Газа группировки «Палестинский исламский джихад». Израиль и ряд арабских стран считают Иран главным региональным противником и выступают против финансирования Тегераном вооруженных формирований на Ближнем Востоке.

Высокопоставленные члены ХАМАСа не раз хвалили Иран за эту поддержку и посещали Тегеран, чтобы встретиться с руководством иранских служб безопасности и политиками. «Иран – единственная страна, которая заявляет, что организация [Израиль] является канцерогенной и должна быть вырвана из региона», – заявил заместитель руководителя ХАМАСа Салах аль-Арури в интервью телеканалу «Хамас Аль-Кудс» в феврале 2018 года. По его словам, «Иран – страна, которая готова оказать реальную и общественную поддержку палестинскому сопротивлению и другим противникам образования [Израиля]».

Израиль и военизированные группировки в секторе Газа с 12 по14 ноября с.г. участвовали в двухдневных боевых действиях после того, как израильские военные ликвидировали командира «Палестинского исламского джихада» Баху Абу аль-Ату и его жену. В ходе эскалации насилия «Бригады Аль-Кудс», выпустили около 450 ракет по Израилю, что привело к многочисленным ответным ударам Армии обороны Израиля (ЦАХАЛа) по сектору Газа. При этом распространено мнение, что военизированное крыло ХАМАСа, в отличие от предыдущих раундов боевых действий, в этих обстрелах не участвовало. В результате трое израильтян получили ранения во время эвакуации в бомбоубежища. С палестинской стороны 34 убитых и 109 раненных. Считается, что, по меньшей мере, 19 из них были членами военизированных группировок, а остальные гражданскими лицами, среди которых 8 членов одной семьи в Дейр-эль-Балахе, по ошибке убитых во время бомбардировки израильских ВВС.

На третий день обмена ударами стороны заключили соглашение о перемирии при посредничестве Египта. Как отмечает Йони Бен-Менахем, аналитик Иерусалимского центра публичной политики (Jerusalem center for public affairs, JCPA) в «Палестинском исламском джихаде» наметились серьезные разногласия между политическим руководством, которое хочет продолжить соблюдать режим тишины с Израилем, и полевыми командирами, которые стремятся к эскалации насилия.

Очередной режим прекращения огня в секторе Газа традиционно хрупок. По мнению израильского аналитика, «Палестинский исламский джихад» может попытаться нарушить его в ближайшее время, несмотря на позицию главы организации Зияда ан-Нахалы. Группировка готовится к предстоящим пятничным демонстрациям в секторе Газа, которые и должны стать первым испытанием достигнутого соглашения о прекращении огня с Израилем. В штабе «Маршей возвращений» возникли разногласия по поводу того, проводить ли протесты или на этот раз воздержаться, опасаясь, что это может привести к эскалации и нарушению договоренностей[ii].

Премьер-министр Биньямин Нетаньяху отрицает, что ради заключения соглашения о перемирии он согласился на ограничения военной деятельности ЦАХАЛа в секторе Газа, в то время как в «Палестинском исламском джихаде» утверждают, что Израиль обязался прекратить убийства и не открывать огонь по демонстрантам во время «Маршей возвращения» вдоль пограничного забора безопасности.

В соглашении о прекращении огня, по словам Йони Бен-Менахема, нет гарантий того, что оно надолго, несмотря на посредничество Египта, и уже нависла угроза его нарушения со стороны «Палестинского исламского джихада». В рамках подготовки к возобновлению ракетных обстрелов Израиля, была найдена замена убитому Абу Аль-Ате в лице его правой руки Тайсира Джабари, который назначен командующим военного крыла группировки в северной части секторе Газа. Он являлся руководителем ее оперативного отдела в анклаве и уже пережил две попытки покушения со стороны Израиля в 2012 году и в 2014.

Несмотря на демонстрацию единства со стороны высокопоставленных официальных лиц ХАМАСа и «Палестинского исламского джихада», между двумя организациями не снята напряженность в отношениях из-за неучастия первого в недавнем раунде боевых действий с Израилем. По мнению израильского аналитика, после заключения соглашения о перемирии активисты ХАМАСа запустили две ракеты по Беэр-Шеве для того, чтобы хоть как-то уменьшить недовольство улицы в секторе Газа, т.к. позиция движения привела, якобы, к поражению «Палестинского исламского джихада» и падению его престижа.

В условиях, когда массы ожидают от ХАМАСа разъяснений его позиции, руководство движения хранит молчание, а его высокопоставленные члены не объясняют общественности свое решение воздержаться от участия в последнем раунде боевых действий против Израиля. Они довольствуются заявлениями об отсутствии разногласий с «Палестинским исламским джихадом». Тем временем эта группировка, благодаря последнему раунду боевых действий с Израилем, начала позиционировать себя в качестве силы, ведущей палестинское сопротивление в секторе Газа, и тех, кто защищает протестующих в ходе «маршей возвращения» на границе, пытаясь изменить правила игры и нарушая израильскую формулу «тишина в обмен на тишину». Для заключения соглашения о перемирии «Палестинский исламский джихад» целенаправленно выдвинул Израилю условие не открывать огонь по демонстрантам на границе, т.к. знает, что это требование невыполнимо, и Израиль никогда на это не согласится. Поэтому, по словам израильского аналитика, это мина замедленного действия, которая приведет к нарушению соглашения о прекращении огня в любой момент.

«Палестинский исламский джихад» называет последний по времени  раунд боевых действий своей победой, и, поскольку ему удалось на 48 часов парализовать жизнь в ряде областей еврейского государства, в группировке утверждают, что могут вести кампанию против Израиля и без помощи ХАМАСа. Одновременно, эта организация завоевывает все больше симпатий улицы в прибрежном анклаве.

По мнению Йони Бен-Менахема, в руководстве «Палестинского исламского джихада», вероятно, ждут подходящего момента, чтобы «удивить» Израиль неожиданным нападением на солдат ЦАХАЛа в секторе Газа посредством снайперов, ракетных обстрелов или нападений, чтобы отомстить за смерть Абу Аль-Аты и других погибших.

Жесткие дебаты между политическим эшелоном организации и командирами подразделений «Бригад Аль-Кудс» продолжаются. Глава политического крыла  Мухаммед Альхинди в телевизионном интервью заявил, что «военное крыло отреагировало на убийство Бахи Абу Аль-Аты, и вопрос исчерпан». Он поддерживает позицию главы организации Зияда ан-Нахалы и лидера ХАМАСа Яхьи Синвара, которая заключается в том, что необходимо соблюдать режим прекращения огня, и объяснил решение ХАМАСа не участвовать в последнем раунде боевых действий против Израиля стремлением избежать еще большей эскалации насилия.

Масла в огонь непростой ситуации в секторе Газа подлил Вашингтон. Госсекретарь США Майк Помпео заявил, что Соединенные Штаты отказываются от заявлений предыдущей администрации президента Барака Обамы, согласно которой поселенческая деятельность Израиля на Западном берегу р. Иордан и в Восточном Иерусалиме является нарушением международного права[iii].

В ответе «Палестинского исламского джихада» на заявление американской администрации о еврейских поселениях говорится, что «ответом будет эскалация на Западном берегу р. Иордан и в Иерусалиме», при этом сектор Газа не был упомянут. Хотя, по словам израильского аналитика, эта вооруженная группировка планирует запустить ракеты по Израилю в качестве акта возмездия для восстановления сильно подорванного престижа. Он отмечает, что в секторе Газа считается, что «Палестинский исламский джихад» не заинтересован в том, чтобы втягивать жителей анклава в масштабную войну с Израилем, но внутри организации военные элементы жаждут еще одного успешного раунда боевых действий, чтобы восстановить свое униженное достоинство.

С марта 2018 года, когда началась кампания под названием «Марш возвращения», Израиль находится в состоянии неопределенной войны на истощение. Палестинцам не удалось добиться снятия израильской блокады сектора Газа. Лидеры «Палестинского исламского джихада» пытаются торпедировать соглашения об «урегулировании», которые должны привести к долгосрочному прекращению огня и улучшению экономической и гуманитарной ситуации населения прибрежного анклава. Тем самым они выполняют повестку дня Ирана, а ХАМАС не пытается их обуздать. Таким образом, считает Йони Бен-Менахем, около двух миллионов палестинцев в Секторе становятся заложниками террористической организации, действующей под лозунгами «джихада» и «освобождения Палестины», чего она не в силах добиться. Очередной раунд боевых действий в секторе Газа еще больше приблизит Израиль к моменту, когда необходимо будет принять решение.

Летом 1981 года, напоминает израильский аналитик,  палестинские организации из Ливана запустили по Израилю около 1230 ракет и снарядов, после чего началась израильская военная операция «Мир Галилея» с целью уничтожения террористических группировок в Ливане, в конечном итоге приведшая к бегству Организации освобождения Палестины (ООП) и ее боевиков в Тунис. Сегодня история повторяется, и у государства Израиль в конечном итоге не останется иного выбора, кроме как начать обширную военную операцию в секторе Газа, чтобы устранить военную угрозу израильским гражданам со стороны террористических организаций, несмотря на высокую цену, которую, как ожидается, стране придется заплатить.

[i] In call to Hamas head, Iran FM hails Gazan ‘victory’ in latest fight with Israel // The Times of Israel. 19.11.2019 — https://www.timesofisrael.com/iranian-fm-tells-haniyeh-tehran-stands-with-palestinian-resistance-in-gaza/

[ii] הפסקת אש שברירית // Arabexpert. 19.11.2019 — http://www.arabexpert.co.il/2019/11/blog-post_19.html

[iii] В МИД прокомментировали заявление Помпео о еврейских поселениях // РИА Новости. 19.11.2019 -https://ria.ru/20191119/1561119928.html

52.25MB | MySQL:103 | 0,492sec